Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 «27» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании «Утверждено» педсовета директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. Приказ №82от «31» августа 2020 г. Рабочая программа Смысловое чтение 2-4 класс Авторы: Учителя начальной школы Логинова О.В., Алексеева О.Л., Поединщикова Н.С. Г. Верхняя Салда 2020 г. 1 Пояснительная записка. Данная рабочая программа имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса Т.Н.Соколова. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Сроки реализации образовательной программы: Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 0,5. За год во 2 - 4 классах – по 17 часов. Курс направлен на достижение следующих целей: -способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; - совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, - повышать уровень языкового развития школьников, - воспитывать познавательный интерес к родному языку, - решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачи курса: - обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; - создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; - формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями: Слово Предложение и словосочетание Текст Культура общения Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Занятия построены следующим образом: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.) 4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике. Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности; 2 личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка; деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: коммуникативные: Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. познавательные: Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться словарями, справочниками; - строить рассуждения. личностные: У учащихся будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); - осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; - интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 3 Способы отслеживания ожидаемых результатов: Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ. Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий. Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование. Формы подведения итогов реализации программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса обучающиеся должны знать: знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - стили речи: разговорный и книжный; - типы текстов; уметь: - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); - выразительно читать небольшой текст по образцу; -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ; -быть хорошим слушателем; - определять лексическое значение слова; - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; - редактировать предложения; - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; - сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности. - распознавать типы текстов; - устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать стили речи. 2. Содержание учебного курса 2 класс Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. 4 Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. 3 класс. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. 5 Текст Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. 4 класс Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного во 2 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. 6 Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. 3. Тематическое планирование 2 класс Содержание тематического блока Всего часов Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся Слово ( 6 часов) Слово. Значение слова. 1 Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Многозначные слова. 1 Уметь определять лексическое значение слова по Омонимы, синонимы, 1 словарю, контексту, на основе антонимы словообразовательного анализа. Фразеологизмы 1 Уметь выделять слова в переносном значении в Пословицы ,загадки 1 тексте, сравнивать прямое и переносное значения, Изобразительные средства 1 определять основу переноса. языка. Сравнение. Уметь сконструировать образное выражение Олицетворение. (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Предложение и словосочетание (3часа) Связь между 1 Уметь работать с деформированным текстом. предложениями в тексте Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь Связь между частями 1 устанавливать связи между словами в текста словосочетании и предложении. Работа с 1 Уметь редактировать простое сложносочинённое деформированным текстом предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст ( 6 часов) Текст. Тема текста. 1 Заглавие. Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Текст. Опорные слова. 1 Уметь редактировать текст с точки зрения лексики План. Составление плана. и грамматики. Типы текста. Описание 1 Уметь определять основную мысль текста. Уметь Текст – сравнительное 1 составлять планы различных видов. описание Типы текста. 1 Повествование 7 Типы текста. Рассуждение Сочинение на тему «Мой выходной день» Материал для КВН, викторин, конкурсов. 1 Культура общения (2 часа) 1 Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям 1 8 Дата 1 1 Тема занятия 2 Слово. Значение слова. Тип занятия 3 ОНЗ 2 Многозначные слова. ОНЗ 3 Омонимы. Синонимы Антонимы ОНЗ 4 Фразеологизмы ОНЗ 5 Пословицы Загадки ОНЗ 6 Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. ОНЗ 7 Текст. Тема текста. Заглавие.. ОНЗ 8 Опорные слова ОНЗ 9 Связь между предложениями в ОНЗ Элементы содержания 4 Продолжить работу над понятием «слово» Вид контроля 5 С, В Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. Продолжить формирование понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. Познакомить с понятием «фразеологизмы» С, В Продолжить знакомство с пословицами, с загадками, их художественными особенностями. Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений,олицетворений. Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. Работа над деформированным текстом. С, В С, В С, В Требования к уровню подготовки обучающихся 6 Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Уметь находить омонимы, антонимы,синонимы в тексте. Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. С, В Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. С, В Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. С, В Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. С, В Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять 9 10 тексте. Связь между частями текста ОНЗ 11 Работа с деформированным текстом РФ 12 Редактирование текста ОНЗ 13 Типы текста. Описание. ОНЗ РФ 14 Текст – сравнительное описание Типы текста. Повествование ОНЗ 16 Типы текста. Рассуждение ОНЗ РФ 17 Сочинение на тему: «Мой выходной день» 15 ОНЗ К Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. С, В Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов. Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. Познакомить с текстомрассуждением. Развивать логическое мышление. Обучение письменному сочинению С, В рассказ. Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом. С, В Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. С, В Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. С, В Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. С, В С, В Р Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. 10 3 класс Содержание тематического блока Многозначные слова. Омонимы, омоформы омофоны. Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. Устаревшие слова Этимология. Как тебя зовут? Наши фамилии. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Типы текстов. Темы текстов. Опорные слова. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Единый временной план текста. Стили речи. Словари. Проверь себя. Всего часов Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся Речь (8часов) 1 Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, 1 олицетворение. Уметь определять 1 значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. 1 Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов 1 и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. 1 1 1 Текст (6 часов) 1 Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и 1 явлений, рассуждение в художественном 1 и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с 1 параллельным построением. 1 1 Стили речи (3 часов) 1 Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение 1 определять стилистическую 1 принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. 11 № п/п Тема занятия Тип занятия 3 ОНЗ Элементы содержания 1 1 2 Многозначные слова. 2 Омонимы, омоформы омофоны. ОНЗ 3. Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение. ОНЗ Продолжить работу с понятием «фразеологизмы», «сравнение».. С, В 4 ОНЗ Познакомить с эпитетами, их назначением. Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. С, В 5 Изобразительновыразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. ОНЗ Познакомить с заимствованными словами. С, В 6 Этимология. ОНЗ С, В 7 Как тебя зовут? ОНЗ 8 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Типы текстов. Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. Познакомить с происхождением и значением имен. Знакомить с написанием сочинения – описание картины. Знакомим с разными типами 9. К ОНЗ 4 Знакомство с многозначными словами. Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. Вид контроля 5 С, В С, В С, В Р С, В Требования к уровню подготовки обучающихся 6 Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь подбирать и употреблять сравнения ,олицетворения в устной и письменной речи. Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. Уметь объяснять происхождение имен. Уметь употреблять фразеологические обороты. Уметь различать типы текстов. 12 10 Темы текстов. Опорные слова. ОНЗ 11 Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Единый временной план текста. РФ 12 13 14 ОНЗ текстов и их признаками. Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. Обсуждение признаков текста. Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. Обсудить параллельную связь предложений в тексте. К ОНЗ 15 Стили речи. ОНЗ 16 Словари. ОНС 17 Проверь себя. К С, В Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. С, В Уметь из предложений составлять текст. Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. С, В Р Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). С, В Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. С, В Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. С, В Уметь работать со словарями. И 13 4 класс Содержание тематического блока Слово. Речь. Техника и выразительность речи. Всего часов Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся «Общие понятия» (17 ч) 4 Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. 3 Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и 10 речевыми ошибками. Умение составлять текст. Текст. Предложение и словосочетание. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства в течение связи предложений в тексте. Умение всего курса восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи. Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. 14 Дат а 1 2 Тема занятия Вид Тип Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся контроля занятия 3 4 5 6 ОНЗ Отличие многозначного слова от Б Формирование представления об омонимах, омонимов. Знакомство с каламбурами. омофонах, омоформах, каламбурах. ОНЗ Работа с фразеологизмами. Заменять С, В Уметь определять слова с переносным слова фразеологизмами. значением слова. Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. 3 2 Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. Фразеологизмы. 4 Метафора. ОНЗ 5 Пословицы и поговорки. Афоризмы. Художественный стиль. Общее понятие. ОНЗ 7 Рифма. ОНЗ 8 Диалог и монолог. ОНЗ 9 Композиция текста. Основные элементы композиции. Композиция. Работа с деформированным текстом. Газетно– публицистический стиль. Деловая игра «Вёрстка газеты». ОНЗ 6 10 11 12 13 Официально – деловой ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. Определение в тексте диалогов, монологов. Знакомство с элементами композиции текста. С, В Б С, В Роль метафоры в художественном тексте. Умение уместного употребления пословиц в речи. Умение составлять текст в художественном стиле. Б Умение определять стихи, определенный ритм. Б Диалог и монолог как форма речи. С, В Уметь определять все части текста. Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. С, В Уметь определять элементы композиции текста. Б Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. Знакомство с официально – деловым С, В Формирование умения выпускать стенную газету. С, В Формировать умение написания деловых 15 14 стиль. Тезисы. Конспект. ОНЗ 15 Аннотация. ОНЗ 16 Конкурс на лучшее название конфет. РФ 17 Обобщение. Проверочная работа. К стилем и его особенностями. Составления конспекта. Написание аннотации к любимой книге. Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. Лингвистический турнир. С, В С, В С, В И документов. Формировать умение написания конспектов статей. Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. Оформление своих исследований в виде презентации. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации 16