8 упражнений, чтобы научить выпускников включать литературный материал в сочинение

Проверьте, как педагоги учат выпускников включать в текст сочинения литературный материал. Предложите учителям упражнения, которые помогут научить выпускников включать в текст литературный материал.

1. Включить в пересказ комментарий и оценку

Ученикам раздайте исходные тексты-пересказы эпизодов произведений школьной программы. Попросите их дополнить пересказы комментариями или оценкой поступков героев. Это упражнение можно использовать как устную разминку.

2. Сформулировать несколько аргументов и подкрепить их литературными примерами

Предложите ученикам проблемную тему. Они должны сформулировать основную мысль сочинения и привести 2–3 аргумента, чтобы ее доказать. К каждому аргументу выпускники подбирают примеры из литературных произведений. Это упражнение можно использовать для парной работы, чтобы школьники могли сравнить и оценить аргументацию друг друга.

3. Исключить из сочинения лишние литературные примеры

Для этого упражнения нужно подготовить тексты неудачных сочинений с отступлениями от темы. Выпускникам предложите исключить из текстов примеры, которые не соответствуют теме.

4. Исправить неудачные литературные примеры

Это упражнение можно использовать в комплексе с упражнением 1. Предложите школьникам преобразовать примеры из литературных произведений. Например, заменить перечисление произведений и пересказ комментарием, обратиться к проблематике произведения, системе персонажей и др.

5. Определить, соответствуют ли литературные примеры тезисам и аргументам сочинения

Предложите выпускникам провести устный или письменный анализ готового сочинения. Школьники оценят примеры, которые использовал автор, на уместность и соответствие теме и аргументам. Это поможет развить критическое мышление и более осознанно подойти к собственным работам.

6. Аргументировать тезис с помощью характеристики литературного героя

Школьникам сложно интерпретировать поступки героев художественных произведений и использовать характеристики для аргументации. Разберите удачные примеры из сочинений предыдущих лет. Предложите выпускникам самостоятельно аргументировать тезис с привлечением характеристики героя подходящего произведения.

7. Сопоставить героев или эпизоды двух произведений, чтобы доказать или опровергнуть тезис

Выпускники, которые используют в сочинениях два и более примеров из литературных произведений, часто рассуждают о героях или эпизодах изолированно. Чтобы научить школьников использовать прием сопоставления как способ включения литературного материала в сочинение, предложите им упражнение. Обратите внимание на то, как подбирать материал. Нужно найти и обозначить основания для сравнения. Для этого лучше выбирать произведения, в которых героев или сюжетные ходы легко сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы сочинения.

8. Исправить фактические ошибки

Предложите выпускникам текст с ошибками в названиях книг, указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев, пересказе содержания и другими фактическими ошибками. Задача учеников – найти и исправить эти ошибки.