ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ - СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ - УЧЕБНИКИ ПО ВЫБОРУ для детей с русским неродным языком общения Анализируем, обсуждаем, делаем правильный выбор 2019 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ — НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» утвержден новый Федеральный перечень учебников. • Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 с последующими изменениями признан утратившим силу с момента публикации нового перечня ФПУ, то есть с 29.12.2018 г. • Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение 3 (трёх) лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего Приказа учебники. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ ПО ИЗДАТЕЛЬСТВАМ (РАЗДЕЛЫ 1-3) КОЛИЧЕСТВО ИЗДАТЕЛЬСТВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ПЕРЕЧНЕ ВЫРОСЛО С 26 ДО 32 ВСЕГО В ФПУ 1364 УЧЕБНИКА, в том числе учебников АО «Издательство «Просвещение» — 573 учебника. Более чем в 2 раза увеличилось количество линий, реализующих право обучающихся на изучение родного языка и литературы на родном языке. УЧЕБНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТРУКТУРА ФПУ Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей: 1. «Учебники, рекомендованные для реализации обязательной части образовательной программы» 1.1 Начальное общее образование 1.2. Основное общее образование 1.3. Среднее общее образование Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей 2. «Учебники, рекомендованные для реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, учебники для предметов по выбору, специальные учебники для реализации адаптированных программ» 1.1 Начальное общее образование 1.2. Основное общее образование 1.3. Среднее общее образование Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей; в которых выделены: Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору 3. «Учебники, обеспечивающие учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ» 1.1 Начальное общее образование 1.2. Основное общее образование 1.3. Среднее общее образование Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФПУ • Приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» В федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники (далее вместе - учебники), рекомендованные Научнометодическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ФПУ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЛИНЕЕК УЧЕБНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ФПУ СОСТАВ НОВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ 1. ЭФУ Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника издательства «Просвещение» 2. УМК дополняются рабочими тетрадями 3. Методические рекомендации к учебнику. Пособия для учителей общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Составной частью методических рекомендаций является Пример рабочей программы с описанием содержания курса, конспектов уроков, личностных, предметных, метапредметных (кроме у/о) результатов обучения и тематическим планированием уроков на каждый год обучения. 4. Дидактические и графические материалы к учебникам (на сайте) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Методические рекомендации находятся на странице учебника в каталоге издательства «Просвещение» Электронные формы учебников (ЭФУ) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Нарушения слуха № ФПУ Авторы Название учебника Классы Новое Новое Русский язык (Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ) Русский язык. Развитие речи (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) (в 2 частях)* 2.1.1.1.3.1 Зикеев А.Г. 2.1.1.1.7.1 Рау Ф.Ф., Кац З Г., Букварь (для глухих обучающихся) (в 2 Морева Н.А. и др. частях)* 2.1.1.1.4.1 2.1.1.1.4.4 Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Кузьмичева Е.П., Кац З.Г., Руленкова Л.И. 2.1.1.1.6.1 2.1.1.1.6.5 Произношение (для слабослышащих и Пфафенродт А.Н., позднооглохших обучающихся) (в 2 Кочанова М.Е. частях)* Русский язык. Развитие речи (для глухих обучающихся) * 1 доп. класс 1 доп. класс 1 доп., 1, 2, 3 классы 1 доп., 1, 2, 3, 4 классы Литературное чтение (Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ) 2.1.1.2.1.1 Зыкова Т.С., Морева Н.А. Чтение (для глухих обучающихся) (в 2 частях) * 1 класс Окружающий мир (Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ) 2.1.4.1.1.2 2.1.4.1.1.3 Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром (для глухих и слабослышащих обучающихся) * 1 доп., 1, 2 классы Изобразительное искусство (Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ) Pay М.Ю., Изобразительное искусство (для глухих и 2.1.5.1.2.1 Зыкова М.А., 1 класс слабослышащих обучающихся) * Суринов И.В. Новое Новое БУКВАРЬ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учебник «Букварь» (1 дополнительный класс) Ф.Ф. Рау, З.Г. Кац, Н.А. Морева, Н.Ф.Слезина Электронная форма учебника (ЭФУ) Инструкция по установке, настройке и использованию ЭФУ на сайте издательства «Просвещение» Обучение грамоте. 1 доп. класс. Методические рекомендации. Е.А. Малхасьян, Ю.В. Тишкина 1) Материал «Букваря» позволяет организовать работу учителя и обучающихся в соответствии с современными методическими требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и АООП НОО глухих обучающихся (вариант 1.2) к организации, содержанию, приёмам обучения грамоте глухих детей в 1 дополнительном классе. 2) «Букварь» имеет электронную версию (ЭФУ), содержащую не только аналог текстового и наглядного материала бумажного учебника, но и тренировочные и тестовые задания. Использование электронной версии расширяет возможности учителя для реализации современных требований к учебному процессу в 1 дополнительном классе, способствует оптимизации планируемых результатов обучения глухих детей грамоте. 3) Изменён подход к обучению глухих детей графической стороне письменной речи в 1 дополнительном классе. Сохраняются требования к развитию точной (мелкой) моторики кисти и пальцев руки, тренировочные упражнения, подготавливающие детей к письму, требования к сознательному письму (соблюдение звуко-буквенной структуры слова, понимание значения 6 письменного слова). Однако писать дети должны печатными буквами (заглавными и строчными) на протяжении всего учебного года. Букварь. 1 дополнительный класс Для глухих обучающихся Слова, включающие новый звук или сложные по своей звукослоговой структуре, подвергаются анализу: дети произносят отдельные слоги и звуки, которые затем вновь сливаются в слово. Задания, направленные на развитие монологической и разговорной речи Использование разнообразие заданий и форм организации работы на уроках обеспечивают мотивированность в овладении речью и осознанность восприятия изучаемого материала. Особое внимание уделяется слитному произнесению слов и соблюдению в них правильного ударения (ударные слоги выделены жирным шрифтом). РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учебник «Русский язык. Развитие речи» (1 дополнительный класс) А.Г. Зикеев Электронная форма учебника (ЭФУ) Инструкция по установке, настройке и использованию ЭФУ на сайте издательства «Просвещение» Русский язык. Развитие речи. 1 доп. класс. Методические рекомендации. Л.А. Головчиц, О.А. Красильникова 1) Учебник предназначен для слабослышащих и позднооглохших детей и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы по предмету «Русский язык» в предметной области «Филология» (вариант 2.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2) Учебный материал поможет развить у детей навыки разговорной и связной речи, сформировать элементы учебной деятельности, навыки коллективной работы с учётом особенностей психофизического, речевого развития детей, поступающих в школу, уровня сохранности их слуховой функции и подготовить их к обучению грамоте в 1 классе. 3) Учебник имеет электронную версию (ЭФУ), содержащую не только аналог текстового и наглядного материала бумажного учебника, но и тренировочные и тестовые задания. Использование электронной версии расширяет возможности учителя для реализации современных требований к учебному процессу в 1 дополнительном классе, способствует оптимизации планируемых результатов обучения слабослышащих детей. Разворот учебника «Русский язык. Развитие речи. 1 дополнительный класс» Автор: А.Г. Зикеев Слова или Текст читает текст для взрослый Для слабослышащих обучающихся глобального Задания, направленные на общение детей Задания для самостоятельной работы Учащиеся овладевают умением по смысловым вопросам определять части речи; конструировать предложения по опорным словам и вопросам. Каждое новое слово включается в состав предложения, изменяя свою грамматическую форму в зависимости от связи с другими словами. Цветные иллюстрации ПРОИЗНОШЕНИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – 4 КЛАССЫ. ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учебники «Произношение» (1 дополнительный – 4 классы) А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова Электронная форма учебника (ЭФУ) Инструкция по установке, настройке и использованию ЭФУ на сайте издательства «Просвещение» Произношение. Методические рекомендации. 1 дополнительный, 1-4 классы А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова 1) Линия УМК «Произношение. 1 дополнительный – 4 классы» предназначена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и обеспечивает реализацию требований АООП начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся в коррекционно-развивающей области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2) Содержание учебников направлено на коррекцию, автоматизацию и дифференциацию звуков устной речи обучающихся. 3) Учебники будут полезны широкому кругу обучающихся: детям с недоразвитием речи, глухим детям, детям, детям с тяжелыми нарушениями речи, детям с особыми образовательными потребностями, обучающимся в общеобразовательных организациях, а также слышащим детям, имеющим недостатки произношения. Примеры страниц из учебника «Произношение. 1 дополнительный класс» Основные виды работы над произносительной стороной речи: работа над голосом и интонацией (соблюдение словесного ударения) Основные виды работы над произносительной стороной речи: работа над орфоэпией (правильное произношение звуков, дифференциация родственных звуков, произношение слов с соблюдением правил орфоэпии) Отработка слухового восприятия: на основе воспринятого материала ученик будет отвечать на вопросы, показывать картинку, повторять и т. д. Рубрика с короткими диалогами, задающими тему для общения ученика с учителем или с кем-то другим. В рубрике содержатся задания на подстановку пропущенных слов; выполнение этих заданий позволит оценить, насколько обучающийся понял речевую ситуацию и готов ли применять предложенные речевые конструкции в коммуникации. Основные виды работы над произносительной стороной речи: работа над речевым дыханием (правильное использование слитного произношения) В учебниках представлена таблица дыхательных упражнений, к которой обучающиеся обращаются на протяжении всего учебного года. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС. ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учебник «Изобразительное искусство» (1 класс) М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, И.В. Суринов Электронная форма учебника (ЭФУ) Инструкция по установке, настройке и использованию ЭФУ на сайте издательства «Просвещение» Изобразительное искусство. 1 класс. Методические рекомендации. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, И.В. Суринов 1) Учебник предназначен для глухих и слабослышащих детей и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы по предмету «Изобразительное искусство» в предметной области «Искусство» (варианты 1.2 и 2.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2) Учебный материал помогает воспитать эстетическое восприятие мира, чувство красоты, сформировать умение любоваться окружающим миром, способствует формированию у детей способов познания предметов и явлений для образования у них полных и ярких представлений об окружающем мире, обеспечивает расширение словаря и формирование коммуникативных навыков. 3) В учебнике предусмотрена разноуровневая помощь детям с особенностями развития: – наглядная поэтапная демонстрация действий; – взаимодействие обучающихся с более успешными одноклассниками; – предоставленные варианты выбора решения изобразительных задач. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС (Для глухих и слабослышащих обучающихся) Рау М. Ю., Зыкова М. А., Суринов И. В. Попроси у учителя Задания выполняются с использованием раздаточного материала, заранее подготовленного педагогом (заготовки, образца) Картины известных художников Я и мои друзья Задания предполагают коммуникацию под руководством педагога (дети спрашивают, уточняют, сравнивают и оценивают работы друг друга, рассказывают о своей работе) Пошаговые инструкции Думай и говори! Задания повышенной сложности на развитие мышления и речи Сделай сам! Задания для творческой работы во внеурочное время под контролем воспитателя или родителей 22 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет. В реализации АООП может быть выделено два или три этапа: I этап ― (дополнительный первый класс) 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы; III этап ― 10-12 классы. Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде. ПИСЬМО МОИН РФ «ОБ УЧЕБНИКАХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Письмо Министерства образования и науки РФ «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.08.2016 № 07-3517 24 1 – 4 КЛАССЫ (I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ). Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Интеллектуальные нарушения № ФПУ Авторы 2.1.1.1.1.1 Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. 2.1.1.1.5.1 2.1.1.1.5.4 Комарова С.В. 2.1.1.1.9.1 2.1.1.1.9.3 Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. 2.1.1.2.2.1 2.1.1.2.2.3 Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М. и др. 2.1.3.1.1.1 2.1.3.1.1.4 2.1.4.1.4.1 2.1.4.1.4.4 2.1.5.1.1.1 2.1.5.1.1.4 2.1.6.1.1.1 2.1.6.1.1.4 Название учебника БУКВАРЬ (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)* РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* РУССКИЙ ЯЗЫК (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (В 2 частях)* ЧТЕНИЕ (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (В 2 частях)* МАТЕМАТИКА (для Алышева Т.В., обучающихся с Яковлева И.М. интеллектуальными нарушениями) (В 2 частях )* МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., (для обучающихся с интеллектуальными Попова М.А. и др. нарушениями) (В 2 частях)* ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ Рау М.Ю., Зыкова ИСКУССТВО (для обучающихся с М.А. интеллектуальными нарушениями)* ТЕХНОЛОГИЯ (РУЧНОЙ ТРУД) Кузнецова Л.А., (для обучающихся с Симукова Я.С. интеллектуальными нарушениями)* Классы 1 класс 1, 2, 3, 4 классы 2, 3, 4 классы 2, 3, 4 классы 1, 2, 3, 4 классы 1, 2, 3, 4 классы 1, 2, 3, 4 классы 1, 2, 3, 4 классы Учебники для реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в действующем ФПУ Предметная область «Язык и речевая практика» Букварь. 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Русский язык. 2 - 4 классы. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Чтение. 2 - 4 классы. Авт.-сост. Ильина С.Ю. и др. Дидактические материалы: Графические материалы к учебнику «Букварь» Речевая практика. 1 - 4 классы. Комарова С.В. Предметная область «Математика» Математика. 1 - 4 классы. Алышева Т.В., Яковлева И.М. 1 этап обучения Учебники для реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в действующем ФПУ Предметная область «Естествознание» Мир природы и человека. 1 - 4 классы. Матвеева Н.Б. и др. Предметная область «Технологии» Технология. Ручной труд. 1 - 4 классы. Кузнецова Л.А. Дидактические материалы: Графические материалы к учебнику «Технология. Ручной труд» Предметная область «Искусство» Изобразительное искусство. 1 - 4 классы. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Дидактические материалы: Графические материалы к учебнику «Изобразительное искусство» 1 этап обучения Примеры страниц из учебника линии «Русский язык. 2–4 классы». 2 класс Фиксированный формат (урок-разворот) Формирование фонематических процессов с опорой на тактильные ощущения Красочный иллюстративный материал Устные задания на полях Трехуровневая система заданий Обращение к личному опыту обучающихся 5 – 9 КЛАССЫ (II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ). Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Интеллектуальные нарушения № ФПУ 2.2.1.1.2.1 2.2.1.1.2.5 2.2.1.2.1.1 2.2.1.2.1.5 2.2.3.1.1.1 2.2.3.1.1.4 2.2.3.4.1.1 2.2.3.4.1.4 Авторы Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. МИР ИСТОРИИ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. ГЕОГРАФИЯ (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* 2.2.6.1.2.1 2.2.6.1.2.2 2.2.8.1.2.1 2.2.8.1.2.5 Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г 2.2.8.1.4.12.2.8.1.4.5 Ковалева Е.А. 2.2.6.1.1.1 2.2.6.1.1.3 РУССКИЙ ЯЗЫК (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* Малышева З.Ф. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Аксенова А.К., Шишкова М.И. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В. Перова М.Н., Капустина Г.М., Алышева Т.В., Эк В.В., Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Клепинина З.А. Никишов А.И., Теремов А.В. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. 2.2.4.1.1.1 2.2.4.1.1.5 Название учебника ЧТЕНИЕ (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* Классы 5, 6, 7, 8, 9 классы 5, 6, 7, 8, 9 классы 6, 7, 8.9 классы 6, 7, 8.9 классы МАТЕМАТИКА (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* 5, 6, 7, 8, 9 классы БИОЛОГИЯ (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)* 7, 8, 9 классы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (для обучающихся с 5, 6 классы интеллектуальными нарушениями)* ТЕХНОЛОГИЯ. ШВЕЙНОЕ ДЕЛО (для 5, 6, 7, 8, 9 обучающихся с интеллектуальными классы нарушениями)* ТЕХНОЛОГИЯ. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ 5, 6, 7, ТРУД (для обучающихся с 8, 9 классы интеллектуальными нарушениями)* 5 – 9 КЛАССЫ (II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ). Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Интеллектуальные нарушения Предметная область «Язык и речевая практика» 2 этап обучения Русский язык. 5 - 9 классы. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Чтение. 5 - 9 классы. Авт.-сост. Малышева З.Ф., Бгажнокова И.М., Аксенова А.К. и др. Предметная область «Математика» Математика. 5 - 9 классы. Перова М.Н., Капустина Г.М., Алышева Т.В. И др. Предметная область «Человек и общество» Мир истории. 6 класс. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 – 9 классы. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. и др. Примеры страниц из учебника линии «История Отечества. 7–9 классы» 8 класс Значение незнакомых слов раскрывается в рубрике «Словарь» Вопросы и задания составлены с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей В рубриках «Это интересно» и «Подробнее о важном» содержатся дополнительные сведения, расширяющие представления обучающихся об изучаемом периоде Для лучшего восприятия исторического содержания используются разные виды иллюстраций: ● современные рисунки ● репродукции картин известных художников ● фотографии ● карты ● кадры из кинофильмов, репродукции плакатов, изображения гербов, флагов, орденов, медалей 5 – 9 КЛАССЫ (II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ). Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Интеллектуальные нарушения Предметная область «Естествознание» Биология. 7 - 9 классы. Клепинина З.А., Никишов А.И. и др. Природоведение 5 - 6 классы. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 - 9 классы. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Предметная область «Технология» Технология. Швейное дело. 5 - 9 классы. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 - 9 классы. Ковалева Е.А. 2 этап обучения Примеры страниц из учебника линии «Природоведение. 5, 6 классы» 5 класс Четкое структурное деление материала, графическое выделение отдельных рубрик Дифференцированны е по степени сложности задания Различные краткие сведения об отдельных объектах Иллюстрации увязаны с текстом, удобно расположены, облегчают восприятие, понимание и запоминание материала. Лаконичные подписи под рисунками Особый аппарат ориентировки В рубрике «Для любознательных» жизненно важная, социально значимая информация, направленная на формирование жизненных компетенций 5 – 9 КЛАССЫ (II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ). Специальные учебники для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Интеллектуальные нарушения ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»: П.1 ч.5 ст.108. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации; ОБ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Письмо Министерства образования и науки от 11.08.2016 № ВК-1788_07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru. Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования. УЧЕБНИКИ ДЛЯ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЫБОРУ КУРСЫ ПО ВЫБОРУ РУССКИЙ ЯЗЫК Русский язык (для образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке). 1-4 классы Курс по выбору Особенности УМК: • Единый, независимый от условий конкретного региона или школы порядок ведения материала, основанный на преодолении дифференциальных трудностей русского языка. № ФПУ 2.1.1.1.14.12.1.1.1.14.5 • Формирование навыков слушания, говорения на русском языке на основе лексических тем. • Подготовка к обучению чтению и письму на русском языке. • Работа по различению и произношению отсутствующих в родном языке учащихся специфических звуков русского языка. • Преобладание тем учебно-бытовой направленности. • Учитывает трудности русского языка. • Обеспечивает диалог русского и родного языков, русской и родной культур. Авторы Хамраева Е.А., Оселедец А.М., Саматова Л.М., Анащенкова С.В., Песняева Н.А., Ветрова Н.В., Гасанова О.Э. Название учебника Классы Русский язык 1, 2, 3, 4 УМК Русский язык в национальной школе. Для образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке Новое ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Литературное чтение (для образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке). 1-4 классы Курс по выбору Особенности УМК: • Единый, независимый от условий конкретного региона или школы порядок ведения материала, основанный на преодолении дифференциальных трудностей русского языка. • Небольшие по объёму и несложные в языковом отношении художественные тексты, в том числе национальных авторов. • Значительное число произведений, раскрывающих полиэтнический характер России. • Сопоставление русских художественных текстов с тематически близкими произведениями родной литературы. • Развитие творческих способностей на основе заданий и проектной деятельности. • Включение заданий на отработку артикуляции трудных звуков русского языка. № ФПУ 2.1.1.2.7.12.1.1.2.7.4 Авторы Черкезова М.В., Хайруллин Р.З., Стефаненко Н.А., Фаттахова С.В., Верхоломова Е.В. / Под ред. Черкезовой М.В. Название учебника Литературное чтение Классы 1, 2, 3, 4 УМК Литературное чтение в национальной школе. Для образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и Новое русском (неродном) языке РУССКИЙ ЯЗЫК Русский язык (для детей мигрантов и переселенцев). 1-4 классы Курс по выбору Особенности УМК: • • • • • • • • № ФПУ 2.1.1.1.13.12.1.1.1.13.5 Формирование и развитие умений и навыков общения на русском языке. Систематическая работа над словом, его значением, произношением и правописанием. Учёт трудностей русского языка. Практическая направленность обучения. Реализация в процессе обучения межкультурной коммуникации. Использование дискуссионных технологий. Обращение к языкам и культуре других народов. Богатый иллюстративный материал. Авторы Название учебника Классы Азнабаева Ф.Ф., Артеменко О.И., Скороспелкина Г.C., Турова Г.А. / Под ред. Никольской Г.Н., Давлетбаевой Р.Г. Русский язык 1, 2, 3, 4 УМК Русский язык и литературное чтение. Предметная линия для детей мигрантов и переселенцев ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Литературное чтение (для детей мигрантов и переселенцев). 1-4 классы Курс по выбору Особенности УМК: № ФПУ 2.1.1.2.6.12.1.1.2.6.4 • Формирование и развитие навыков чтения и общения на русском языке. • Адаптированные тексты художественных произведений. • Учёт своеобразия этнической культуры и других особенностей жизни обучающихся. • Дифференцированные задания. • Использования дискуссионных технологий. • Богатый иллюстративный материал. Авторы Сахипова З.Г., Орлова Т.Н., Бабурин А.В. Название учебника Классы УМК Литературное чтение 1, 2, 3, 4 Русский язык и литературное чтение. Предметная линия для детей мигрантов и переселенцев НОВИНКИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ Учебные пособия для обучающихся с ЗПР, ТНР и обучающихся, испытывающих трудности в усвоении ООП НОО Инклюзия Учебно-методический комплект «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» Тетрадки-помощницы Технология преодоления трудностей обучения младших школьников Русский язык. Ключики к секретам Серия «Учусь легко и интересно» Тетрадки-плюс ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Особенности комплекта Пособия разработаны на основании ФГОС начального общего образования Серия рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальных классов Пособия учитывают психологические особенности детей младшего школьного возраста, разработаны в игровой форме, имеют систему оценки достижения детьми результатов В каждой тетради-помощнице имеется «страничка взрослого» с разъяснениями как работать по книге Тетради-помощницы можно использовать в урочной или внеурочной деятельности, при оказании помощи детям со стороны родителей. Возможность использования материала как «конструктора» Системно выстроенное содержание материала для включения младших школьников в совместную деятельность на занятиях Значительный коррекционно-развивающий потенциал Авторы: О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова и др. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Инклюзия УМК рассчитан на работу с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении основной общеобразовательной программы по предмету «Русский язык» В учебно-методический комплект входят: рабочие тетради для учащихся: «Русский язык. Ключики к секретам имени существительного», «Русский язык. Ключики к секретам глагола», «Русский язык. Ключики к секретам имени прилагательного», а также методическое пособие для учителя. Учебно-методическое пособие - практический инструмент по курсу русского языка, который поможет учителям начальных классов своевременно скорригировать трудности в усвоении школьниками основной образовательной программы на начальном уровне образования и подготовить обучающихся к овладению учебным материалом по русскому языку в последующих классах. Причины, по которым у детей с ЗПР возникают трудности в усвоении школьного курса русского языка Изложение организации и технологии преодоления трудностей Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР Серия «Учусь легко и интересно» Инклюзия Тетрадка-плюс для школьника Доступность для понимания Простота инструкций Работа на уроке, во время индивидуальной работы, для проведения внеурочных мероприятий, для выполнения домашних заданий Приобретение навыков учебной деятельности (ориентировка в задании, его анализ, осмысление и контроль за ходом выполнения) Тетрадка-плюс для педагога Адаптация учебного материала для школьников с трудностями в обучении Пошаговый алгоритм предъявления заданий в рамках выстроенной коррекционно-развивающей системы Возможность использования пособия как в урочной, так и во внеурочной деятельности школьников Наличие специальных заданий на повторение и закрепление изученного материала Авторы: Е.Л. Инденбаум, И.О. Позднякова, А.А. Гостар Тетрадка-плюс родителей Станут активными участниками образовательного процесса; для Помогут первокласснику понимать суть заданий; Будут контролировать правильность выполнения упражнений ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 2 КЛАСС (для глухих и слабослышащих обучающихся) Учебное пособие предназначено для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство» в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (АООП варианты 1.2. и 2.2). М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, И.В. Суринов Содержание пособия направлено на воспитание эстетического восприятия мира, чувства красоты, формирование умения любоваться окружающим. Учитель имеет возможность предлагать задания с доступным уровнем требований и дифференцировать степень самостоятельности обучающихся (вопрос или образец высказывания даны под звездочкой – учитель определяет возможность предъявления повышенных требований к каждому из учеников в классе). Учителю даются рекомендации по организации работы обучающихся (выполнение задания с использованием раздаточного материала или самостоятельно), определены задания, предполагающие коммуникацию под руководством педагога. МУЗЫКА (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Учебное пособие предназначено для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (АООП вариант 1). И.В. Евтушенко Содержание пособия направлено на формирование устойчивого интереса к музыке и развитие музыкальных способностей обучающихся. На занятиях по музыке дети овладеют основами музыкальных знаний и внемузыкальных представлений; научатся верному голосоведению мелодии, чистоте интонирования; точному воспроизведению ритмического рисунка, правильному звукоизвлечению при игре на простейших музыкальных инструментах. Слушая и обсуждая музыкальные произведения разных эпох, они приобщатся к музыкальной культуре, научатся понимать эмоции, выраженные в музыке, рассказывать о своих впечатлениях от услышанных музыкальных произведений. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 5 КЛАСС (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Содержание учебного пособия предназначено для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (АООП вариант 1). М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Развитие умений изображать объекты в движении, внешность человека на портрете, применять разные техники работы с красками и бумагой поможет детям создавать выразительные рисунки и поделки. Расширение знаний о творчестве известных художников и народных мастеров, об окружающем природном мире и обществе, о материалах и инструментах в изобразительной деятельности даст детям возможность глубже воспринимать и понимать произведения искусства, а также делиться собственными впечатлениями и переживаниями в общении с окружающими сверстниками и взрослыми. ТЕХНОЛОГИЯ. ЦВЕТОВОДСТВО И ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО. 5 КЛАСС (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Н.М. Карман, Е.А. Ковалёва, Г.Г. Зак Учебное пособие имеет практико-ориентированную направленность. Оно познакомит учащихся с профессиями озеленителя и цветовода, поможет сформировать у детей интерес к занятиям цветоводством и декоративным садоводством, научит правильно ухаживать за комнатными и цветочными растениями, расскажет о классификации цветочно-декоративных культур и основных видах цветников, об особенностях однолетних цветочных растений и агротехнике их выращивания, об использовании однолетних растений для цветочного оформления улиц и помещений. Учащиеся узнают, какие цветы и растения можно высадить на балконе, около дома на клумбе или на пришкольном участке, как правильно использовать ручной инвентарь и какие правила нужно соблюдать при работе с ним. Выполняя практические работы, учащиеся научатся собирать семена однолетних цветочных растений, вскапывать почву для посадок, выращивать садовые и комнатные цветочные растения, составлять букеты для подарка родным и друзьям. Учебное пособие содержит много творческих заданий, которые учащимся будет интересно выполнять самостоятельно. Все темы уроков и практические работы иллюстрированы большим количеством рисунков. РАЗРАБОТАНЫ 334 ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 1 И 1 ДОП. КЛАССОВ Рабочие программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, Т. В. Алышева Т. В., Антропов А. П., Соловьева Д. Ю. Математика Шевырёва. Природоведение. Биология. География Якубовская Э. В., Шишкова М. И., Бгажнокова И. М. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. 2, 3 КЛАССЫ Проект Министерства просвещения «Разработка программно-методического и учебнодидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2, 3 классы)» Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам для 2, 3 классов для всех категорий обучающихся с ОВЗ 2 класс – 225 примерных рабочих программ 3 класс – 215 примерных рабочих программ ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Серия «Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья» дана характеристика разнородности состава каждой конкретной группы детей с ОВЗ; описаны психофизиологические особенности и особые образовательные потребности обучающихся с учетом их дифференциации в составе определенной группы ОВЗ; описаны возможные образовательные маршруты обучающихся (обучение совместно со сверстниками без ограничения здоровья, обучение в отдельных классах и образовательных организациях совместно со сверстниками со сходными нарушениями в развитии, дистанционное обучение, временное пребывание и др.); представлены методические рекомендации по обеспечению специальных условий реализации Примерных АООП с учетом разных образовательных маршрутов получения образования детьми; дан рекомендуемый перечень нормативно-правовой документации, отражающей современную ситуацию в образовании детей с ОВЗ с указанием ссылок на электронные ресурсы; представлена рекомендуемая к использованию учебно-методическая литература. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие адресовано педагогу начальной общеобразовательной школы, в классе которого обучается ребенок с нарушенным слухом Шматко Наталья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи ФГБНУ ИКП РАО Красильникова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. Герцена ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие адресовано педагогу начальной общеобразовательной школы, в классе которого обучается ребенок с нарушениями зрения Кудрина Татьяна Петровна, кандидат педагогических наук, стрший научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО Любимов Алексей Алексеевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО Любимова Марта Павловна, научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие адресовано педагогу начальной общеобразовательной школы, в классе которого обучается ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Китик Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО. Томме Людмила Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент УЧИТЕЛЮ О ДЕТЯХ С ТНР В пособии рассматриваются вопросы обучения детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ. В пособии представлены: • характеристика детей с различными речевыми нарушениями • специфические ошибки таких детей, возникающие при освоении чтения и письма, их связь с развитием устной речи • описание вариантов образовательных маршрутов для детей с различными речевыми нарушениями • рекомендации учителям общеобразовательных школ по организации обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзии ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие адресовано педагогу начальной общеобразовательной школы, в классе которого обучается ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата Кроткова Алевтина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ Сатари Виктория Витальевна, кандидат психологических наук, заместитель директора ГБУ г. Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ДТСЗН ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие адресовано педагогу начальной общеобразовательной школы, в классе которого обучается ребенок с задержкой психического развития Инденбаум Елена Леонидовна, доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института ИГУ Коробейников Игорь Александрович, доктор психологических профессор, заместитель директора по науке, ФГБНУ ИКП РАО наук, Бабкина Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГНУ ИКП РАО УЧИТЕЛЮ О ДЕТЯХ С ЗПР В учебном пособии представлены: наиболее значимые аспекты психологопедагогической характеристики детей с ЗПР, особые образовательные потребности; особенности коррекционно-образовательного процесса обучения как в случае относительно лёгкой степени ЗПР (вариант 7.1), так и в случае умеренной и выраженной степени ЗПР (вариант 7.2); вопросы создания специальных образовательных условий для данной группы детей, разработка адаптированной основной общеобразовательной программы конкретные советы учителю по подготовке к уроку и его проведению, по общению с ребенком с задержкой психического развития требования к условиям проведения аттестации обучающимися с ЗПР. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В пособии представлены практические советы учителю, даются ответы на наиболее актуальные вопросы, возникающие у учителя, у которого в классе учится ребёнок с РАС Никольская Ольга Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО Розенблюм Софья Александровна, педагог-психолог (руководитель психолого-педагогической службы школы), координатор инклюзивного образования, гимназия № 1540 (г. Москва) ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие адресовано педагогу начальной общеобразовательной школы, в классе которого обучается ребенок с нарушенным слухом. Инденбаум Елена Леонидовна, доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института ИГУ Коробейников Игорь Александрович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по науке, ФГБНУ ИКП РАО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи с методическими рекомендациями, Баряева Л.Б., Волосовец Т. В. и др. АООП ДО детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций, в которых получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 7‒8 лет. К группе детей с тяжёлыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями с методическими рекомендациями, Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Адаптированная программа реализует требования ФГОС ДО и предназначена для специалистов, работающих в образовательных организациях для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ (УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Письмо Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ» от 31.01.2017 № ОВ-83/07 65 ПИСЬМО ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О.Н. СМОЛИНА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Все возникающие вопросы ждём по адресу: fpu@prosv.ru