1 Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию 5 - 9 классы составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень «ВАКО». 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, 6 культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 2 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, 3 устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1) сформированность системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; о характерных чертах и признаках основных сфер жизни общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; 2) сформированность умения раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук; сущность общества как формы совместной деятельности людей; 3) сформированность умения описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций; 4) сформированность умения приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций; 4 разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в разных сферах; 5) сформированность умения классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям; 6) сформированность умения сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции; выявлять их общие черты и различия; 7) сформированность умения устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); 8) владение приемами поиска социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); умение составлять на их основе план, таблицу, схему; соотносить содержание нескольких источников социальной информации; 9) владение приемами перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 10) сформированность умения анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями; 11) сформированность умения использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; 12) сформированность умения определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к социальным явлениям, процессам; 13) сформированность умения решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; 5 14) приобретение опыта использования полученных знаний в практической (включая проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 15) приобретение опыта самостоятельного составления простейших документов (заявления, доверенности, бюджет семьи, резюме и т. п.); 16) социальных сформированность умения оценивать поведение людей с точки зрения норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости антиобщественного поведения; 17) владение приемами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважение культуры и традиций народов России. Человек. Деятельность человека Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; 6 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; 7 характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; 8 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; 9 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; 10 раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, 11 анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; 12 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 2. Содержание учебного предмета 5 класс Тема 1. Человек (5 часов) Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Особенности подросткового возраста. Размышления Самостоятельность – показатель взрослости. Практикум по теме «Человек». Тема 2. Семья (7 часов) 13 подростка о будущем. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Практикум по теме «Семья». Тема 3. Школа (7 часов) Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс. Практикум по теме «Школа» Тема 4. Труд (5 часов) Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Практикум по теме «Труд». Тема 5. Родина (11 часов) Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Практикум по теме «Родина». 6 класс Тема 1. Человек в социальном измерении (13 часов) 14 Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Тема 2. Человек среди людей (11 часов) Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей». Тема 3. Нравственные основы жизни (9 часов) Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни». 7 класс Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов) Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. 15 Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Человек; Человек в системе общественных отношений Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления. - способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; - понимание значимости правовых явлений для личности; способность к развитию правосознания на основе полученных знаний; - приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности; - способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов) Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. 16 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». Тема 3. Человек и природа (6 часов) Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Практикум по теме «Человек и природа». 8 класс Тема 1. Личность и общество (6 часов) Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Общество Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция – социально опасное явление. - способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений; - способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц; - способность определять и использовать социальные институты, 17 обеспечивающие противодействие коррупции; - способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях. Практикум по теме «Личность и общество». Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов) Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Практикум по теме «Сфера духовной культуры». Тема 3. Социальная сфера (5 часов) Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Практикум по теме «Социальная сфера». Тема 4. Экономика (14 часов) Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). 18 Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское Экономические и функции цели хозяйство. государства. Роль государства Государственный в экономике. бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Экономика Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений. - приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений; Практикум по теме «Экономика». 9 класс Тема 1. Политика (11 часов) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. 19 Политика как общественное явление Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Политика и право Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. – способность выявлять признаки коррупционного поведения; - осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений); - осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера). Практикум по теме «Политика». Тема 2. Право (22 часов) Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ. 20 Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Право Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики; - приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках; способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции; приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества. Практикум по теме «Право». 21 3. Тематическое планирование 5 класс № Название п/п Тема Кол- Содержание во часов Глава 1. Человек - 5 ч. 1 Загадка человека Раскрывать на конкретных примерах цели 1 Входное тестирование. 2 Человек - и ценность человеческой жизни. биологическое Характеризовать 1 существо и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе Сравнивать свойства человека. человека и животных. 3 Отрочество – особая пора Описывать отрочество как особый период 1 жизни 4 жизни человека. Самостоятельность – 1 показатель взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. 5 Практикум по теме Знать основные понятия и термины темы, 1 «Человек» уметь делать выводы, проводить анализ фактов. Глава 2. Семья – 7 ч. 6 Семья и семейные отношения Показывать 1 на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. 7 Отношения между Исследовать 1 поколениями. несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичные для разных стран и исторических периодов. Выражать свою точку зрения на значение семьи. 8 Семейное хозяйство Характеризовать совместный труд членов 1 22 семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. 9 Рациональное ведение Описывать собственные обязанности в 1 хозяйства 10 ведении семейного хозяйства. Свободное время Исследовать 1 ситуации, несложные связанные подростками Описывать с проведением свободного и увлечения практические в оценивать контексте времени. собственные возможностей личностного развития. 11 Значимость здорового образа Характеризовать значимость здорового 1 жизни 12 образа жизни Практикум по теме «Семья» Знать основные понятия и термины темы, 1 уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 3. Школа – 7 ч. 13 Образование в жизни Исследовать 1 человека жизни несложные человека ситуации и из общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. 14 Система образования в нашей 1 стране Описывать ступени образования в школьного нашей стране. Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений 15 Образование и Характеризовать учебу как основной труд 1 самообразование школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. 16 Умение учиться Оценивать собственное умение учиться и 1 23 возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. 17 Одноклассники. Сверстники. Использовать 1 Друзья. элементы следственного характеристике причинно- анализа социальных при связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. 18 Дружный класс Иллюстрировать примерами значимость 1 товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. 19 Практикум по теме «Школа» Знать основные понятия и термины темы, 1 уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 4. Труд – 5 ч. 20 Труд – основа жизни Объяснять 1 значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. 21 Труд – условие благополучия Различать материальную и моральную 1 человека оценку труда. Приводить благотворительности и примеры меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. 22 Труд и творчество 1 Различать творчество и ремесло. 23 Творческий труд 1 Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. 24 Практикум по теме «Труд» Знать основные понятия и термины темы, 1 уметь делать выводы, проводить анализ 24 фактов Глава 5. Родина - 11ч. 25 Наша Родина – Россия Объяснять 1 смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать России как особенности многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.. 26 Что значит быть патриотом Приводить 1 примеры проявлений патриотизма 27 Государственные символы Описывать 1 России основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. 28 История государственных Использовать дополнительные источники 1 символов информации для создания информационных коротких материалов, посвященных государственным символам России. 29 Москва – столица России Составлять 1 собственные информационные материалы о Москве столице России 30 Гражданин России Объяснять 1 и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». 31 Права и обязанности граждан Называть и иллюстрировать примерами 1 России основные права граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. 32 Гражданственность Приводить примеры и давать оценку 1 проявлений гражданственности, представленным в СМИ. 33 Мы – многонациональный Характеризовать 1 народ и конкретизировать примерами этнические и национальные 25 различия. 34 Многонациональная культура Показывать 1 России на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. 35 Практикум по теме «Родина» Знать основные понятия и термины темы, Итоговое тестирование уметь делать выводы, проводить анализ фактов 34 6 класс № Название Кол-во п/п Тема часов Содержание Глава 1. Человек в социальном измерении - 13 ч 1 Человек – личность Раскрывать на конкретных примерах 1 Входное тестирование 2 Качества сильной личности смысл понятия «индивидуальность». Использовать 1 элементы следственного причинно- анализа при характеристике социальных параметров личности 3 Человек познает мир Характеризовать особенности познания 1 человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. 4 Способности человека Сравнивать себя и свои качества с 1 другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. 5 Человек и его деятельность Характеризовать деятельность человека, 1 ее 26 отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. 6 Связь между деятельности и Использовать 1 формированием личности элементы причинно- следственного анализа для выявления связи между деятельностью формированием условия и и личности. Выявлять оценивать качества собственной успешной деятельности. 7 Потребности человека Характеризовать 1 примерами и иллюстрировать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. 8 Люди с ограниченными возможностями и Описывать особые потребности людей с 1 особыми ограниченными возможностями. потребностями 9 Духовный мир человека Исследовать 1 несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. 10 На пути к жизненному успеху Характеризовать 1 и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. 11 Важность взаимопонимания и Показывать 1 взаимопомощи на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. 12 Практикум по теме «Качества Знать основные понятия и термины темы, 1 сильной личности» уметь делать выводы, проводить анализ 27 фактов 13 Повторение по теме «Человек Знать основные понятия и термины темы, 1 в социальном измерении» уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 2. Человек среди людей – 11 ч. 14 Межличностные отношения Описывать межличностные отношения и 1 их отдельные проявления виды. Показывать сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. 15 Сотрудничество и Описывать 1 соперничество с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых солидарность, проявились толерантность, лояльность, взаимопонимание. 16 Человек в группе Описывать 1 большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры указанных групп. 17 Лидеры Исследовать 1 практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства 18 Групповые нормы Характеризовать 1 и иллюстрировать примерами групповые нормы. 19 Общение Характеризовать общение как взаимные 1 деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. 20 Особенности общения сверстниками, старшими со Сравнивать и сопоставлять различные 1 и стили общения. Оценивать собственное младшими 21 Конфликты в межличностных умение общаться Описывать 1 отношениях сущность возникновения и причины межличностных конфликтов. Характеризовать варианты 28 поведения в конфликтных ситуациях. 22 Конструктивное разрешение Объяснять, 1 конфликта в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации 23 Практикум по теме Знать основные понятия и термины темы, 1 «Межличностные отношения» уметь делать выводы, проводить анализ фактов 24 Практикум по теме «Человек Знать основные понятия и термины темы, 1 среди людей» уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 3. Нравственные основы жизни – 9 ч. 25 Человек славен добрыми Характеризовать 1 делами 26 и иллюстрировать примерами проявление добра. Золотое правило морали Приводить примеры, иллюстрирующие 1 золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. 27 Будь смелым На конкретных примерах дать оценку 1 проявлениям мужества, смелости в критических и житейских ситуациях. 28 Смелость и отвага Оценивать отважные подвиги человека, 1 их смелость. 29 Человек и человечность Раскрывать на примерах смысл понятия 1 «человечность». 30 Гуманизм уважение - и Давать оценку с позиции гуманизма 1 любовь к людям конкретным поступкам людей, описанным в СМИ. 31 Внимание к тем, кто На 1 нуждается в поддержке примерах оценивать конкретных проявление нуждающимся в нем. 29 ситуаций внимания к 32 Практикум по теме «Золотое Знать основные понятия и термины темы, 1 правило морали» уметь делать выводы, проводить анализ фактов 33 Практикум по теме «Нравственные Знать основные понятия и термины темы, 1 основы уметь делать выводы, проводить анализ жизни» 34 фактов Итоговое повторение по теме Знать основные понятия курса, уметь 1 «Человек среди людей» объяснять основные социальной, духовной тенденции сфере; в уметь применять знания в практике 35 Итоговое повторение по теме Знать основные понятия курса, уметь «Человек объяснять в социальном основные измерении» социальной, Итоговое тестирование. применять знания в практике Итого духовной тенденции сфере; в уметь 34 7 класс № Название п/п Тема Кол-во Содержание часов Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе - 14 ч 1 Что значит жить по правилам 1 Входное тестирование Характеризовать на социальные и нормы примерах их роль в общественной жизни 2 Общественные нравы, традиции и 1 обычаи Характеризовать на социальные и нормы примерах их роль в общественной жизни 3 Права и обязанности граждан 1 Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные гражданами Находить 30 своих и с прав извлекать реализацией и свобод. социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. 4 Права ребенка и их защита 1 Называть права характеризовать Раскрывать ребенка способы и защиты. особенности правового статуса несовершеннолетних. 5 Почему важно соблюдать законы 1 Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. 6 Закон и правопорядок в обществе 1 Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. 7 Защита Отечества 1 Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. 8 Важность подготовки к исполнению 1 воинского долга Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. 9 Дисциплина - необходимое условие 1 существования общества и человека Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения дисциплины. 10 Преступления и проступки 1 Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. 11 Ответственность за нарушение законов 1 Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. 12 Кто стоит на страже закона 1 Называть правоохранительные органы России. Различать сферу деятельности правоохранительных органов. 31 13 Взаимоотношения органов 1 государственной власти и граждан. Приводить примеры деятельности правоохранительных Исследовать органов. несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. 14 Практикум по теме «Регулирование 1 поведения людей в обществе» Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 2. Человек в экономических отношениях – 14 ч. 15 Экономика и ее основные участники 1 Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. 16 Основные участники экономики- 1 потребители, производители Описывать различные организации Исследовать ситуации, формы хозяйственной несложные связанные социальных с ролей жизни. практические выполнением потребителя и производителя. 17 Мастерство работника 1 Описывать составляющие квалификации работника. 18 Заработная плата и стимулирование 1 труда Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. 19 Производство: затраты, выручка, 1 прибыль Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. 20 Что и как производить 1 Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. 21 Виды и формы бизнеса 1 32 Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии Характеризовать страны. особенности предпринимательской деятельности. 22 Условия успеха в 1 предпринимательской деятельности Сравнивать формы организации бизнеса. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. 23 Обмен, торговля, реклама 1 Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. 24 Реклама в современной экономике 1 Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. 25 Деньги, их функции 1 Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. 26 Экономика семьи 1 Описывать закономерность изменения потребительских расходов зависимости семьи от в доходов. Характеризовать виды страховых услуг. 27 Обязательные и произвольные расходы 1 Различать произвольные и обязательные расходы. изменения Описывать закономерность потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. 28 Практикум по теме «Человек в 1 экономических отношениях» Объяснять основные понятия, экономические ситуации. Глава 3. Человек и природа – 6 ч. 29 Воздействие человека на природу 1 Объяснять значение природных ресурсов в жизни отношение ресурсам. общества. людей Характеризовать к исчерпаемым Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. 30 Охранять природу – значит охранять 1 жизнь Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. 33 Значение земли и других природных 31 ресурсов как основы жизни 1 и Характеризовать смысл экологической морали. деятельности человечества Закон на страже природы 32 1 Характеризовать государства Называть по деятельность охране наказания, природы. установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Участие 33 граждан в 1 природоохранительной деятельности Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. Практикум 34 по теме «Человек и 1 природа» Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов 35 Итоговое повторение по теме «Человек Знать основные понятия курса, уметь в экономических отношениях» объяснять Итоговое тестирование. экономической сфере; применять знания основные тенденции на практике Итого 34 8 класс № Название п/п Тема Кол-во Содержание часов Глава 1. Личность и общество - 6 ч. 1 Что делает человека человеком? 1 Входное тестирование Выявить отличия животных. Объяснять человека от человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам 34 в человека. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять «самореализация». понятие Определять конкретизировать и примерами сущностные характеристики деятельности 2 Человек, общество, природа Раскрывать смысл понятия «ноосфера». 1 Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. возможности Характеризовать человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные Выделять существенные признаки выводы. 3 Общество как форма 1 жизнедеятельности людей общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общества. 4 Развитие общества Выявлять 1 изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное Анализировать факты действительности, изменением Раскрывать 35 общество. социальной связанные структуры смысл с общества. понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Использовать элементы следственного причинно- анализа при характеристике глобальных проблем. 5 Как стать личностью Раскрывать на конкретных примерах 1 смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы следственного причинно- анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, личность. индивидуальность, Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. 6 Практикум по теме «Личность и Знать основные понятия и термины, 1 общество» уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 2. Сфера духовной культуры – 8 ч. 7 Сфера духовной жизни Определять 1 сущностные характеристики понятия «культура». Различать духовной и описывать культуры. явления Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского общества. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. 8 Мораль Объяснять 1 36 роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. моральную социальных элементы анализа Характеризовать сторону различных ситуаций. использовать причинно-следственного для моральных объяснения устоев влияния на развитие общества и человека. 9 Долг и совесть Осуществлять 1 рефлексию своих нравственных ценностей. 10 Моральный выбор – это Приводить 1 ответственность примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. 11 Образование Оценивать 1 значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. 12 Наука в современном обществе Характеризовать науку как особую 1 систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. 13 Религия как одно из форм Определять 1 культуры сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. 14 Практикум по теме «Сфера Знать основные понятия и термины 1 духовной культуры» темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов 37 Глава 3. Социальная сфера – 5 ч. 15 Социальная структура общества Выявлять 1 и различать различные социальные общности и Раскрывать причины социального неравенства. Приводить различных видов Характеризовать социальных используя примеры социальной мобильности. причины группы. конфликтов, межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. 16 Социальные статусы и роли 1 Называть позиции, определяющий статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку. Описывать основные социальные роли старших подростков. 17 Нации и межнациональные Знать 1 отношения и правильно использовать «этнос», «нация», понятия «национальность». примерами Конкретизировать значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. противоречивость отношений Объяснять в Характеризовать межнациональных современном причины межнациональных мире. возникновения конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. 18 Отклоняющееся поведение Объяснять причины отклоняющегося 1 38 поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. 19 Практикум по теме «Социальная Знать основные понятия и термины 1 сфера» темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 4. Экономика – 14 ч. 20 Экономика и ее роль в жизни Раскрывать роль экономики в жизни 1 общества общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. свободные Различать экономические блага. и Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. 21 Главные вопросы экономики 1 Описывать и примерами решения основных участниками экономики. вопросов иллюстрировать Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. 22 Собственность Объяснять 1 смысл «собственность». понятия Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. 23 Рыночная экономика Характеризовать рыночное хозяйство 1 как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной системы. Описывать механизма 39 действие формирования рыночного цен на товары и услуги. 24 Производство – основа Объяснять 1 экономики решающую производства как роль источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. несложные Исследовать практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. 25 Предпринимательская Описывать социально-экономическую 1 деятельность роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые предпринимательской формы деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. 26 Роль государства в экономике Характеризовать 1 функции экономические государства. различные формы Описывать вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. 27 Распределение доходов Называть основные источники доходов 1 граждан. неравенства 40 Раскрывать причины доходов граждан. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. 28 Потребление Описывать закономерность изменения 1 потребительских расходов семьи зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых предоставляемых гражданам. услуг, в Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. 29 Инфляция и семейная экономика Различать номинальные и реальные 1 доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. 30 Безработица, её причины и Характеризовать 1 последствия закономерное экономики. причины безработицу явление Называть и безработицы. экономические и как рыночной описывать Различать социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства занятости. 41 в обеспечении 31 Мировое хозяйство и Характеризовать 1 международная торговля формирования Описывать причины мирового реальные участниками хозяйства. связи между международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. 32 Практикум по теме «Экономика» Знать основные понятия курса, уметь 1 объяснять основные тенденции в экономической сфере; уметь применять знания в практике 33 Повторение по теме Знать основные понятия и термины 1 «Экономика» темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов 34 Повторение по теме Знать основные понятия курса, уметь 1 «Социальная сфера» объяснять основные тенденции в социальной сфере; уметь применять знания в практике 35 Итоговое повторение по теме Знать основные понятия курса, уметь «Личность и общество» объяснять Итоговое тестирование экономической, духовной сфере; уметь основные тенденции в применять знания в практике Итого 34 9 класс № Название п/п Тема Кол- Содержание во часов Глава 1. Политика 1 Политика и власть 2 Входное тестирование 2 Государство Характеризовать власть и политику как социальные явления 2 Раскрывать 42 признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. 3 Политические режимы 2 Сопоставлять типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства 4 Правовое государство 5 Гражданское общество и 2 Раскрывать принципы правового государства. 2 Раскрывать государство сущность гражданского общества. 6 Местное самоуправление 2 Характеризовать местное самоуправление. 7 Участие граждан в 2 Анализировать политической жизни влияние отношений на политических судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами событий, из истории, личного Описывать социального различные гражданина в Обосновывать современных опыта. формы участия политической жизни. ценность и значимость гражданской активности. 8 Политические партии и 2 движения 9 показать их на примере одной из партий РФ. Роль политических партий в 2 жизни общества 10 Практикум Называть признаки политической партии Характеризовать проявления многопартийности. по теме 2 «Политика и власть» Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов 11 Практикум по теме 2 «Политика» Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов Глава 2. Право 12 Роль права в жизни общества и государства 2 Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять естественное 43 право. позитивное и Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. 13 Правоотношения и субъекты 2 права Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». 14 Разновидности норм. правовых Основные 2 отрасли Объяснять причину субъективности прав и юридического права. участников смысл закрепления обязанностей правоотношений. понятий Раскрывать «дееспособность» «правоспособность». и Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. 15 16 Правонарушения и 2 Различать правонарушение и правомерное юридическая поведение. ответственность признаки правонарушений. Право и закон 2 Называть основные Характеризовать ответственность виды и юридическую в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. 17 Правоохранительные органы 2 Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. 18 Конституция Российской 2 Характеризовать Конституцию РФ как закон 44 Федерации 19 Признаки высшей юридической силы. и особенности 2 Приводить конкретные примеры с опорой на Конституции как основного текст Конституции РФ, подтверждающие её закона страны высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. 20 Основы 2 конституционного строя РФ 21 Формы правления, Объяснять принципы правового государства в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. 2 государственного устройства Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. 22 Права и свободы человека и 2 гражданина 23 Декларация прав человека и Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы. 2 гражданина Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. 24 Гражданские 2 правоотношения Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности дееспособности гражданской несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителя. 25 Право на труд. Трудовые 2 правоотношения Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности Объяснять трудовых роль отношениях трудового между работодателями. правоотношений. договора работниками Раскрывать в и особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. 26 Семейные правоотношения 2 Объяснять 45 условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию правоотношениях и адаптированных о семейных извлекать источников её из различного типа. 27 Административные 2 правоотношения Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным Характеризовать субъектов административных Указывать правом. правоотношений. основные признаки административного правонарушения. 28 Уголовно-правовые 2 отношения Характеризовать права и особенности уголовного уголовно-правовых отношений. Указывать объекты отношений. признаки уголовно-правовых Перечислять важнейшие преступления. Отличать необходимую оборону Характеризовать от самосуда. специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. 29 Социальные права 2 Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На иллюстрировать конкретных основные примерах направления социальной политики РФ. 30 Международно-правовая 2 Объяснять сущность гуманитарного права. защита жертв вооруженных Характеризовать конфликтов направленные на военнопленных, основные нормы, защиту раненых, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно46 правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. 31 Правовое регулирование отношений в 2 сфере Объяснять смысл образование». образования понятия Различать «право на право на образование, применительно к основной и полной средней взаимосвязь права школе. на Объяснять образование и обязанности получить образование. 32 Практикум по теме «Право» 2 Объяснять основные понятия и юридические ситуации. 33 Повторение по теме «Право» 2 Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов 34 Итоговое повторение по теме 2 Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов «Политика и право» Итоговое тестирование Итого 68 47 48