однк 5

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена в
соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена
учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой,
Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на
достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.




















1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные
на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.

















Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,
приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли
в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные
ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и
поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и
отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной
работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по
знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под
руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем
1. Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас?
Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым
стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие
поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть.
Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь
рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты
человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило
нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство
любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия
в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный.

Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила.
Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть
роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет
– форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для
поступков. Представление проектов по теме.

3. Тематическое планирование
№
п/п
1

Тема

Число
часов
1

Дата

Как работать с учебником
Введение. Россия – наша
2
1
Родина!
Глава 1. Как отличить добро от зла?
3
Граница между добром и злом 1
4
Долг и совесть
1
5
Честь и достоинство
1
6
Счастье и смысл жизни
1
7
Справедливость и милосердие 1
8
Обобщение главы 1
1
9
Представление проектов
1
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
10
Ценность рода и семьи
1
11
Образцы культуры народов
1
Взгляд светский и взгляд
12
1
религиозный
13
Обобщение главы 2
1
14
Представление проектов
1
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
15
Правила поведения в школе
1
Этикет
–
форма
для
16
1
содержания этики

17

Представление проектов

1

Основные виды учебной деятельности учащихся
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую
проблему, поставленную задачу. Строить предположения,
прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы
достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять
разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и
ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём
главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и
несплошном тексте нужную информацию, структурировать и
обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое
содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое
представление информации. Находить нужную информацию в
печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение
этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема,
рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения
норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за
которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать
нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и
обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях
персонажей художественных произведений, одноклассников и
других людей. Встраивать этические понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи: составлять монологические
высказывания и небольшие повествовательные тексты с
элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать
одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать
вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить

полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм
морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе,
сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные
мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты,
презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
- ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую,
тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений
группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры,
интерактивная доска, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD,
мультипроектор);
Вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники,
удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер,
сканер, фото- и видеотехника, документ-камера;
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса;
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи,
видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный
фонд
(книгопечатная
продукция)
учебно-методические
комплекты,
обеспечивающие
изучение/преподавание учебного курса (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая
литература для учителя и др.);
Нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также
отражающие правовые основы; специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для
оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя
по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и
др.); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по
различным темам курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически
связанные с содержанием курса; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в
том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории
религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.); религиозная литература (произведения,
составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях,

происходящих в религиозной сфере жизни общества); художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным
разделам курса; печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты
выдающихся людей России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».