Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано «Утверждено» на заседании МСШ директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. «31» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании педсовета Протокол №1 «27» августа 2020 г. Приказ №82от Рабочая программа Основы системного анализа 10 класс Автор: Учитель математики Белькова А.В. Г. Верхняя Салда 2020 г. Пояснительная записка Содержание элективного курса охватывает круг вопросов, связанных с системным анализом в различных предметных областях. Электив нацелен на формирование профессиональных компетенций выпускника: ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-11 осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; ПК-4 разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных. Преподавание электива предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия и самостоятельную работу. Рабочая программа предусматривает проведение следующих видов контроля: текущий контроль успеваемости в форме обсуждений решений самостоятельных заданий и промежуточный контроль в форме зачета. Целью освоения «Основы системного анализа» является формирование у выпускников знаний и умений в области системных исследований, системного проектирования и системной аналитики. Задачами элективного курса являются: ознакомить учащихся с основами инженерии знаний предоставить информацию о трех основных направлениях анализа: бизнесанализ, анализ при разработке информационных систем и анализ данных. В курсе рассматриваются вопросы, связанные со сбором, структурированием, обработкой, хранением, и презентацией данных из различных предметных областей. Акцент делает на том, что данные могут быть как жестко структурированным и формализованными, в т.ч. числовыми, так и слабо структурированными, в т.ч. нечисловыми. Примером таких данных могут служить описания бизнес-процессов или требования к разрабатываемому ПО. В самостоятельных заданиях учащиеся учатся выбирать аналитический инструмент и применять его к заданным данным. Важным моментом практической работы является опыт поиска недостающих и необходимых данных в открытых источниках, их оценивание, структурирование и использование. Программа рассчитана для 10 класса на 34 часа (1 час в неделю). Примерное тематическое планирование по основам системного анализа 10 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 История возникновения и развития системного анализа (системного подхода) Системные проблемы. Признаки системных проблем Система, элемент, подсистема Связь, структура, внешняя среда, модель Цель Классификация систем Общие системные закономерности Этапы системного анализа Модели в системном анализе Системный анализ и принятие решений Альтернативы и их сравнение Парето-оптимальные решения Принятие решений в многокритериальной задаче Метод анализа иерархий Коллективная генерация идей (мозговой штурм) Метод экспертных оценок Методы обработки информации, получаемой от экспертов 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Список литературы: 1. Системный анализ и аналитические исследования : руководство для профессиональных аналитиков / А.И. Ракитов, Д.А. Бондяев, И.Б. Романов [и др.] ; [отв. ред. А.И. Ракитов] .— Москва : Альменда, 2009 .— 441 с. 2. Рыков, Александр Семенович (д-р техн. наук) . Системный анализ : модели и методы принятия решений и поисковой оптимизации / А.С. Рыков ; Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Гос. технол. ун-т "Моск. ин-т стали и сплавов" .— Москва : МИСиС, 2009 .— 607 с. 3. Вдовин, Виктор Михайлович. Теория систем и системный анализ : учебник : для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности "Прикладная информатика (в экономике)" / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов .— Москва : Дашков и К, 2010 .— 637, [1] с. 4. Андрейчиков, Александр Валентинович. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Прикладные математика и физика" или по направлениям и специальностям в области естественных наук, техники и технологии, системного анализа и управления. Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова .— Изд. 3-е .— Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2012 .— 242, [1] с.