информатика 5-9

1

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерной образовательной
программой по информатике и обеспечена УМК Семакин и учебными пособиями для 5–9-го классов
авторов А.В. Горячева, В.Г. Герасимовой, Л.А. Макариной, С.Л. Островского, А.В. Поволоцкого,
Н.С. Платоновой, А.А. Семенова, Т.Л. Чернышевой, Д.В. Широкова, А.Г. Юдиной
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
В результате обучения по материалам комплекта для 5-го класса учащиеся будут уметь:
 решать задачи на выполнение, изменение и исправление алгоритмов с ветвлениями, циклами,

переменными и массивами;
 объединять группу объектов в один класс;
 составлять описание класса с указанием его признаков и действий;
 решать задачи на изменение и исправление схемы наследования классов;
 решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей, удовлетворяющих

некоторым условиям;
 образовывать сложные высказывания из простых с помощью логических операций;
 производить логические рассуждения, используя схему логического вывода («и/или» граф).

В результате обучения по материалам комплекта для 6-го класса учащиеся будут уметь:
 предлагать набор собственных алгоритмов объектов;
 выполнять алгоритмы класса для разных экземпляров класса;
 изменять и исправлять алгоритмы класса с параметрами;
 предлагать набор состояний объектов одного класса;
 называть набор событий, ведущих к смене состояний;
 объяснять составленную диаграмму переходов состояний объектов;
 изменять и исправлять схему логического вывода, заданную в виде списка прави;
 выполнять алгоритм вывода по списку правил;
 включать высказывания о значении атрибутов объектов в списки правил в качестве исходных;
 в произвольном тексте выявлять существенные сведения для построения схем наследования
классов, алгоритмов классов, наборов состояний объектов класса, списков правил.
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти,
внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:

2

 осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи
данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных:
канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и
кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой
таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное
число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной
записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и
скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и
пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент,
предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» не обязательно);
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации,
(графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель - и их свойствах;
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их
анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах
и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании
реальных объектов и процессов;
 ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
 узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при
передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования

3

Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами
и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и
упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы,

4

удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в
данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для
работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры,
текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием
соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
 узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения
(редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном
мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия
между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация,
подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи);
познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение
данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные
стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
Личностными результатами изучения предмета «Информатика» являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
 понимание необходимости владения средствами информационных и коммуникационных
технологий для достижения своих целей и решения своих задач в современном

5

информационном обществе;
 готовность использования средств ИКТ в учебном процессе в качестве инструмента
повышения эффективности обучения и для продолжения обучения в формах, основанных на
применении информационных и коммуникационных технологий;
 сформированность кругозора в отношении профессий, основанных на квалифицированном
владении информационными и коммуникационными технологиями; понимание значимости
освоения информационных и коммуникационных технологий для профессионального роста
в будущем;
 понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе с
информацией.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» является формирование ИКТкомпетенции и универсальных учебных действий (УУД).
ИКТ-компетенции:
Владение информационными и коммуникационными технологиями, поиском, построением и
передачей информации, презентацией выполненных работ, умением безопасного использования
средств информационных и коммуникационных технологий и сети Интернет.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Классифицировать текущие задачи по критериям важности, срочности, жёсткости/гибкости.
Планировать пути реализации личных проектов, выделять в больших задачах подзадачи.
Организовывать список текущих дел таким образом, чтобы нужные задачи извлекались в
подходящий момент.
Использовать компьютерные инструменты для планирования дел и повышения интенсивности и
качества умственного труда.
При выполнении плана действий принимать рациональные решения в ситуациях, когда нужно
сделать выбор из нескольких вариантов.
Использовать для принятия эффективного решения электронные таблицы.
Понимать, как принимают рациональные решения в реальных задачах управления бизнесом, в
том числе в условиях неопределённости, а также при проектировании новых изделий.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и учебный материал модулей «Принятие решений» и «Управление
личными проектами».
Познавательные УУД:
Ставить информационную задачу, определять источники информации, осуществлять поиск с
помощью специальных средств.
Систематизировать получаемую информацию в процессе поиска и ознакомления, решать задачу с
помощью полученной информации.
Организовывать найденную информацию, создавать информационный продукт.
Искать нужную информацию в базах данных, составляя запросы на поиск.
Использовать интеллект-карты как инструмент мышления.
Понимать, что такое моделирование, зачем оно нужно и какие бывают модели.

6

Создавать числовые модели несложных процессов и производить расчёты по ним с помощью
электронных таблиц.
Совершенствовать модель, добиваясь большего её соответствия реальному процессу.
Узнать и научиться применять понятия, лежащие в основе логики.
Научиться составлять логические формулы и решать с их помощью задачи.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал модулей «Поиск
информации», «Хранение и обработка больших объемов данных», «Управление личными
проектами», «Моделирование», «Знакомство с математической логикой».
Коммуникативные УУД:
А. Непосредственная коммуникация.
Создавать свой образ в сети Интернет.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Соблюдать правила сетевого общения, вести беседу в заданном формате, придерживаться темы
при общении.
Реагировать на опасные ситуации, распознавать провокации и попытки манипуляции со стороны
ваших виртуальных собеседников.
Планировать и готовить публичные выступления с компьютерным сопровождением, учитывая
особенности аудитории.
Привлекать и удерживать внимание слушателей во время выступления.
Б. Опосредованная коммуникация.
Создавать печатные издания разных видов, предназначенные для разных целей, оформленные с
применением разных выразительных средств.
Создавать изображения, предназначенные для разных целей.
Создавать свои фильмы на компьютере.
Создавать собственные web-страницы и редактировать существующие.
Оформлять web-страницы с помощью каскадных таблиц стилей (CSS).
Превращать эскиз будущей web-страницы в html-документ.
Средством формирования коммуникативных УУД в непосредственной коммуникации служит
учебный материал модулей «Общение в сети Интернет» и «Выступление с компьютерным
сопровождением», а в опосредованной коммуникации – учебный материал модулей «Создание
документов и печатных изданий», «Создание мультимедийной продукции», «Создание электронных
изданий».
2. Содержание учебного предмета «Информатика»
5 класс
(34 часа)
Алгоритмы и величины (9 ч)
Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Переменная в алгоритме. Имя и значение
переменной. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления. Цикл в алгоритме. Циклическая
конструкция «повторять». Массив в алгоритме.
Объекты и классы (8ч)
Объект. Имя, действия, признаки и составные части объекта. Класс. Название класса. Экземпляры
класса. Классы-родители и классы-наследники. Родитель-свойство.

7

Логические рассуждения (13ч)
Высказывания. Значение высказывания. Логические операции «не», «и», «или». Граф. Вершины,
ребра. Путь в графе. Ориентированные графы. Правила «если – то». «И/или» граф. Логический
вывод с помощью «и/или» графа. Итоговое повторение(4ч)
6-й класс (34 часа)
Объекты и отношения (9-13 ч)
Граф. Схема отношений. Подмножество. Пересечение множеств. Схема разновидностей. Отношения
наследования. Надклассы и подклассы. Схема наследования. Отношения «входит в состав». Схема
состава. Система объектов.
Объекты и события (8-10 ч)
Событие. Схема переходов состояний. Диаграмма состояний. Внешние и внутренние события.
События в системе объектов.
Объекты и рассуждения (7-9 ч)
Схема рассуждений. Список правил. Таблица выводов. Вспомогательные списки правил. Обратная
цепочка вывода.
7 класс
1. Введение в предмет.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса
информатики.
2. Человек и информация
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы
редактирования.
3. Компьютер: устройство и программное обеспечение
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление
данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники
безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные
функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский
интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера,
со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной
системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и
удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на
диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
4. Текстовая информация и компьютер.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними
носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с
ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и
системы перевода)

8

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки
при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с
выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и
маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со
встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
5. Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования
изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового
типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком
(копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора
векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка
в среде графического редактора.
6. Мультимедиа и компьютерные презентации
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера;
понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций;
создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация
презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память;
запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование
записанного изображения и звука в презентации.
8 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции,
файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет.
Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена
файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с
браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов,
документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2.
Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного
моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
3.
Хранение и обработка информации в базах данных

9

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле,
типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и
редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические
операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие
приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска;
логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными
условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной
базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
4. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных:
тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы
работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных
данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение
задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ
(удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
9 класс
1.
Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических
систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал.
Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная
система управления транспортным средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд
робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство
управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы
управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия",
"следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы
управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления роботом.

10

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
2. Введение в программирование
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
3. Информационные технологии и общество
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина
кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений
и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в
позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество
цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы
записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из
десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов.
Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех
базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические
значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция,

11

логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание).
Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).
Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для
доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их
физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент.
Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная
вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути.
Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины.
Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
3. Тематическое планирование
5 класс
34 часа
Содержание
учебного
материала

Введение. Человек
и компьютер

Планируемые виды деятельности учащихся
Предметные
Л (личностные),
П (метапредметные познавательные),
К (метапредметные коммуникативные);
Р (метапредметные регулятивные)
Урок 1 Введение. Человек и Предметные:
компьютер. Входной тест
- познакомиться с техникой безопасности
- сформулировать связи компьютера и человека в
современном мире
Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
Основное содержание по
темам

12

самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.

Алгоритмы и
величины

Урок 2-9 Алгоритм(1)
Величины в алгоритме(1)
Постоянные и переменные
величины(1)
Самостоятельная работа
№1(1)
Параметры алгоритма(1)
Ветвление(1)
Цикл(1)
Самостоятельная работа
№2(1)

П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
- познакомиться с понятием алгоритма и
алгоритмизации
- классифицировать виды алгоритмов
- научиться составлять простейшие алгоритмы с
помощью описания и блок - схем
Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план

13

Объекты и классы

Урок 10-17 Объект.
Атрибуты объекта. (2)
Действия объекта. (1)
Состояния объекта.(1)
Самостоятельная работа
№3 (1)
Класс объектов. Метод
класса(1)
Сообщения для объектов.
Массив объектов. (1)
Самостоятельная работа
№4(1)

решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
- познакомиться с понятием объекта
- изучить свойства, действия и атрибуты объекта
- научиться составлять простейшие сообщения для
объекта
Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;

14

Логические
рассуждения

Урок 18-30 Высказывание.
Логическая величина(1)
Сложное высказывание.
Логическое выражение
Правило «если-то»(1)
Самостоятельная работа
№5 (1)
Схема рассуждений.
Самостоятельная работа
№6 (1)

– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
- познакомиться с понятием высказывание
- изучить логические величины
- научиться составлять простые и сложные
логические высказывания
Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а

15

также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Итоговое
повторение за курс
5 класс + итоговое
тестирование

Уроки 31-34

6 класс
34 часа
Содержание
учебного
материала

Основное содержание по
темам

Введение.
Объекты. Классы
объектов.

Урок 1 Повторение.
Входной тест

Планируемые виды деятельности учащихся
Предметные
Л (личностные),
П (метапредметные познавательные),
К (метапредметные коммуникативные);
Р (метапредметные регулятивные)
Предметные:
- познакомиться с понятием высказывание
- изучить логические величины
- научиться составлять простые и сложные
логические высказывания
Л:

16

Объекты и
отношения

Урок 2-13 Граф. Схема
отношений.(1)
Подмножество.(1)
Пересечение множеств.
Схема разновидностей

– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
- познакомиться с понятием множество
- изучить подмножества, надклассы и подклассы
- научиться составлять схемы наследования
Л:

17

Отношения наследования.
Надклассы и подклассы.
Схема наследования(3)
Самостоятельная работа
№1(1)
Отношения «входит в
состав». Схема состава.
Система объектов(4)
Самостоятельная работа
№2. Тест №1(2)

Объекты и события

Урок 14-23
Событие. Схема переходов
состояний(1)
Диаграмма состояний. (2)
Самостоятельная работа

– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
- познакомиться с понятием событие
- изучить схему переходов и диаграмму состояний
- научиться различать внешние и внутренние
события

18

№3(1)
Внешние и внутренние
события(2)
События в системе
объектов(2)
Самостоятельная работа
№4. Тест №2(2)

Объекты и
рассуждения

Урок 24-32
Схема рассуждений (1)
Список правил. Таблица
выводов (4)

Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
- познакомиться с таблицей выводов
- изучить вспомогательные списки правил
- научиться составлять обратную цепочку выводов

19

Самостоятельная работа
№5. Тест №3(2)
Вспомогательные списки
правил (1)
Обратная цепочка
вывода(1)

Повторение.
Резервные уроки

Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность
умений
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
(и
интерпретировать
в
случае
необходимости) конечный результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию
информационных знаний для решения различных
логических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по работе с информацией, в
том числе и с различными информационными
текстами.
– умения использовать информационные средства
для изучения и описания реальных процессов и
явлений.
К:
– совокупность умений самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.

Урок 33-34

20

7 - 9 классы (по 34 часа)
Содержание
учебного
материала

1. Введение в
предмет (1ч)

2. Человек и
информация (4ч)

Планируемые виды деятельности учащихся
Предметные
Л (личностные),
П (метапредметные познавательные),
К (метапредметные коммуникативные);
Р (метапредметные регулятивные)
7 класс (34 ч.)
Личностные: Развивать чувства национального
Урок 1. Предмет
самосознания, патриотизма, интереса и уважения к
информатики. Роль
другим культурам.
информации в жизни
- Иметь мотивацию к изучению информатики.
людей. Содержание
- Осваивать социальные нормы, правила поведения
базового курса
Регулятивные: Уметь самостоятельно
информатики. Входной
контролировать своё время и управлять им.
тест
- Демонстрировать готовность и способность к
выполнению норм и требований школьной жизни.
Познавательные: Пользоваться знаками, моделями,
приведенными в учебнике.
- Давать определения понятий.
Коммуникативные: Развивать способы
взаимодействия с учителем, одноклассниками.
Предметные. Изучают понятия «Информация» и
«информатика», знакомятся с предметом изучения и
учебником.
Изучают правила поведения в кабинете информатики
и основные положения техники безопасности при
работе на компьютерах.
Уроки 2 – 5. Информация и Личностные: Развивать чувство гордости за свою
школу.
её виды. Восприятие
Регулятивные: Учиться основам прогнозирования как
информации человеком.
предвидения будущих событий и развития процесса.
Информационные
- Развивать навыки самоконтроля и рефлексии
процессы
учебных достижений.
П.Р.№1. Освоение
Познавательные: Развивать умения
клавиатуры, работа с
систематизировать новые знания.
тренажером; основные
- Развивать умения смыслового чтения: осмысление
приемы редактирования.
цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
Измерение информации
цели; извлечение необходимой информации из
(алфавитный подход).
прочитанных и прослушанных текстов.
Единицы измерения
Коммуникативные: Развивать навыки и умения во
информации.
всех видах речевой деятельности.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Научиться приветствовать и прощаться в
соответствии с этикетными нормами.
- Развивать умение работать в парах, в группе.
Освоить способы совместной деятельности.
Предметные: использовать термины «информация»,
Основное содержание по
темам

21

3. Компьютер:
устройство и
программное
обеспечение (6ч)

«сообщение», «данные», «кодирование», а также
понимать разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя
термины «бит», «байт» и производные от них.
Личностные: Развивать чувство гордости за свою
Уроки 6 – 11. Начальные
школу.
сведения об архитектуре
Регулятивные: Учиться основам прогнозирования
компьютера. Принципы
как предвидения будущих событий и развития
организации внутренней и
процесса.
внешней памяти
- Развивать навыки самоконтроля и рефлексии
компьютера.
Персональный компьютер. учебных достижений.
Познавательные: Развивать умения
Основные устройства и
систематизировать новые знания.
характеристики. Правила
- Развивать умения смыслового чтения: осмысление
техники безопасности и
цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
эргономики
цели; извлечение необходимой информации из
П.Р.№2. Знакомство с
прочитанных и прослушанных текстов.
комплектацией устройств
персонального компьютера, Коммуникативные: Развивать навыки и умения во
всех видах речевой деятельности.
со способами их
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
подключений
Научиться приветствовать и прощаться в
Виды программного
соответствии с этикетными нормами.
обеспечения (ПО).
- Развивать умение работать в парах, в группе.
Системное ПО.
Освоить способы совместной деятельности
Операционные системы.
Предметные: Повторяют правила техники
Основные функции ОС.
безопасности и правила работы на компьютере.
П.Р.№3 Знакомство с
Изучают состав основных устройств компьютера, их
пользовательским
назначение и информационное взаимодействие;
интерфейсом
основные характеристики компьютера в целом и его
операционной системы;
узлов (различных накопителей, устройств ввода и
работа с файловой
вывода информации);
системой.
структуру внутренней памяти компьютера (биты,
П.Р.№4. Работа со
байты); понятие адреса памяти;
справочной системой ОС;
типы и свойства устройств внешней памяти;
использование
типы и назначение устройств ввода/вывода;
антивирусных программ.
сущность программного управления работой
компьютера;
принципы организации информации на внешних
носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая
структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учатся включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе:
пользоваться меню, обращаться за справкой,
работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из
программных файлов;

22

4. Текстовая
информация и
компьютер(10ч)

5. Графическая
информация и
компьютер (6ч)

просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и
каталогами (папками): копирование, перемещение,
удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Регулятивные: Уметь самостоятельно
Уроки 12 – 21. Тексты в
контролировать своё время и управлять им.
компьютерной памяти:
- Адекватно самостоятельно оценивать правильность
кодирование символов,
выполнения действия и вносить необходимые
текстовые файлы.
коррективы в исполнение, как в конце действия, так и
Работа с внешними
по ходу его реализации.
носителями и принтерами
Личностные: Формирование ответственного
при сохранении и печати
отношения к учению, готовности и способности
текстовых документов.
П.Р.№5. Основные приемы обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
ввода и редактирования
- Формирование целостного мировоззрения,
текста; постановка руки
соответствующего современному уровню развития
при вводе с клавиатуры.
науки и общественной практики.
Текстовые редакторы и
Познавательные: Поиск и выделение необходимой
текстовые процессоры,
информации; применение методов информационного
назначение, возможности,
поиска, в том числе с помощью компьютерных
принципы работы с ними.
средств.
П.Р.№6. Работа со
Коммуникативные: Формулировать собственное
шрифтами; приемы
мнение и позицию, аргументировать и
форматирования текста.
координировать её с позициями партнёров в
П.Р.№7. Работа с
сотрудничестве при выработке общего решения в
выделенными блоками
совместной деятельности.
через буфер обмена.
- Устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
П.Р.№8. Работа с
прежде чем принимать решения и делать выбор.
таблицами.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в
П.Р.№9. Работа с
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
нумерованными и
маркированными списками; Предметные: Изучают способы представления
символьной информации в памяти компьютера
вставка объектов в текст.
(таблицы кодировки, текстовые файлы);
П.Р.№10. Знакомство со
встроен-ными шаблонами и назначение текстовых редакторов (текстовых
стилями, включение в текст процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов
гиперссылок.
(ввод-редактирование, печать, орфографический
Повторение по теме
контроль, поиск и замена, работа с файлами).
«Текстовая информация и
Учатся набирать и редактировать текст в одном из
компьютер».
текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом,
допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска,
выводить на печать.
Личностные: Воспитывать чувство патриотизма,
Уроки 22 – 27.
Компьютерная графика:
уважение к культуре и традициям разных народов
области применения,
России, интерес и толерантность к другим культурам.
технические средства.
Регулятивные: Учиться основам прогнозирования

23

Принципы кодирования
изображения; понятие о
дискретизации
изображения.
Растровая и векторная
графика. Графические
редакторы и методы
работы с ними.
П.Р.№11. Создание
изображения в среде
графического редактора
растрового типа с
использованием основных
инструментов.
П.Р.№12. Основные
приёмы редактирование
изображения.
П.Р.№13. Знакомство с
работой в среде редактора
векторного типа.
П.Р.№14. Сканирование
изображе-ний и их
обработка в среде
графического редактора.

6. Мультимедиа и
компьютерные
презентации (8ч)

Уроки 28 – 34. Что такое
мультимедиа; области
применения.
Представление звука в
памяти компьютера.
Технические средства
мультимедиа.
Компьютерные
презентации.
П.Р.№15. Освоение работы
с программным пакетом
создания презентаций.
П.Р.№16. Создание
презентации, содержащей
графические изображения,
текст.
П.Р.№17. Создание
презентации, содержащей
анимацию и звук.
П.Р.№18. Демонстрация

как предвидения будущих событий и развития
процесса.
- Развивать навыки самоконтроля и рефлексии
учебных достижений.
Познавательные: Развивать умение составлять
заметки/тезисы по содержанию текста.
- Представлять информацию в виде текста, рисунка,
таблицы
- Учиться основам ознакомительного, изучающего,
усваивающего и поискового чтения.
Коммуникативные: Развивать навыки и умения во
всех видах речевой деятельности.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события,
поступки.
Предметные: Изучают способы представления
изображений в памяти компьютера; понятия о
пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения
компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды
графического редактора растрового типа: рабочего
поля, меню инструментов, графических примитивов,
палитры, ножниц, ластика и пр.
Учатся строить несложные изображения с помощью
одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска;
выводить на печать.
Регулятивные: Уметь самостоятельно
контролировать своё время и управлять им;
- Адекватно самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации.
Личностные: Развитие осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; формирование
коммуникативной компетентности в процессе
образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Познавательные: Умение структурировать знания;
- Выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные: Осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать.
Предметные: Изучают что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для
представления звука в памяти компьютера;

24

презентации с
использованием
мультимедийного
проектора.
П.Р.№19. Использование
записаного изображения и
звука в презентации.

основные типы сценариев, используемых в
компьютерных презентациях.
Учатся создавать несложную презентацию в среде
типовой программы, совмещающей изображение,
звук, анимацию и текст.

8 класс (34 ч)
1. Передача
информации в
компьютерных
сетях (8ч)

2.

Урок 1 – 8. Повторение.
Входной тест.
Компьютерные сети: виды,
структура, принципы
функционирования,
технические устройства.
Скорость передачи данных.
П.Р. №1. Работа в
локальной сети
компьютерного класса в
режиме обмена файлами.
Информационные услуги
компьютерных сетей:
электронная почта,
телеконференции,
файловые архивы пр.
Интернет. WWW –
"Всемирная паутина".
Поисковые системы
Интернет. Архивирование и
разархивирование файлов.
П.Р. №2. Работа в
Интернете с почтовой
программой, с браузером
WWW, с поисковыми
программами, работа с
архиваторами.
П.Р. №3. Знакомство с
энциклопедиями и
справочниками учебного
содержания в Интернете.
Копирование
информационных объектов
из Интернета (файлов,
документов).
П.Р. №4. Создание простой
Web-страницы с помощью
текстового процессора.
Урок 9 – 14. Понятие

Личностные:
Формирование и развитие компетентности в области
использования ИКТ
Коммуникативные: Формирование
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Предметные:
Изучают что такое компьютерная сеть; в чем
различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных
средств функционирования сетей: каналов связи,
модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей:
электронной почты, телеконференций, файловых
архивов и др;
что такое Интернет;
какие возможности предоставляет пользователю
«Всемирная паутина» — WWW.
Учатся осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сети или с рабочими станциями
одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с
помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью
браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете,
используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.

Личностные:

25

Информационное
моделирование
(6ч)

модели; модели натурные и
информационные.
Назначение и свойства
моделей.
Виды информационных
моделей: вербальные,
графические,
математические,
имитационные. Табличная
организация информации.
П.Р. №5. Работа с
демонстрационными
примерами компьютерных
информационных моделей
(табличных).
Области применения
компьютерного
информационного
моделирования.
П.Р. №6. Работа с
демонстрационными
примерами компьютерных
информационных моделей.

3. Хранение и
обработка
информации в
базах данных (10ч)

Урок 15 – 24. Понятие
базы данных (БД),
информационной системы.
Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей,
первичный ключ.
Системы управления БД и
принципы работы с ними.
Просмотр и
редактирование БД.
П.Р. №7. Работа с готовой
базой данных: открытие,
просмотр. Простейшие
приемы поиска и
сортировки.
Проектирование и создание
однотабличной БД.
Условия поиска
информации, простые и
сложные логические
выражения.

Умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
Коммуникативные:
Формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
Регулятивные:
Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Предметные:
Изучают что такое модель; в чем разница между
натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления
информационных моделей (графические, табличные,
вербальные, математические).
Учатся приводить примеры натурных и
информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной
информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для
простых случаев;
Личностные:
Умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
Коммуникативные:
Формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
Регулятивные:
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Предметные:

26

4. Табличные
вычисления на
компьютере (11ч)

Логические операции.
Поиск, удаление и
сортировка записей.
П.Р. №8. Формирование
запросов на поиск с
простыми и составными
условиями поиска.
П.Р. №9. Логические
величины, операции,
выражения; формирование
запросов на поиск с
составными условиями
поиска. Сортировка
таблицы по одному и
нескольким ключам.
П.Р. №10. Создание
однотабличной базы
данных; ввод, удаление и
добавление записей.
П.Р. №11. Знакомство с
одной из доступных
геоинформационных
систем.
Уроки 25 – 34. Двоичная
система счисления.
Представление чисел в
памяти компьютера.
Табличные расчеты и
электронные таблицы.
Структура электронной
таблицы, типы данных:
тексты, числа, формулы.
П.Р. №12. Работа с готовой
электронной таблицей:
просмотр, ввод исходных
данных, изменение формул.
Адресация относительная и
абсолютная. Встроенные
функции. Методы работы с
электронными таблицами.
Построение графиков и
диаграмм с помощью
электронных таблиц.
Математическое
моделирование и решение
задач с помощью
электронных таблиц.
П.Р. №13. Создание
электронной таблицы для

Изучают что такое база данных, СУБД,
информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы
(записи, поля, ключи);
типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в
базах данных;
что такое логическая величина, логическое
выражение;
что такое логические операции, как они
выполняются.
Учатся открывать готовую БД в одной из СУБД
реляционного типа; организовывать поиск
информации в БД;
редактировать содержимое полей БД; сортировать
записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в
БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде
СУБД.

Личностные:
Умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
Коммуникативные:
Формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
Регулятивные:
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Предметные:
Изучают что такое электронная таблица и табличный
процессор; основные информационные единицы
электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы,
блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу;

27

решения расчетной задачи.
П.Р. №14. Решение задач с
использованием условной и
логических функций;
манипулирование
фрагментами ЭТ (удаление
и вставка строк, сортировка
строк).
П.Р. №15. Использование
встроенных графических
средств.
П.Р. №16. Численный
эксперимент с данной
информационной моделью
в среде электронной
таблицы.

как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические),
используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учатся открывать готовую электронную таблицу в
одном из табличных процессоров; редактировать
содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с
фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка,
сортировка; получать диаграммы с помощью
графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных
расчетов.

9 класс (34ч)
1.Управление и
алгоритмы (13ч)

Уроки 1 – 13. Повторение.
Входной тест. Кибернетика.
Кибернетическая модель
управления.
Понятие алгоритма и его
свойства.
Исполнитель алгоритмов:
назначение, среда
исполнителя система
команд исполнителя,
режимы работы.
Практическая работа №1 по
теме: «Работа с учебным
исполнителем алгоритмов».
Языки для записи
алгоритмов (язык блоксхем, учебный
алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы.
Структурная методика
алгоритмизации.
Практическая работа №2 по
теме: «Составление
линейных алгоритмов
управления исполнителем».
Практическая работа №3 по
теме: «Составление
ветвящихся алгоритмов
управления исполнителем».

Коммуникативные:
Формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
Регулятивные:
Умение самостоятельно планировать пути
достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Предметные:
Изучают что такое кибернетика; предмет и задачи
этой науки; сущность кибернетической схемы
управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль
алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный
алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование,
ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов;
технологии построения сложных алгоритмов: метод
последовательной детализации и сборочный
(библиотечный) метод.

28

2. Введение в
программирование
(17ч)

Практическая работа №4 по
теме: «Составление
циклических алгоритмов
управления исполнителем».
Практическая работа №5 по
теме: «Составление
алгоритмов со сложной
структурой».
Вспомогательные
алгоритмы. Метод
пошаговой детализации.
Практическая работа №6 по
теме: «Использование
вспомогательных
алгоритмов (процедур)».
Практическая работа №7 по
теме: «Использование
вспомогательных
алгоритмов
(подпрограмм)».
Уроки 14 – 30.Алгоритмы
работы с величинами:
константы, переменные,
понятие типов данных,
ввод и вывод данных.
Языки программирования
высокого уровня (ЯПВУ),
их классификация.
Структура программы на
языке Паскаль.
Представление данных в
программе.
Практическая работа №8 по
теме: «Знакомство с
системой
программирования на
языке «Паскаль».
Правила записи основных
операторов: присваивания,
ввода, вывода, ветвления,
циклов.
Практическая работа №9 по
теме: «Ввод, трансляция и
исполнение данной
программы».
Практическая работа №10
по теме: «Разработка
линейных программ».
Практическая работа №11

Учатся при анализе простых ситуаций управления
определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания
алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного
исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические
алгоритмы управления одним из учебных
исполнителей; выделять подзадачи;
определять и использовать вспомогательные
алгоритмы.

Личностные:
Умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
Коммуникативные:
Формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
Регулятивные:
Умение самостоятельно планировать пути
достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Предметные:
Изучают: основные виды и типы величин;
назначение языков программирования; что такое
трансляция;
назначение систем программирования; правила
оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на
Паскале; последовательность выполнения программы

29

3.
Информационные
технологии и
общество (5ч)

по теме: «Исполнение
линейных программ».
Практическая работа №12
по теме: «Разработка
ветвящихся программ».
Практическая работа №13
по теме: «Исполнение
ветвящихся программ».
Практическая работа №14
по теме: «Разработка
циклических программ».
Практическая работа №15
по теме: «Исполнение
циклических программ».
Структурный тип данных –
массив. Способы описания
и обработки массивов.
Практическая работа №16
по теме:
«Программирование
обработки массивов
(создание)».
Практическая работа №17
по теме:
«Программирование
обработки массивов
(поиск)».
Практическая работа №18
по теме:
«Программирование
обработки массивов
(сортировка)».
Этапы решения задачи с
использованием
программирования:
постановка, формализация,
алгоритмизация,
кодирование, отладка,
тестирование.
Уроки 31 –
34.Предыстория
информационных
технологий. История ЭВМ
и ИКТ.
Понятие информационных
ресурсов. Информационные
ресурсы современного
общества.
Понятие об

в системе программирования.
Учатся работать с готовой программой на Паскале;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и
циклические программы; составлять несложные
программы обработки одномерных массивов;
отлаживать, и исполнять программы в системе
программирования.

Личностные:
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
Коммуникативные:
Формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.

30

информационном
обществе.
Проблемы безопасности
информации, этические и
правовые нормы в
информационной сфере.

Предметные:
Изучают основные этапы развития средств работы с
информацией в истории человеческого общества;
основные этапы развития компьютерной техники
(ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема безопасности информации;
какие
правовые
нормы
обязан
соблюдать
пользователь информационных ресурсов.
Учатся
регулировать
свою информационную
деятельность в соответствие с этическими и
правовыми нормами общества.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
в 2019-2020 учебном году см Приложение 2

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».