родная литература на русском языке 5-9

Рабочая программа изучения родной литературы в 5-9 классах составлена на основе
ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования, а также на основе
программы с учетом примерной основной образовательной программы по литературе.
Программа детализирует и раскрывает определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения родной литературы. Рассчитана на общую учебную нагрузку в 5 - 9
классах в объеме 17 часов на каждый год обучения.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству,
сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского
народа, курского края, основ культурного наследия;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование потребности в систематическом чтении; установления поля
читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения; формирование целостного
мировоззрения, соответствующего
современному уровню,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение
ИКТ-технологий;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с
учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная
литература (русская)» в основной школе являются следующие:
самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование
для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание
своих
действий, внесениесоответствующих
корректив
в их
выполнение;
ведущим способом решения является формирование способности к
проектированию;
самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление
контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основаниякритерии для классификации; определять причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить
многоаспектный диалог; формирование и развитие компетентности в области
2

использования информационно-коммуникационных технологий: умение работать с
разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать
полученные данные в самостоятельной деятельности; понимание родной (русской)
литературы как одной из основных национальных
культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:
1)
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
понимание
связи литературных
произведений
с
эпохой
их
написания, выявление
заложенных
в них вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей
и
их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к
одному
из литературных
родов
и
жанров;
понимать
и формулировать
тему,
идею,
нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать
его
героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение
в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение
элементарной
литературоведческой
терминологией
при
анализе
литературного
произведения;
2)
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в
том
числе краеведческой;
формулирование
собственного
отношения
к
произведениям
русской
литературы,
их
оценка;
собственная
интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных
произведений;
понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3)
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и
цитат из
текста;
отвечать на
вопросы по
3

прослушанному

или прочитанному тексту; создавать устные
монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных
произведений, создание проектов;
4)
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
2. Содержание учебного предмета
5 класс
Введение
Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.
Русский фольклор
Русские пословицы и поговорки.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». События и герои сказки Нравоучительный
и
философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной
сказке. Типы сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре
и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки,
сочинение собственной сказки.
Литературная сказка
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Отличие литературной
сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в
литературной сказке.
Русская басня. Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум,
глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество –
основные темы басен. Русская басня в XX веке. Тематика басен И.А. Крылова.
Образный мир басен.
Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные фильмы
по басням И.А. Крылова.
Литература XIX века
А.С. Пушкин. Беседа на тему «Мой Пушкин». Стихи поэта о родной природе («Зимний
вечер», «Зимнее утро»): чтение наизусть. Подготовка выразительного чтения вновь
прочитанных стихотворений. Выразительное чтение фрагментов поэмы «Руслан и
Людмила» начиная с «Пролога». Поиски самых важных событий и связь их с
композицией поэмы. Обсуждение сюжета поэмы, завязки, кульминации, развязки.
Поэма Пушкина и ее иллюстраторы. Комментарии учеников к иллюстрациям и
создание собственных творческих работ и отзывов.
4

Рассказ о героях поэмы.
И.С. Тургенев. «Муму» Обсуждение важности сюжета рассказа «Муму» для решения
вопроса о судьбах «братьев наших меньших». Нравственная позиция автора и ее
толкование учениками в беседе.
Создание партитуры описания «Путь Герасима в родную деревню». План рассказа о
герое произведения — Герасиме.
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Изображение природы на страницах
рассказа.
Поэтический образ России. Богатство форм изображения Родины в лирике XIX в.
Выразительное чтение стихов и подготовка к этому при анализе стихотворений
классиков. Комментарии учеников и создание толковых словарей и словарей рифм.
Живопись и графика в изображении родной природы. Ф.И. Тютчев «Гроза», «Есть в
осени первоначальной», «Эти бедные селенья», «Еще в полях белеет снег». Создание
альбома иллюстраций с подбором близких по настрою стихотворений.
Проект электронного альбома «Родная природа в лирике XIX века». Творческие
пересказы.
Героическое прошлое России
Исполнение по ролям фрагмента инсценировки М. А. Булгакова по роману Л. Н.
Толстого «Война и мир» («Петя Ростов»),
Творческий отклик на героическую тему (стихи, рисунки, фотографии и другие формы
творчества) и обсуждение в коллективной беседе. Начало работы над созданием
электронного альбома по героической теме «Защита Родины»
Литература ХХ века. Беседа о знакомых ученикам литературных сказках и о процессе
их создания. Обсуждение рассказа Паустовского о рождении сказки. Возможны
дискуссии на следующие темы: «Почему только в XIX веке могла возникнуть “сказка
по телефону”?»; «Можно ли точно определить, что отличает сказки только что
завершившегося XX века?»
Образ Родины, в лирике и прозе XX века. А. А. Блок, И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт, С.
А. Есенин Выразительное чтение стихотворений XX в. о родной природе. Сообщения
любителей музыки о музыкальном воплощении любимых стихов о природе. Слушаем и
обсуждаем! Обсуждение вопроса о музыке стиха и различных его размерах в лирике XX
в.
Современная литература. П . А с т а ф ь е в . «Васюткино озеро». Обсуждение вопроса о
роли воспоминаний в создании автобиографических произведений. Событие и
поступок. Поступок и характер.
6 класс
Введение
Значимость чтения и изучения родной литературы для развития человека. Родная
литература как способ познания жизни.
Русский фольклор
Герои мифов былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные
богатыри.
Русская литература ХIХ века
А.Н. Островский. Снегурочка». Герои пьесы.
5

Обрядовый фольклор как малый жанр устного народного творчества. Обрядовые песни
в
пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев.
Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Работа над художественным пересказом
прозаического текста.
Лицейские друзья А.С. Пушкина в произведениях поэта. Стихотворение «Товарищам».
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «На севере диком». Обучение
выразительному чтению лирических произведений.
И.С. Тургенев. Детство и юность писателя. История создания цикла рассказов «Записки
охотника». И.С. Тургенев «Бежин луг».
Н.Г.Гарин-Михайловский. Главы повести «Детство Темы». Герой и сюжет.
Картины тяжелого детства в произведениях русских писателей и художников.
Русская литература ХХ века
А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Автор и его герой в рассказе.
М. Горький «Детство». Семья Кашириных. Образы бабушки и деда.
Образ главного героя повести М. Горького «Детство» - Алеши. Портрет как средство
характеристики героя.
А.С. Грин «Гнев отца». Взаимоотношения детей и взрослых в рассказе.
Родная природа в стихах русских поэтов
И.А. Бунина. Стихотворения. Слияние с природой, эмоциональное состояние
лирического героя.
А.А. Блока. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания.
К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин. Воплощение лирики поэтов в музыке многих
композиторов.
Великая Отечественная война в лирике и прозе
Стихи поэтов ХХ века о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной
войны.
В.П. Катаев «Сын полка». Дети и война. Обостренно – трагическая и героическая тема
произведений о войне.
7 класс
Введение
Своеобразие

курса. Литературные
роды
(лирика,
эпос, драма).
Жанр и
жанровое
образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество,
творческая история произведения.
ФОЛЬКЛОР
Народный театр. Сообщения учеников и их комментарии о жанрах фольклора. Создание собственных произведений (творческая работа по желанию и выбору).
Инсценировка пьесы-игры «Барин»: создание афиши, обсуждение советов для
исполнителей, дополнительные ремарки и др.
ЛИТЕРАТУРА XIX века
6

А.С. ПУШКИН
Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву»
(«Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...» Любовь к родине,
уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам...». Чтение наизусть.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Образ Родины в стихотворениях «Родина», «Прекрасны вы, поля земли родной…»,
«Кавказ».
Н.В. ГОГОЛЬ
«Ревизор». Смех как действующее лицо в произведениях Н.В. Гоголя.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. «Размышления у парадного подъезда», «Тройка», «Зеленый
шум».
Доля народная —основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы
Н.А.
Некрасова.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие
сведения о писателе. Сказка «Повесть о там, как…». Своеобразие
сюжета;
проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.
Позиция писателя.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Левша». Обсуждение роли сказа в нашей речи.
Обсуждение вопроса о народной этимологии. Первое знакомство со словарем народных
переделок непонятных слов.
Утверждение жизненной стойкости психологического типа героя в процессе
обсуждения сюжета и активно используемых художественных приемов.
Создание словаря новых слов (по страницам сказа «Левша»).
А.П. ЧЕХОВ
«Хирургия», «Жалобная книга».». Анализ жанров сатирического изображения
действительности и активного использования художественных приемов в произведениях Чехова.
Творческая работа — рассуждение учеников на тему «Наша речь и наша способность
мыслить» с кратким комментарием избранных реплик из «Жалобной книги».
ЛИТЕРАТУРА XX века
Отражение духовных поисков человека в лирике XX в.
В. Я. Брюсов «Труд», «Хвала человеку». И. А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть
гнездо...»; К. Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин «Не завидуй
другу...»; А. Т. Твардовский «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка
лета...».
Великая Отечественная война в художественной литературе.
7

А. Н. Симонов «Русский характер». М. А. Шолохов «Они сражались за Родину». В. Г.
Распутин «Уроки французского». На уроках должны звучать и описания боев, и
трудные свершения тыловой жизни. Так, пересказ героических эпизодов романа «Они
сражались за Родину» поддерживается скромными событиями «тыловых» «Уроков
французского»: близкие к тексту пересказы двух замечательных произведений —
демонстрация богатства прозы при обращении к великой теме.
8 класс
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература. История
отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического
развития нации. Своеобразие литературных эпох.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях
русской литературы.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обсуждение вопроса о жанрах древнерусской литературы. Подготовка к чтению —
исполнению фрагментов летописи. Работа со словарем. Исполнение и комментарии в
оценке одноклассников рецензентов.
Подготовка выразительного чтения фрагментов «Жития Сергия Радонежского».
Краткий пересказ (события жизни Сергия Радонежского).
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Д . И . Ф о н в и з и н . «Недоросль». Подготовка чтения по ролям важного эпизода — еще
одного урока — урока Митрофанушки.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса
с национальными традициями русского народа.
Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года:
«Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в
баснях.
Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского
«Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата,
послание, застольная песнь, элегия.
«Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе. «Другу
стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и
символического планов, значение образа Петербурга.
Н . В . Го г ол ь. «Тарас Бульба». Обсуждение сюжета повести «Тарас Бульба» как
героического произведения. Анализ мастерства Гоголя в создании батальных сцен и
героических характеров в процессе подготовки к исполнению текста и его пересказу.
А.К.Тол с т о й. «Василий Шибанов». Острота постановки нравственных проблем в
творчестве А. К. Толстого. Обсуждение образа Василия Шибанова как нравственного
идеала автора
8

Подготовка рассказа об Иване Грозном после чтения произведений А. К. Толстого.
М.Ю.
Лермонтов «Родина».
«
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Литература ХХ века.
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ в.
В. Я. Брюсов «Тени прошлого», «Век за веком»; Н. С. Гумилев «Старина»,
«Прапамять»; З. Н. Гиппиус «14 декабря».
М. И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; М. А.
Кузмин «Летний
сад». Мандельштам «Звук осторожный и глухой».*
Великая Отечественная война в литературе ХХ века
Обзор произведений на тему Великой Отечественной войны. Великая Отечественная
война в литературе послевоенных лет. Важность поставленных в этих произведениях
проблем.
Лирика А. А. Ахматовой, А. А. Прокофьева, К. М. Симонова, А. Т. Твардовского,
Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, А. А. Суркова, М. В. Исаковского, Б. Ш. Окуджавы, Е.
М. Винокурова, В. С. Высоцкого о войне.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нагибин Ю.М. Произведения писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о
большой судьбе».
Обзор произведений современных авторов о подростках, их стремлении жить взрослой
жизнью, о проблемах юношеского возраста. 1-2 произведения по выбору учителя.
9 класс
Введение
Значение
художественного
произведения
как
культурного
наследия
страны.
С.
Наровчатов. Необычайное литературоведение». Глава «Литературный процесс».
Древнерусская литература
Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве».
Воинская лексика и фразеология в произведении. Сопоставление разных переводов
плача Ярославны.
Литература 18 века
Формирование классицизма как литературного направления.
Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В.
Ломоносова.
Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение»,
«Великий
Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина.
Литература 19 века
Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и
современности. Использование в комедии синтаксических средств, повышающих
выразительность речи героев.
В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского
«Светлана»
А.С. Пушкин.
9

Полемика А.С. Пушкина со своими друзьями и современниками о мирской власти.
«Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я нельстец,
когда царю…»).
Раскрытие психологических понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель жизни. Д.С.
Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения».
Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ
А.С.
Пушкина и его произведения в изобразительном искусстве.
М.Ю. Лермонтов
Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт»
М.Ю.
Лермонтова.
Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических отступлений в произведении.
Образ автора в поэме. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить
Россию» (гл. 19, 20).
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет
Особенности поэтического стиля в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Литература 20 века
Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой,
С.
Есенина.
В. Маяковский
В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях В. Маяковского
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов
В.П. Астафьев. «Царь–рыба». Образ главного героя: положительный или
отрицательный персонаж.
В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения.

3. Тематическое планирование
5 класс (17 часов)
№

Тема урока

1.

Литература — искусство слова.
Новый предмет и новый учебник. Ученик — читатель.
Правила для читателя
ФОЛЬКЛОР
Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора.
Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
События и герои сказки

2.
3.

Количество
часов
1
1
1
10

4.
5.
6.
7.

Р.Р. Мастерская слова. Пишем сказку.

8.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Контрольная работа.
Повторение и стихи о родной зиме.

1

«Руслан и Людмила».
И.С.Т ург енев .
«Муму».
Поэтический образ Родины.
Родной край и поэтичность его изображения.
Героическое прошлое России.
Литературные сказки писателей X I X — X X в .
К . Г. П ау с т о в с к и й. «Рождение сказки»
Образ Родины, в лирике и прозе XX века.

1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Пословицы и поговорки
Басни. Повторение знакомых басен.

А.С. Пушкин. Страницы биографии.

5)
6)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

№

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

класс (17 часов)
Тема урока

Введение
Читатель и герой прочитанных книг.
Фольклор. Былины
Былины и их герои. «На заставе богатырской».
Литература XIX
А.Н. Островский «Снегурочка».
В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок», «Лесной царь».
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», глава
«Буран».
Лицейские годы. Друзья поэта и его многочисленные
послания: «К сестре», «К Пущину», «Товарищам».
М.Ю. Лермонтов. Поэзия.
И.С. Тургенев «Бежин луг». Мальчики в ночном.
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы
«Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Произведения о детстве в начале XX века.
А.Т. Аверченко «Смерть африканского охотника».
И.С.Т ург енев .
«Муму».
Максим Горький «Детство».
А.С. Грин «Гнев отца».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

14.
15.
16.
17.

Родная природа в стихах русских поэтов XXвека.
И.А. Бунин «Детство», «Первый соловей»
А.А.Блок «Ветер принес издалека…», «Полный
месяц встал над лугом…»
К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Л. Пастернак
«Июль». Лирика.
В.Катаев «Сын полка».

6

Тема урока

1.

Роды и жанры литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
Фольклор.
Народный театр.
А . С . П у ш к и н.
Жанры прозы и лирики Пушкина. «К портрету
Жуковского», «Элегия», «К ***», «Туча», «Друзьям»,
«19 октября», «Моя эпитафия», «Во глубине
сибирских руд».
Контрольная работа.
М.Ю. Лермонтов.
«Ревизор».
И.С.Т ург енев .
«Стихотворения
в
прозе»
(«Русский язык», «Дурак» и др.).
Н. А . Н е к р а с о в . «Размышления у парадного
подъезда», «Тройка», «Зеленый шум».
«Левша».
М . Е . С а л т ы к о в - Щ е д р и н . «Повесть о том, как
один
мужик
двух
генералов
прокормил».
«Премудрый пескарь».

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.
13.

14.

15.
16.
17.

1
1
1

класс (17 часов)

№

2.

1

А.П.Чехов.
«Хирургия», «Жалобная книга».
Литература XX века.
Отражение духовных поисков человека в лирике
XX в.
В. Я. Брюсов «Труд», «Хвала человеку».
И. А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К.
Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего...».
И. Северянин «Не завидуй другу...»; А. Т.
Твардовский «Как после мартовских метелей...»,
«Июль — макушка лета...».
Великая Отечественная война в художественной
литературе .
А. Н. Симонов «Русский характер».
М. А. Шолохов «Они сражались за Родину».
В. Г. Распутин «Уроки французского».
Резервный урок

Количество
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
12

8 класс (17 часов)
№

Тема урока

1.
2.

Литература и время
Фольклор.
История в произведениях фольклора. Народная
историческая песня.
Древнерусская литература.
«Повесть временных лет».
«Сказание о житии Александра Невского», Б. К.
Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский».
Литература XVIII века.
Д . И . Ф о н в и з и н . «Недоросль».
Литература XIX века.
Историческое прошлое в лирике XIX в. В. А.
Жуковский «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин
«Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов
«Бородинское поле»; И. И. Козлов «Вечерний звон»;
Ф. И. Глинка «Москва».
И.А.Крылов. «Волк на псарне» и другие басни,
связанные с историей.
«Пиковая дама».
«Родина». Лермонтов.
«Тарас Бульба».
А.К.Тол с т о й. «Василий Шибанов».
Литература ХХ века.
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ в.
В. Я. Брюсов «Тени прошлого», «Век за веком»; Н. С.
Гумилев «Старина», «Прапамять»; З. Н. Гиппиус «14
декабря».
М. И. Цветаева «Домики старой Москвы»,
«Генералам двенадцатого года»; М. А. Кузмин
«Летний
сад». Мандельштам «Звук осторожный и глухой».
Обзор произведений на тему Великой Отечественной
войны. Великая Отечественная война в литературе
послевоенных лет. Важность поставленных в этих
произведениях проблем.
Лирика А. А. Ахматовой, А. А. Прокофьева, К. М.
Симонова, А. Т. Твардовского,
Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, А. А. Суркова, М. В.
Исаковского, Б. Ш. Окуджавы, Е. М. Винокурова, В.
С. Высоцкого о войне.
Лирика А. А. Ахматовой, А. А. Прокофьева, К. М.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.

14.

15.

16.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
13

17.

Симонова, А. Т. Твардовского,
Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, А. А. Суркова, М. В.
Исаковского, Б. Ш. Окуджавы, Е. М. Винокурова, В.
С. Высоцкого о войне.
Резервный урок

1

9 класс (17 часов)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.

Тема урока
Введение.
Автор, читатель и литературные шедевры.
Древнерусская литература.
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века.
В . А . Ж у к о в с к и й . «Светлана»
А . С . Г р и б о е д о в . «Горе от ума».
А. С. П уш ки н .
«Евгений Онегин».
М.Ю.Лермонтов.
«Герой нашего времени».
Н . В . Го г о л ь.
Н . В . Го г о л ь. «Мертвые души».
Ф.И.Тютчев. Поэзия.
С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…»,
«Отговорила роща золотая», «Низкий дом с
голубыми ставнями…»
Образ Руси.
В.В.
Маяковский.
Особенности
лирики.
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Прозаседавшиеся».
Сатира Маяковского.
В.П.Астафьев «Царь- рыба». Раздумья Игнатьича.
В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Открытый финал
повести.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».