однк 5

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена в
соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена
учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой,
Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на
достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.




















1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные
на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.

















Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,
приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли
в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные
ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и
поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и
отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной
работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по
знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под
руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем
1. Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас?
Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым
стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие
поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть.
Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь
рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты
человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило
нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство
любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия
в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный.

Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила.
Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть
роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет
– форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для
поступков. Представление проектов по теме.

3. Тематическое планирование
№
п/п
1

Тема

Число
часов
1

Дата

Как работать с учебником
Введение. Россия – наша
2
1
Родина!
Глава 1. Как отличить добро от зла?
3
Граница между добром и злом 1
4
Долг и совесть
1
5
Честь и достоинство
1
6
Счастье и смысл жизни
1
7
Справедливость и милосердие 1
8
Обобщение главы 1
1
9
Представление проектов
1
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
10
Ценность рода и семьи
1
11
Образцы культуры народов
1
Взгляд светский и взгляд
12
1
религиозный
13
Обобщение главы 2
1
14
Представление проектов
1
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
15
Правила поведения в школе
1
Этикет
–
форма
для
16
1
содержания этики

17

Представление проектов

1

Основные виды учебной деятельности учащихся
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую
проблему, поставленную задачу. Строить предположения,
прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы
достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять
разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и
ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём
главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и
несплошном тексте нужную информацию, структурировать и
обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое
содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое
представление информации. Находить нужную информацию в
печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение
этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема,
рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения
норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за
которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать
нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и
обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях
персонажей художественных произведений, одноклассников и
других людей. Встраивать этические понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи: составлять монологические
высказывания и небольшие повествовательные тексты с
элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать
одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать
вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить

полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм
морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе,
сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные
мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты,
презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
- ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую,
тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений
группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры,
интерактивная доска, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD,
мультипроектор);
Вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники,
удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер,
сканер, фото- и видеотехника, документ-камера;
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса;
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи,
видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный
фонд
(книгопечатная
продукция)
учебно-методические
комплекты,
обеспечивающие
изучение/преподавание учебного курса (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая
литература для учителя и др.);
Нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также
отражающие правовые основы; специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для
оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя
по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и
др.); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по
различным темам курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически
связанные с содержанием курса; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в
том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории
религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.); религиозная литература (произведения,
составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях,

происходящих в религиозной сфере жизни общества); художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным
разделам курса; печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты
выдающихся людей России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».