Проектирование 2-4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная
школа-интернат № 9»
Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании
«Утверждено»
педсовета
директор
Протокол №1
школы-интернат №9
«27» августа 2020 г.
Приказ №82от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа
Проектирование
2-4 класс
Авторы:
Учителя начальной школы
Логинова О.В., Алексеева О.Л.,
Поединщикова Н.С.

Г. Верхняя Салда
2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «Проектирование» для 2 – 4 классов составлена на основе ФГОС
НОО и развивающего курса для младших школьников А.И.Савенкова «Я - исследователь»
На изучение курса «Проектирование» отводится по 0,5 занятия в неделю, 17 занятий со 2
по 4 классы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым
вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится
проектная технология.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые
цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и
сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения
учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации
информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы,
при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная
программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных
проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным
считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие
разрешить целый комплекс проблем.
Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что
«образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо
создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано
давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к
дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных
знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных
предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности
школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации,
делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром
происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и
явления становятся эффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не
только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно
сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную
активность и инициативность ученика.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом. Это специально
организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску
информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью
ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для
решения
как
воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду,
максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность
ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает

освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования
рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует
использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных
курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности .
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы
следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не
получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, организация на уроке парноо помощи им в самоорганизации и групповой работы
саморазвитии.
развитие
познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном
пространстве,
развитие
критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры в сотрудничестве с учителем
действия в новом учебном материале в ставить новые учебные задачи;
сотрудничестве с учителем;
преобразовывать практическую
• планировать свое действие в соответствии с задачу в познавательную;
поставленной задачей и условиями ее проявлять познавательную
реализации, в том числе во внутреннем плане инициативу
в
учебном
осуществлять итоговый и пошаговый контроль сотрудничестве
по результату;
познавательные
умения учиться: - навыкам решения творческих • осуществлять расширенный
задач и навыкам поиска, анализа и поиск
информации
с
интерпретации
информации,
добывать использованием
ресурсов
необходимые знания и с их помощью библиотек и Интернета;
проделывать конкретную работу; осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения учебных заданий с использованием

коммуникативные

учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных
и
познавательных
текстов,
выделять
существенную информацию из текстов разных
видов; осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных
признаков;
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с
усилиями других.
• формулировать собственное мнение и
позицию;
• договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве

учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
аргументировать
свою позицию и координировать
ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной
деятельности;
продуктивно
разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех
его участников; с учетом целей
коммуникации
достаточно
точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходи
мую информацию как ориентир
для построения действия;

1. Содержание учебного курса
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе
которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся
сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над
проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных
источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы
может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает
ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из
школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компактдисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы,
интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально
организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт,
напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты
(поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура,
игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга,
модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная
презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не
принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут
принять участие в следующем.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение
гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить
возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой
адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие
дети, но и родители.
2 класс (17 ч)
Беседа «Моя семья», составление рассказа о своей семье
Систематизация понятия «исследование», виды исследований.
Понятие «проблема», «проблемная ситуация», «предположение»
Знакомство с понятиями «цель» и задачи проекта
Знакомство с понятием суждение
Структура текста
Оформление информации в виде таблицы, схемы, рисунка
Умение задавать вопросы
Знакомство с наблюдением как методом исследования
3 класс(17 ч)
Хобби. Увлечения.
Цель, задачи, гипотеза.
Что такое эксперимент?
Эксперимент «Определяем плавучесть тел»
Эксперимент «Пропускают ли свет предметы»
Эксперимент «Какие металлы магнитятся»
Эксперименты по смешиванию красок.
Эксперимент «Научи яйцо плавать».
Метод исследования – анкетирование.
Чем исследование отличается от проекта.
Искусство делать сообщение.
Искусство делать сообщение.
Требования к компьютерной презентации.
Знакомство с понятием «проектная задача».
Решение проектных задач.
4 класс (17ч)
Требования к компьютерной презентации. Составление презентаций к сообщению.
Решение проектных задач.
Групповой проект «Домик для домашнего животного»
Групповой проект «Достопримечательности моего города»
Групповой проект «Традиционные жилища»

1. Тематическое планирование
2 КЛАСС

№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
8
9
10.
11.
12
13.
14
15
16
17

Тема

час
ы
Кто я? Моя семья.
1
Чем я люблю заниматься. Хобби.
1
Что такое исследование? Тема исследования, проекта.
1
Виды исследований. Выбор темы своего исследования
1
Что такое проблема?
1
Гипотеза. Предположение.
1
Цель и задачи исследования
1
Знакомство с логикой. Что такое суждения. Классификация
1
Знакомство с логикой. Знакомство с умозаключением и понятиями.
1
Учимся работать с информацией. Разные виды представления информации.
1
Работа с информацией данной в виде текста. Учимся выделять главное и 1
второстепенное. Логическая структура текста.
Учимся делать сообщения
1
Работа с информацией данной в виде схемы, таблицы, графика, рисунка, 1
диаграммы и др.
Что такое интервью?Учимся задавать вопросы.
1
Наблюдение как метод исследования
1
Проверка и тренировка наблюдательности
1
Что мы узнали за 2 класс. Обобщение
1

дата

3 КЛАСС
№
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10-11
12
13
14
15-16

Тема
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Ты – исследователь. Цель, задачи, гипотеза. Повторение
Что такое эксперимент? Мысленный эксперимент и эксперимент с
реальными объектами.
Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент
«Определяем плавучесть тел»
Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент
«Пропускают ли свет предметы»
Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент «Какие
металлы магнитятся»
Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперименты по
смешиванию красок.
Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент «Научи
яйцо плавать»
Метод исследования – анкетирование. Правила составления анкеты.
Развитие умения составления простейших анкет и их анализа.
Представление результата в виде таблицы, диаграммы, схемы.
Чем исследование отличается от проекта. Практическая работа по
составлению плана исследования и разработки проекта.
Искусство делать сообщение. Практические задания «Составление рассказов
по заданному алгоритму»
Презентация проекта или исследования. Требования к компьютерной
презентации.
Знакомство с понятием «проектная задача»
Решение проектных задач

часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
2

дата

17

Что мы узнали за 3 класс Обобщение

1
4 КЛАСС

№
1
2-3

Тема
часы
Повторение изученного в 3-м классе
1
Презентация проекта или исследования. Требования к компьютерной 2
презентации. Составление презентаций к сообщению.

4-10
11-12

Решение проектных задач
Групповой проект «Домик для домашнего животного»

7
2

13-14
15-16
17

Групповой проект «Достопримечательности моего города»
Групповой проект «Традиционные жилища»
Обобщение изученного.

2
2
1

дата

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Дополнительная литература для учителя:
1.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе . 2010, - 5с.
3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И –
Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:
пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,
2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». 2000, №7
6. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса.
– М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,
проектируем, создаём/
Электронные ресурсы:
1.
Большая
детская
энциклопедия
(6-12
лет).
[Электронный
ресурс]
http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3.
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего
образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsuexpert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева,
П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».