ОРКСЭ 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 9»
Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании
«Утверждено»
педсовета
директор
Протокол №1
школы-интернат №9
«27» августа 2020 г.
Приказ № 82 от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа
Основы религиозных культур
и светской этики
1-4 класс
Авторы:
Учителя начальной школы
Логинова О.В., Алексеева О.Л.,
Поединщикова Н.С.

Г. Верхняя Салда
2020 г.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального закона «Об
образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения.. Учебник авторов Р.Н Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
 Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
 Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими.
 Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
 Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность
за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
 Совместно с учителем составлять план решения задачи.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других
учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,
приводя аргументы.
 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения.



Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать
будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в
группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные
ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
 Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,
гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
 Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных
людей и общества.
 Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
возникновения в мире и в России.
 Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и
поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
 Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций.
 Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за
него.
 Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе
проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка
(по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под
руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате
наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
II.

Содержание учебного предмета

Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас?
Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым
стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие
поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть.
Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь
рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека.
Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные
качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья?
Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов.
Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд
религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские
правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит
играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила.
Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма
для поступков. Представление проектов по теме.
Что такое хорошо и как не делать плохо? Сокровища нравственности. Разные ценности.
Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог.
Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать
слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего
внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли. Представление проектов по теме.

Какие правила мужские, а какие женские? Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди –
актёры, но жизнь – не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы поведения. Разные
представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в разные времена. Кодекс чести
рыцаря (Западная Европа, XI–XVI века). Дворянский кодекс чести (Россия, XVIII–XIX века). Кодекс
светского аристократа (Европа, Америка, Россия, XIX век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в
семье. Образцы женского поведения. Кодексы женского поведения в разные времена. Правила поведения
благонравной девицы (Россия, XVI–XIX века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и
поведению женщин (Россия, XIX век). Моральный кодекс Екатерининского института благородных девиц
(Россия, XIX век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье. Классический взгляд на положение
женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен? Представление проектов по теме.
Что можно и что нельзя людям разных призваний? Кодексы чести разных профессий.
Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для людей разных
профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего человека. Честь делового
человека. Мораль российских предпринимателей XIX века. Порядочность истинного интеллигента.
Интеллигентность – состояние души, обострённое чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что
такое толерантность? Представление проектов по теме.
Что хранит многоликую Россию? Чувство родной страны. Разные представления граждан России
о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по теме.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОРКСЭ
4 КЛАСС
ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ

ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК

ОУ – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК

УК – УРОК КОНТРОЛЯ

№
п/п

Темы

Кол-во часов

Форма урока

1
Как работать с учебником
1
2
Введение. Россия – наша Родина!
1
Глава 1. Как отличить добро от зла?
3
Граница между добром и злом
1
4
Долг и совесть
1
5
Честь и достоинство
1
6
Счастье и смысл жизни
1
7
Справедливость и милосердие
1
Обобщение главы 1.
8
1
Контрольное тестирование.
9
Представление проектов
1
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
10
Ценность рода и семьи
1
11
Образцы культуры народов
1
Взгляд светский и взгляд
12
1
религиозный
Обобщение главы 2.
13
1
Контрольное тестирование.
14
Представление проектов
1
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
15
Правила поведения в школе
1
Этикет – форма для содержания
16
1
этики
17
Обобщение главы 3
1
Глава 4. Что такое хорошо и как не делать плохо?
18
Сокровища нравственности
1
19
Доброе слово и дело
1
20
Строитель своей души
1

ВУ
ВУ
ОНЗ
ОНЗ
РУ
РУ
РУ
ОУ
РУ
ОНЗ
ОНЗ
РУ
ОУ
РУ
ОНЗ
ОНЗ
ОУ
ОНЗ
РУ
РУ

Планируемые результаты
Уметь:
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему,
поставленную задачу.
Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать
способы достижения цели, проверять и корректировать их.
Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия
и ориентируясь во времени.
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими
словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию,
структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое
содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление
информации.
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими
словами.
Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать их.
Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и
вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и
обосновывать его.
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных
произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия
в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять
монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с
элементами рассуждения.

Обобщение главы 1,
1
представление проектов
Глава 5. Какие правила мужские, а какие женские?
22Образцы мужского поведения
2
23
24Образцы женского поведения
2
25
Обобщение главы 5,
26
1
Контрольное тестирование.
Глава 6. Что можно и что нельзя людям разных призваний?
Кодексы чести разных
27
1
профессий
Порядочность истинного
28
1
интеллигента
29Мир добрых соседей
2
30
Глава 7. Что хранит многоликую Россию?
31
Чувство родной страны
1
Обобщение глав 6 и 7,
32
1
Контрольное тестирование.
33
Представление проектов
1
34
Обобщение курса светской этики
1
Итого: 34 часа
21

ОУ
ОНЗ
ОНЗ
ОУ
ОНЗ

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя
аргументы.
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для
себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками,
договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных
правил.
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации,
отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

ОНЗ
РУ
ОНЗ
ОУ
РУ
ИУ

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения (средства ИКТ)
1.

Слайд-проектор

Д

Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п.
2.9.11.,Таблица 4).
Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.
Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая
система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно (СанПиН п. 2.5.3.7).
Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С
под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли
беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка
смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок диапроекторов.

1.

Мультимедийный проектор

Д

2.

МФУ лазерный (формат А4,
тип печати : черно-белый).
Столик для слайд-проектора

Д

3.

Д

Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.
Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры.
Рекомендуемая система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно
(СанПиН п. 2.5.3.7).
Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15
ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают
от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить
салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок
проекторов.

имеется
В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются
следующие зоны ее размещения:
- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов) (СанПиН п. 2.5.3.6.)

АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.
1.
Ноутбук для учителя
2.
Документ - камера
3.
Проектор мультимедийный
4.
Интерактивная доска
5.
Система «Мобильный класс» ( 13 нетбуков)
6.
Модульная система экспериментов PROCLASS
7.
МФУ лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый).
8.
Система контроля и мониторинга знаний PROCLASS
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.
Начальная школа Кирилла и Мефодия
2.
Аудиокассеты «Герои земли русской»
3.
Медиатека «АБВГДЕйка»
4.
Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики и религиозных культур», «Основы мировых религиозных
культур»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу:www.openclass.ru
Специализированный портал www.orkce.ru

4
2
4
4
1
1
3
3
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».