1 Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной образовательной программой по информатике и обеспечена УМК Семакин и учебными пособиями для 5–9-го классов авторов А.В. Горячева, В.Г. Герасимовой, Л.А. Макариной, С.Л. Островского, А.В. Поволоцкого, Н.С. Платоновой, А.А. Семенова, Т.Л. Чернышевой, Д.В. Широкова, А.Г. Юдиной 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика» В результате обучения по материалам комплекта для 5-го класса учащиеся будут уметь: решать задачи на выполнение, изменение и исправление алгоритмов с ветвлениями, циклами, переменными и массивами; объединять группу объектов в один класс; составлять описание класса с указанием его признаков и действий; решать задачи на изменение и исправление схемы наследования классов; решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих некоторым условиям; образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций; производить логические рассуждения, используя схему логического вывода («и/или» граф). В результате обучения по материалам комплекта для 6-го класса учащиеся будут уметь: предлагать набор собственных алгоритмов объектов; выполнять алгоритмы класса для разных экземпляров класса; изменять и исправлять алгоритмы класса с параметрами; предлагать набор состояний объектов одного класса; называть набор событий, ведущих к смене состояний; объяснять составленную диаграмму переходов состояний объектов; изменять и исправлять схему логического вывода, заданную в виде списка прави; выполнять алгоритм вывода по списку правил; включать высказывания о значении атрибутов объектов в списки правил в качестве исходных; в произвольном тексте выявлять существенные сведения для построения схем наследования классов, алгоритмов классов, наборов состояний объектов класса, списков правил. Выпускник научится: различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: 2 осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. Математические основы информатики Выпускник научится: описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы). Выпускник получит возможность: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации. Алгоритмы и элементы программирования 3 Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); разбираться в иерархической структуре файловой системы; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой); использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, 4 удовлетворяющих определенному условию; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе): навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; основами соблюдения норм информационной этики и права; познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных. Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.); познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире; познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете; познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты; узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ; познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях. Личностными результатами изучения предмета «Информатика» являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической; понимание необходимости владения средствами информационных и коммуникационных технологий для достижения своих целей и решения своих задач в современном 5 информационном обществе; готовность использования средств ИКТ в учебном процессе в качестве инструмента повышения эффективности обучения и для продолжения обучения в формах, основанных на применении информационных и коммуникационных технологий; сформированность кругозора в отношении профессий, основанных на квалифицированном владении информационными и коммуникационными технологиями; понимание значимости освоения информационных и коммуникационных технологий для профессионального роста в будущем; понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе с информацией. Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» является формирование ИКТкомпетенции и универсальных учебных действий (УУД). ИКТ-компетенции: Владение информационными и коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, умением безопасного использования средств информационных и коммуникационных технологий и сети Интернет. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; Классифицировать текущие задачи по критериям важности, срочности, жёсткости/гибкости. Планировать пути реализации личных проектов, выделять в больших задачах подзадачи. Организовывать список текущих дел таким образом, чтобы нужные задачи извлекались в подходящий момент. Использовать компьютерные инструменты для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда. При выполнении плана действий принимать рациональные решения в ситуациях, когда нужно сделать выбор из нескольких вариантов. Использовать для принятия эффективного решения электронные таблицы. Понимать, как принимают рациональные решения в реальных задачах управления бизнесом, в том числе в условиях неопределённости, а также при проектировании новых изделий. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и учебный материал модулей «Принятие решений» и «Управление личными проектами». Познавательные УУД: Ставить информационную задачу, определять источники информации, осуществлять поиск с помощью специальных средств. Систематизировать получаемую информацию в процессе поиска и ознакомления, решать задачу с помощью полученной информации. Организовывать найденную информацию, создавать информационный продукт. Искать нужную информацию в базах данных, составляя запросы на поиск. Использовать интеллект-карты как инструмент мышления. Понимать, что такое моделирование, зачем оно нужно и какие бывают модели. 6 Создавать числовые модели несложных процессов и производить расчёты по ним с помощью электронных таблиц. Совершенствовать модель, добиваясь большего её соответствия реальному процессу. Узнать и научиться применять понятия, лежащие в основе логики. Научиться составлять логические формулы и решать с их помощью задачи. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал модулей «Поиск информации», «Хранение и обработка больших объемов данных», «Управление личными проектами», «Моделирование», «Знакомство с математической логикой». Коммуникативные УУД: А. Непосредственная коммуникация. Создавать свой образ в сети Интернет. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Соблюдать правила сетевого общения, вести беседу в заданном формате, придерживаться темы при общении. Реагировать на опасные ситуации, распознавать провокации и попытки манипуляции со стороны ваших виртуальных собеседников. Планировать и готовить публичные выступления с компьютерным сопровождением, учитывая особенности аудитории. Привлекать и удерживать внимание слушателей во время выступления. Б. Опосредованная коммуникация. Создавать печатные издания разных видов, предназначенные для разных целей, оформленные с применением разных выразительных средств. Создавать изображения, предназначенные для разных целей. Создавать свои фильмы на компьютере. Создавать собственные web-страницы и редактировать существующие. Оформлять web-страницы с помощью каскадных таблиц стилей (CSS). Превращать эскиз будущей web-страницы в html-документ. Средством формирования коммуникативных УУД в непосредственной коммуникации служит учебный материал модулей «Общение в сети Интернет» и «Выступление с компьютерным сопровождением», а в опосредованной коммуникации – учебный материал модулей «Создание документов и печатных изданий», «Создание мультимедийной продукции», «Создание электронных изданий». 2. Содержание учебного предмета «Информатика» 5 класс (34 часа) Алгоритмы и величины (9 ч) Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления. Цикл в алгоритме. Циклическая конструкция «повторять». Массив в алгоритме. Объекты и классы (8ч) Объект. Имя, действия, признаки и составные части объекта. Класс. Название класса. Экземпляры класса. Классы-родители и классы-наследники. Родитель-свойство. 7 Логические рассуждения (13ч) Высказывания. Значение высказывания. Логические операции «не», «и», «или». Граф. Вершины, ребра. Путь в графе. Ориентированные графы. Правила «если – то». «И/или» граф. Логический вывод с помощью «и/или» графа. Итоговое повторение(4ч) 6-й класс (34 часа) Объекты и отношения (9-13 ч) Граф. Схема отношений. Подмножество. Пересечение множеств. Схема разновидностей. Отношения наследования. Надклассы и подклассы. Схема наследования. Отношения «входит в состав». Схема состава. Система объектов. Объекты и события (8-10 ч) Событие. Схема переходов состояний. Диаграмма состояний. Внешние и внутренние события. События в системе объектов. Объекты и рассуждения (7-9 ч) Схема рассуждений. Список правил. Таблица выводов. Вспомогательные списки правил. Обратная цепочка вывода. 7 класс 1. Введение в предмет. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. 4. Текстовая информация и компьютер. Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) 8 Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. 5. Графическая информация и компьютер Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. 8 класс 1. Передача информации в компьютерных сетях Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. 2. Информационное моделирование Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. 3. Хранение и обработка информации в базах данных 9 Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). 4. Табличные вычисления на компьютере Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. 9 класс 1. Управление и алгоритмы Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Робототехника Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.). Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами. Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п. Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом. 10 Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). 2. Введение в программирование Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. 3. Информационные технологии и общество Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Дискретизация Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. Системы счисления Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, 11 логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера. Списки, графы, деревья Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево. 3. Тематическое планирование 5 класс 34 часа Содержание учебного материала Введение. Человек и компьютер Планируемые виды деятельности учащихся Предметные Л (личностные), П (метапредметные познавательные), К (метапредметные коммуникативные); Р (метапредметные регулятивные) Урок 1 Введение. Человек и Предметные: компьютер. Входной тест - познакомиться с техникой безопасности - сформулировать связи компьютера и человека в современном мире Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки Основное содержание по темам 12 самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Алгоритмы и величины Урок 2-9 Алгоритм(1) Величины в алгоритме(1) Постоянные и переменные величины(1) Самостоятельная работа №1(1) Параметры алгоритма(1) Ветвление(1) Цикл(1) Самостоятельная работа №2(1) П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: - познакомиться с понятием алгоритма и алгоритмизации - классифицировать виды алгоритмов - научиться составлять простейшие алгоритмы с помощью описания и блок - схем Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план 13 Объекты и классы Урок 10-17 Объект. Атрибуты объекта. (2) Действия объекта. (1) Состояния объекта.(1) Самостоятельная работа №3 (1) Класс объектов. Метод класса(1) Сообщения для объектов. Массив объектов. (1) Самостоятельная работа №4(1) решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: - познакомиться с понятием объекта - изучить свойства, действия и атрибуты объекта - научиться составлять простейшие сообщения для объекта Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 14 Логические рассуждения Урок 18-30 Высказывание. Логическая величина(1) Сложное высказывание. Логическое выражение Правило «если-то»(1) Самостоятельная работа №5 (1) Схема рассуждений. Самостоятельная работа №6 (1) – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: - познакомиться с понятием высказывание - изучить логические величины - научиться составлять простые и сложные логические высказывания Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а 15 также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Итоговое повторение за курс 5 класс + итоговое тестирование Уроки 31-34 6 класс 34 часа Содержание учебного материала Основное содержание по темам Введение. Объекты. Классы объектов. Урок 1 Повторение. Входной тест Планируемые виды деятельности учащихся Предметные Л (личностные), П (метапредметные познавательные), К (метапредметные коммуникативные); Р (метапредметные регулятивные) Предметные: - познакомиться с понятием высказывание - изучить логические величины - научиться составлять простые и сложные логические высказывания Л: 16 Объекты и отношения Урок 2-13 Граф. Схема отношений.(1) Подмножество.(1) Пересечение множеств. Схема разновидностей – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: - познакомиться с понятием множество - изучить подмножества, надклассы и подклассы - научиться составлять схемы наследования Л: 17 Отношения наследования. Надклассы и подклассы. Схема наследования(3) Самостоятельная работа №1(1) Отношения «входит в состав». Схема состава. Система объектов(4) Самостоятельная работа №2. Тест №1(2) Объекты и события Урок 14-23 Событие. Схема переходов состояний(1) Диаграмма состояний. (2) Самостоятельная работа – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: - познакомиться с понятием событие - изучить схему переходов и диаграмму состояний - научиться различать внешние и внутренние события 18 №3(1) Внешние и внутренние события(2) События в системе объектов(2) Самостоятельная работа №4. Тест №2(2) Объекты и рассуждения Урок 24-32 Схема рассуждений (1) Список правил. Таблица выводов (4) Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные: - познакомиться с таблицей выводов - изучить вспомогательные списки правил - научиться составлять обратную цепочку выводов 19 Самостоятельная работа №5. Тест №3(2) Вспомогательные списки правил (1) Обратная цепочка вывода(1) Повторение. Резервные уроки Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию информационных знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными информационными текстами. – умения использовать информационные средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Урок 33-34 20 7 - 9 классы (по 34 часа) Содержание учебного материала 1. Введение в предмет (1ч) 2. Человек и информация (4ч) Планируемые виды деятельности учащихся Предметные Л (личностные), П (метапредметные познавательные), К (метапредметные коммуникативные); Р (метапредметные регулятивные) 7 класс (34 ч.) Личностные: Развивать чувства национального Урок 1. Предмет самосознания, патриотизма, интереса и уважения к информатики. Роль другим культурам. информации в жизни - Иметь мотивацию к изучению информатики. людей. Содержание - Осваивать социальные нормы, правила поведения базового курса Регулятивные: Уметь самостоятельно информатики. Входной контролировать своё время и управлять им. тест - Демонстрировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. Познавательные: Пользоваться знаками, моделями, приведенными в учебнике. - Давать определения понятий. Коммуникативные: Развивать способы взаимодействия с учителем, одноклассниками. Предметные. Изучают понятия «Информация» и «информатика», знакомятся с предметом изучения и учебником. Изучают правила поведения в кабинете информатики и основные положения техники безопасности при работе на компьютерах. Уроки 2 – 5. Информация и Личностные: Развивать чувство гордости за свою школу. её виды. Восприятие Регулятивные: Учиться основам прогнозирования как информации человеком. предвидения будущих событий и развития процесса. Информационные - Развивать навыки самоконтроля и рефлексии процессы учебных достижений. П.Р.№1. Освоение Познавательные: Развивать умения клавиатуры, работа с систематизировать новые знания. тренажером; основные - Развивать умения смыслового чтения: осмысление приемы редактирования. цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от Измерение информации цели; извлечение необходимой информации из (алфавитный подход). прочитанных и прослушанных текстов. Единицы измерения Коммуникативные: Развивать навыки и умения во информации. всех видах речевой деятельности. - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Научиться приветствовать и прощаться в соответствии с этикетными нормами. - Развивать умение работать в парах, в группе. Освоить способы совместной деятельности. Предметные: использовать термины «информация», Основное содержание по темам 21 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение (6ч) «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них. Личностные: Развивать чувство гордости за свою Уроки 6 – 11. Начальные школу. сведения об архитектуре Регулятивные: Учиться основам прогнозирования компьютера. Принципы как предвидения будущих событий и развития организации внутренней и процесса. внешней памяти - Развивать навыки самоконтроля и рефлексии компьютера. Персональный компьютер. учебных достижений. Познавательные: Развивать умения Основные устройства и систематизировать новые знания. характеристики. Правила - Развивать умения смыслового чтения: осмысление техники безопасности и цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от эргономики цели; извлечение необходимой информации из П.Р.№2. Знакомство с прочитанных и прослушанных текстов. комплектацией устройств персонального компьютера, Коммуникативные: Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности. со способами их - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. подключений Научиться приветствовать и прощаться в Виды программного соответствии с этикетными нормами. обеспечения (ПО). - Развивать умение работать в парах, в группе. Системное ПО. Освоить способы совместной деятельности Операционные системы. Предметные: Повторяют правила техники Основные функции ОС. безопасности и правила работы на компьютере. П.Р.№3 Знакомство с Изучают состав основных устройств компьютера, их пользовательским назначение и информационное взаимодействие; интерфейсом основные характеристики компьютера в целом и его операционной системы; узлов (различных накопителей, устройств ввода и работа с файловой вывода информации); системой. структуру внутренней памяти компьютера (биты, П.Р.№4. Работа со байты); понятие адреса памяти; справочной системой ОС; типы и свойства устройств внешней памяти; использование типы и назначение устройств ввода/вывода; антивирусных программ. сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Учатся включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; 22 4. Текстовая информация и компьютер(10ч) 5. Графическая информация и компьютер (6ч) просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. Регулятивные: Уметь самостоятельно Уроки 12 – 21. Тексты в контролировать своё время и управлять им. компьютерной памяти: - Адекватно самостоятельно оценивать правильность кодирование символов, выполнения действия и вносить необходимые текстовые файлы. коррективы в исполнение, как в конце действия, так и Работа с внешними по ходу его реализации. носителями и принтерами Личностные: Формирование ответственного при сохранении и печати отношения к учению, готовности и способности текстовых документов. П.Р.№5. Основные приемы обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. ввода и редактирования - Формирование целостного мировоззрения, текста; постановка руки соответствующего современному уровню развития при вводе с клавиатуры. науки и общественной практики. Текстовые редакторы и Познавательные: Поиск и выделение необходимой текстовые процессоры, информации; применение методов информационного назначение, возможности, поиска, в том числе с помощью компьютерных принципы работы с ними. средств. П.Р.№6. Работа со Коммуникативные: Формулировать собственное шрифтами; приемы мнение и позицию, аргументировать и форматирования текста. координировать её с позициями партнёров в П.Р.№7. Работа с сотрудничестве при выработке общего решения в выделенными блоками совместной деятельности. через буфер обмена. - Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, П.Р.№8. Работа с прежде чем принимать решения и делать выбор. таблицами. - Осуществлять взаимный контроль и оказывать в П.Р.№9. Работа с сотрудничестве необходимую взаимопомощь; нумерованными и маркированными списками; Предметные: Изучают способы представления символьной информации в памяти компьютера вставка объектов в текст. (таблицы кодировки, текстовые файлы); П.Р.№10. Знакомство со встроен-ными шаблонами и назначение текстовых редакторов (текстовых стилями, включение в текст процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов гиперссылок. (ввод-редактирование, печать, орфографический Повторение по теме контроль, поиск и замена, работа с файлами). «Текстовая информация и Учатся набирать и редактировать текст в одном из компьютер». текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Личностные: Воспитывать чувство патриотизма, Уроки 22 – 27. Компьютерная графика: уважение к культуре и традициям разных народов области применения, России, интерес и толерантность к другим культурам. технические средства. Регулятивные: Учиться основам прогнозирования 23 Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. П.Р.№11. Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов. П.Р.№12. Основные приёмы редактирование изображения. П.Р.№13. Знакомство с работой в среде редактора векторного типа. П.Р.№14. Сканирование изображе-ний и их обработка в среде графического редактора. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации (8ч) Уроки 28 – 34. Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. П.Р.№15. Освоение работы с программным пакетом создания презентаций. П.Р.№16. Создание презентации, содержащей графические изображения, текст. П.Р.№17. Создание презентации, содержащей анимацию и звук. П.Р.№18. Демонстрация как предвидения будущих событий и развития процесса. - Развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных достижений. Познавательные: Развивать умение составлять заметки/тезисы по содержанию текста. - Представлять информацию в виде текста, рисунка, таблицы - Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Коммуникативные: Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности. - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Предметные: Изучают способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Учатся строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. Регулятивные: Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Личностные: Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Познавательные: Умение структурировать знания; - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Предметные: Изучают что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; 24 презентации с использованием мультимедийного проектора. П.Р.№19. Использование записаного изображения и звука в презентации. основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Учатся создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. 8 класс (34 ч) 1. Передача информации в компьютерных сетях (8ч) 2. Урок 1 – 8. Повторение. Входной тест. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. П.Р. №1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. П.Р. №2. Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами, работа с архиваторами. П.Р. №3. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). П.Р. №4. Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Урок 9 – 14. Понятие Личностные: Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Предметные: Изучают что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учатся осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. Личностные: 25 Информационное моделирование (6ч) модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. П.Р. №5. Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей (табличных). Области применения компьютерного информационного моделирования. П.Р. №6. Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. 3. Хранение и обработка информации в базах данных (10ч) Урок 15 – 24. Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. П.Р. №7. Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр. Простейшие приемы поиска и сортировки. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: Изучают что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учатся приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; Личностные: Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: 26 4. Табличные вычисления на компьютере (11ч) Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. П.Р. №8. Формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска. П.Р. №9. Логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска. Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам. П.Р. №10. Создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. П.Р. №11. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем. Уроки 25 – 34. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. П.Р. №12. Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. П.Р. №13. Создание электронной таблицы для Изучают что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учатся открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. Личностные: Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: Изучают что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; 27 решения расчетной задачи. П.Р. №14. Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). П.Р. №15. Использование встроенных графических средств. П.Р. №16. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учатся открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 9 класс (34ч) 1.Управление и алгоритмы (13ч) Уроки 1 – 13. Повторение. Входной тест. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Практическая работа №1 по теме: «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Практическая работа №2 по теме: «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа №3 по теме: «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: Изучают что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. 28 2. Введение в программирование (17ч) Практическая работа №4 по теме: «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа №5 по теме: «Составление алгоритмов со сложной структурой». Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практическая работа №6 по теме: «Использование вспомогательных алгоритмов (процедур)». Практическая работа №7 по теме: «Использование вспомогательных алгоритмов (подпрограмм)». Уроки 14 – 30.Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Практическая работа №8 по теме: «Знакомство с системой программирования на языке «Паскаль». Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Практическая работа №9 по теме: «Ввод, трансляция и исполнение данной программы». Практическая работа №10 по теме: «Разработка линейных программ». Практическая работа №11 Учатся при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Личностные: Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: Изучают: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы 29 3. Информационные технологии и общество (5ч) по теме: «Исполнение линейных программ». Практическая работа №12 по теме: «Разработка ветвящихся программ». Практическая работа №13 по теме: «Исполнение ветвящихся программ». Практическая работа №14 по теме: «Разработка циклических программ». Практическая работа №15 по теме: «Исполнение циклических программ». Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Практическая работа №16 по теме: «Программирование обработки массивов (создание)». Практическая работа №17 по теме: «Программирование обработки массивов (поиск)». Практическая работа №18 по теме: «Программирование обработки массивов (сортировка)». Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Уроки 31 – 34.Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об в системе программирования. Учатся работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. 30 информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Предметные: Изучают основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Учатся регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО в 2019-2020 учебном году см Приложение 2 31