смысловое чтение 2-4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 9»
Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании
«Утверждено»
педсовета
директор
Протокол №1
школы-интернат №9
«27» августа 2020 г.
Приказ №82от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа
Смысловое чтение
2-4 класс
Авторы:
Учителя начальной школы
Логинова О.В., Алексеева О.Л.,
Поединщикова Н.С.

Г. Верхняя Салда
2020 г.
1

Пояснительная записка.
Данная
рабочая программа имеет предметную направленность и составлена в
соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского
государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой,
Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса Т.Н.Соколова. В нём даны
подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного
возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал,
содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности,
памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть
обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по
развитию связной речи учащихся.
Сроки реализации образовательной программы:
Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 0,5. За год во 2 - 4 классах – по
17 часов.
Курс направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,
содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными
линиями:

Слово

Предложение и словосочетание

Текст

Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
 личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

2

 личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной
функции знаний, овладение культурой языка;
 деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку,
адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной деятельности ученика.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.

личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития
речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.

Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3

Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов,
опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и
творческих работ.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в
проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности,
продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика,
телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,
используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
2. Содержание учебного курса
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту
голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения;
обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и
сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные
средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
4

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное
значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с
переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать
связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и
сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять
части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно
читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями
в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать
вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3 класс.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и
диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора,
эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать
недостающие слова, распространять предложения.
5

Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение
дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог,
правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного во 2 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать
многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение,
эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки,
афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с
определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение
интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы
с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом
стиле, художественное повествование с элементами описания.
6

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства
связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного
времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с
параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение
определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной
структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и
средств межфразовой связи.
3. Тематическое планирование
2 класс
Содержание тематического
блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате
деятельности учащихся
Слово ( 6 часов)
Слово. Значение слова.
1
Знакомить со словарями: толковым,
орфографическим.
Многозначные слова.
1
Уметь определять лексическое значение слова по
Омонимы, синонимы,
1
словарю, контексту, на основе
антонимы
словообразовательного анализа.
Фразеологизмы
1
Уметь выделять слова в переносном значении в
Пословицы ,загадки
1
тексте, сравнивать прямое и переносное значения,
Изобразительные средства
1
определять основу переноса.
языка. Сравнение.
Уметь сконструировать образное выражение
Олицетворение.
(сравнение,олицетворение) по образцу, из данных
учителем слов, умение использовать слова с
переносным значением при составлении
предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
Предложение и словосочетание (3часа)
Связь между
1
Уметь работать с деформированным текстом.
предложениями в тексте
Восстанавливать деформированный текст.
Наблюдать за связью между частями текста. Уметь
Связь между частями
1
устанавливать связи между словами в
текста
словосочетании и предложении.
Работа с
1
Уметь редактировать простое сложносочинённое
деформированным текстом
предложение: исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять части
предложения, заменять неудачно употреблённые
слова. Уметь интонационно правильно читать
(произносить) предложения разных типов.
Текст ( 6 часов)
Текст. Тема текста.
1
Заглавие.
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение,
сравнительное описание, повествование.
Текст. Опорные слова.
1
Уметь редактировать текст с точки зрения лексики
План. Составление плана.
и грамматики.
Типы текста. Описание
1
Уметь определять основную мысль текста. Уметь
Текст – сравнительное
1
составлять планы различных видов.
описание
Типы текста.
1
Повествование
7

Типы текста. Рассуждение
Сочинение на тему «Мой
выходной день»
Материал для КВН,
викторин, конкурсов.

1
Культура общения (2 часа)
1
Уметь писать творческое изложение с языковым
разбором, сочинение по данному началу и опорным
словам, по наблюдениям
1

8

Дата
1
1

Тема занятия
2
Слово. Значение
слова.

Тип
занятия
3
ОНЗ

2

Многозначные
слова.

ОНЗ

3

Омонимы.
Синонимы
Антонимы

ОНЗ

4

Фразеологизмы

ОНЗ

5

Пословицы
Загадки

ОНЗ

6

Изобразительные
средства языка.
Сравнение.
Олицетворение.

ОНЗ

7

Текст. Тема текста.
Заглавие..

ОНЗ

8

Опорные слова

ОНЗ

9

Связь между
предложениями в

ОНЗ

Элементы содержания
4
Продолжить работу над понятием
«слово»

Вид
контроля
5
С, В

Продолжить работу над понятием
«многозначное» слово. Развивать
память, внимание.
Продолжить формирование понятия
«омонимы», «синонимы»,
«антонимы». Развивать
внимательное отношение к языку и
памяти.
Познакомить с понятием
«фразеологизмы»

С, В

Продолжить знакомство с
пословицами, с загадками, их
художественными особенностями.
Учить выделять и сравнивать
существенные признаки предметов,
составлять предложения
описательного характера с
использованием
сравнений,олицетворений.
Продолжить работу по
формированию умения определять
тему текста и озаглавливать её.
Упражнять в выделении из текста
опорных слов и составлении
рассказа по опорным словам.
Работа над деформированным
текстом.

С, В

С, В

С, В

Требования к уровню подготовки обучающихся
6
Уметь составлять предложения из слов.
Составлять из слов пословицы. Знать какую
работу выполняет слово в речи.
Уметь читать предложения с разной интонацией.
Уметь отличать многозначные слова с прямым и
переносным значением.
Уметь находить омонимы, антонимы,синонимы в
тексте. Знать точное значение слова, не допуская
речевых ошибок.
Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь
объяснять значение фразеологизмов; уметь
уместно употреблять крылатые слова в речи.
Уметь узнавать предмет по его краткому
описанию. Уметь сочинять свои загадки.

С, В

Уметь составлять словосочетания со словами –
сравнениями, делая свою речь выразительной и
красивой.

С, В

Уметь называть признаки текста. Правильно
озаглавливать текст.

С, В

Уметь выделять в тексте опорные слова, для
пересказа текста.

С, В

Уметь находить в деформированном тексте
начало рассказа и уметь продолжать составлять
9

10

тексте.
Связь между
частями текста

ОНЗ

11

Работа с
деформированным
текстом

РФ

12

Редактирование
текста

ОНЗ

13

Типы текста.
Описание.

ОНЗ
РФ

14

Текст –
сравнительное
описание
Типы текста.
Повествование

ОНЗ

16

Типы текста.
Рассуждение

ОНЗ
РФ

17

Сочинение на
тему: «Мой
выходной день»

15

ОНЗ

К

Наблюдать за связью между
частями текста. Развивать
внимание, логическое мышление.
Проверить умение учащихся
устанавливать связь между
предложениями и восстанавливать
деформированный текст
Проверить навыки построения
связного текста, умение
употреблять образные выражения.
Развивать воображение, память.
Познакомить с текстом-описанием.
Развивать воображение, внимание.

С, В

Познакомить с текстом –
сравнительным описанием
нескольких предметов.
Познакомить с текстом –
повествованием. Развивать
воображение.
Познакомить с текстомрассуждением. Развивать
логическое мышление.
Обучение письменному сочинению

С, В

рассказ.
Уметь находить в тексте части и как они связаны
друг с другом.

С, В

Уметь устанавливать связь событий и соединять
события линией. Уметь записывать рассказ.

С, В

Уметь подбирать к словам слова-признаки,
дополнять словами текст, придумывать свои
образные выражения.

С, В

Уметь выбирать из текста словосочетания для
описания. Уметь по вопросам составлять
описание предмета, существа.
Уметь сравнивать не только одинаковые
предметы, но и разные, сравнивая у них только
одинаковые признаки.
Уметь составлять текст по опорным словам и по
плану.

С, В
С, В
Р

Уметь различать текст-рассуждение от других
типов текста по вопросам: Зачем? Почему?
Отчего?
Уметь отвечать на поставленные вопросы,
записывать план, работать с опорными словами,
записывать текст.

10

3 класс
Содержание тематического блока
Многозначные слова.
Омонимы, омоформы омофоны.
Фразеологизмы. Сравнения.
Олицетворение
Изобразительно-выразительные
средства языка. Эпитеты. Слова
нейтральные и эмоционально
окрашенные.
Откуда приходят слова.
Устаревшие слова
Этимология.
Как тебя зовут? Наши фамилии.
Сочинение по картине В.М.
Васнецова «Богатыри».
Типы текстов.
Темы текстов. Опорные слова.
Связь предложений в тексте.
Цепная связь предложений в
тексте.
Параллельная связь предложений
в тексте.
Сочинение по картине В.Е.
Маковского «Свидание».
Единый временной план текста.
Стили речи.
Словари.
Проверь себя.

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате
деятельности учащихся

Речь (8часов)
1
Изобразительно-выразительные средства
языка: метафора, эпитет, сравнение,
1
олицетворение. Уметь определять
1
значения и назначение, использовать при
создании текста в художественном стиле.
1
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как
живут слова? Основные источники
пополнения словаря. Определить
происхождение некоторых антропонимов
1
и топонимов.
Дать объяснение устаревшим словам.
1
1
1
Текст (6 часов)
1
Определить типы текстов. Умение
составлять описание предметов и
1
явлений, рассуждение в художественном
1
и научном стилях. Уметь составлять
повествование с элементами описания.
Различать средства связи в тексте с
1
параллельным построением.
1
1
Стили речи (3 часов)
1
Определять стили речи. Давать общее
понятие о культуре речи. Умение
1
определять стилистическую
1
принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле. Умение
пользоваться словарями.

11

№ п/п

Тема занятия

Тип
занятия
3
ОНЗ

Элементы содержания

1
1

2
Многозначные слова.

2

Омонимы, омоформы
омофоны.

ОНЗ

3.

Фразеологизмы.
Сравнения.
Олицетворение.

ОНЗ

Продолжить работу с
понятием «фразеологизмы»,
«сравнение»..

С, В

4

ОНЗ

Познакомить с эпитетами, их
назначением.
Познакомить с эмоционально
окрашенной лексикой.

С, В

5

Изобразительновыразительные средства
языка. Эпитеты.
Слова нейтральные и
эмоционально
окрашенные.
Откуда приходят слова.

ОНЗ

Познакомить с
заимствованными словами.

С, В

6

Этимология.

ОНЗ

С, В

7

Как тебя зовут?

ОНЗ

8

Сочинение по картине
В.М. Васнецова
«Богатыри».
Типы текстов.

Познакомить с разделом языка
– этимология. Обсуждение о
происхождении и понятии
слов в языке.
Познакомить с
происхождением и значением
имен.
Знакомить с написанием
сочинения – описание
картины.
Знакомим с разными типами

9.

К
ОНЗ

4
Знакомство с многозначными
словами.
Познакомить с омонимами,
омоформами, омофонами.

Вид
контроля
5
С, В
С, В

С, В
Р
С, В

Требования к уровню подготовки обучающихся
6
Уметь различать многозначные слова; уметь
находить выражения с прямыми значениями слов.
Уметь находить омонимы, омоформами и
омофонами; уметь составлять с омонимами
предложения, в которых раскрывался бы смысл
слов.
Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь
объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно
употреблять крылатые слова в речи. Уметь
подбирать и употреблять сравнения ,олицетворения
в устной и письменной речи.
Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной
речи.
Уметь выделять эмоционально окрашенные слова
из текста и употреблять их в речи.
Уметь находить слова с одной фонетической
приметой нерусского происхождения, с двумя, с
тремя.
Уметь использовать этимологический словарь;
уметь объяснять происхождение слов.
Уметь объяснять происхождение имен.
Уметь употреблять фразеологические обороты.
Уметь различать типы текстов.
12

10

Темы текстов. Опорные
слова.

ОНЗ

11

Связь предложений в
тексте. Цепная связь
предложений в тексте.
Параллельная связь
предложений в тексте.
Сочинение по картине
В.Е. Маковского
«Свидание».
Единый временной план
текста.

РФ

12
13

14

ОНЗ

текстов и их признаками.
Знакомить с признаками
текста, совершенствовать
навыки определения опорных
слов.
Обсуждение признаков текста.
Обсудить способы цепной
связи предложений в тексте.
Обсудить параллельную связь
предложений в тексте.

К
ОНЗ

15

Стили речи.

ОНЗ

16

Словари.

ОНС

17

Проверь себя.

К

С, В

Уметь определять тему текста; уметь определять
опорные (ключевые) слова в тексте; на основе
опорных слов создавать текст.

С, В

Уметь из предложений составлять текст. Уметь
определять способы цепной связи предложений в
тексте
Уметь составлять из предложений текст с
параллельной связью.
Уметь правильно определять и употреблять связь
между предложениями в тексте.

С, В
Р

Исследовать единый
временной план в текстах с
цепной и параллельной связью
предложений.
Знакомство с понятием «стиль
речи» и с разновидностями
стилей речи.
Исследовать разные виды
словарей (толковые, или
объяснительные словари;
словари – справочники).

С, В

Уметь определить типы текста; уметь находить
глаголы в тексте и определять их время.

С, В

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в
книжном.

С, В

Уметь работать со словарями.

И

13

4 класс
Содержание тематического
блока
Слово.
Речь. Техника и
выразительность речи.

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате
деятельности учащихся
«Общие понятия» (17 ч)
4
Представление о слове как комплексе звуков,
имеющем лексическое значение; понятия о
прямом и переносном значении слова.
3
Основные качества речи. Умение
совершенствовать свою речь, работать над
наиболее распространенными грамматическими и
10
речевыми ошибками. Умение составлять текст.

Текст.

Предложение и
словосочетание.

Умение определять стилистическую
принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле. Умение определять средства
в
течение связи предложений в тексте. Умение
всего курса восстанавливать деформированный текст с
опорой на знание композиции и средства
межфразовой связи.
Умение редактировать простое и сложное
предложение. Умение интонационно правильно
читать предложения разных типов.

14

Дат
а
1
2

Тема занятия

Вид
Тип
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
контроля
занятия
3
4
5
6
ОНЗ
Отличие многозначного слова от
Б
Формирование представления об омонимах,
омонимов. Знакомство с каламбурами.
омофонах, омоформах, каламбурах.
ОНЗ
Работа с фразеологизмами. Заменять
С, В
Уметь определять слова с переносным
слова фразеологизмами.
значением
слова.
Навыки
употребления
фразеологизмов в устной и письменной речи.

3

2
Омонимы, омофоны,
омоформы, каламбуры.
Фразеологизмы.

4

Метафора.

ОНЗ

5

Пословицы и
поговорки. Афоризмы.
Художественный стиль.
Общее понятие.

ОНЗ

7

Рифма.

ОНЗ

8

Диалог и монолог.

ОНЗ

9

Композиция текста.
Основные элементы
композиции.
Композиция. Работа с
деформированным текстом.
Газетно–
публицистический
стиль.
Деловая игра «Вёрстка
газеты».

ОНЗ

6

10

11

12

13

Официально – деловой

ОНЗ

ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ

Знакомство с метафорой.
Определение выражений с метафорой.
Работа с пословицами и поговорками.
Знакомство с афоризмами.
Знакомство с художественным
стилем. Изобразительные языковые
средства художественного стиля.
Понятие о стихотворении как об
определенном способом
организованном тексте.
Определение в тексте диалогов,
монологов.
Знакомство с элементами композиции
текста.

С, В
Б
С, В

Роль метафоры в художественном тексте.
Умение уместного употребления пословиц в
речи.
Умение составлять текст в художественном
стиле.

Б

Умение определять стихи, определенный ритм.

Б

Диалог и монолог как форма речи.

С, В

Уметь определять все части текста.

Определять стиль, тему, основную
мысль текста. Работать с
деформированным текстом.
Познакомить с особенностями
газетно-публицистического стиля.

С, В

Уметь определять элементы композиции текста.

Б

Уметь определять корреспонденцию, репортаж,
статью.

Учиться «собирать» газету,
располагать типографский набор на
страницах газеты.
Знакомство с официально – деловым

С, В

Формирование умения выпускать стенную
газету.

С, В

Формировать умение написания деловых
15

14

стиль.
Тезисы. Конспект.

ОНЗ

15

Аннотация.

ОНЗ

16

Конкурс на лучшее
название конфет.

РФ

17

Обобщение.
Проверочная работа.

К

стилем и его особенностями.
Составления конспекта.
Написание аннотации к любимой
книге.
Собрать различные названия конфет.
Установить источник происхождения
этих названий.
Лингвистический турнир.

С, В
С, В
С, В
И

документов.
Формировать умение написания конспектов
статей.
Формировать умение составления аннотации к
прочитанным книгам.
Оформление своих исследований в виде
презентации.
Умение применять полученные знания в
нестандартной ситуации

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».