Редакция от 23 окт 2019
Ученикам раздайте исходные тексты-пересказы эпизодов произведений школьной программы. Попросите их дополнить пересказы комментариями или оценкой поступков героев. Это упражнение можно использовать как устную разминку.
Предложите ученикам проблемную тему. Они должны сформулировать основную мысль сочинения и привести 2–3 аргумента, чтобы ее доказать. К каждому аргументу выпускники подбирают примеры из литературных произведений. Это упражнение можно использовать для парной работы, чтобы школьники могли сравнить и оценить аргументацию друг друга.
Для этого упражнения нужно подготовить тексты неудачных сочинений с отступлениями от темы. Выпускникам предложите исключить из текстов примеры, которые не соответствуют теме.
Это упражнение можно использовать в комплексе с упражнением 1. Предложите школьникам преобразовать примеры из литературных произведений. Например, заменить перечисление произведений и пересказ комментарием, обратиться к проблематике произведения, системе персонажей и др.
Предложите выпускникам провести устный или письменный анализ готового сочинения. Школьники оценят примеры, которые использовал автор, на уместность и соответствие теме и аргументам. Это поможет развить критическое мышление и более осознанно подойти к собственным работам.
Школьникам сложно интерпретировать поступки героев художественных произведений и использовать характеристики для аргументации. Разберите удачные примеры из сочинений предыдущих лет. Предложите выпускникам самостоятельно аргументировать тезис с привлечением характеристики героя подходящего произведения.
Выпускники, которые используют в сочинениях два и более примеров из литературных произведений, часто рассуждают о героях или эпизодах изолированно. Чтобы научить школьников использовать прием сопоставления как способ включения литературного материала в сочинение, предложите им упражнение. Обратите внимание на то, как подбирать материал. Нужно найти и обозначить основания для сравнения. Для этого лучше выбирать произведения, в которых героев или сюжетные ходы легко сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы сочинения.
Предложите выпускникам текст с ошибками в названиях книг, указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев, пересказе содержания и другими фактическими ошибками. Задача учеников – найти и исправить эти ошибки.