Редакция от 23 окт 2019
Это упражнение можно использовать как разминку или пятиминутку в комплексе с другими упражнениями. Предложите выпускникам несколько проблемных тем сочинения. Школьники должны сформулировать главную мысль сочинения, которую они могли бы написать по этой теме.
Ученики формулируют 1–2 проблемы по теме сочинения, которую называет педагог. Это тезисы, которые выпускники должны доказывать в основной части сочинения. Так школьники научатся писать вступление к сочинению.
Это упражнение можно использовать в двух вариантах: ученики сами формулируют тезисы сочинения по проблемной теме или подбирают аргументы и примеры к тезисам, которые заранее подготовил учитель. В первом случае школьники научатся формулировать и аргументировать свои мысли. Во втором – подбирать уместный материал для аргументации.
Используйте готовые тексты сочинений прошлых лет. Попросите выпускников найти логические ошибки и несоответствия в них. Предложите решения, как можно исправить эти ошибки.
После тренировочного сочинения проведите работу в парах. Предложите школьникам проанализировать вступления и заключения сочинений друг друга. Ученики должны найти смысловые связи и сделать вывод о том, соответствует ли вступление заключению.
Предложите школьникам проанализировать два вступления или два заключения разных работ, которые написаны на одну и ту же тему. Ученики сопоставят работы, выделят слабые и сильные стороны. По итогам работы вместе с выпускниками составьте рекомендации по написанию вступительной и заключительной частей сочинения.
Чтобы научиться критически оценивать свои работы, ученикам лучше начать с анализа работ выпускников прошлых лет. Предложите школьникам оценить композицию заведомо слабого сочинения. Вместе разберите, что автор сделал неправильно, как улучшить работу. Затем школьники редактируют исходное сочинение.