«Основы финансовой грамотности» 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 9»

Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании
«Утверждено»
педсовета
директор
Протокол №1
школы-интернат №9
«27» августа 2020 г.
Приказ №82от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа
Основы финансовой грамотности
5-9 класс

Авторы:
Учителя истории и обществознания
Бызова И.С.

Г. Верхняя Салда
2020 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и требованиями к планируемым результатам основного общего
образования по финансовой грамотности. Ключевой целью программы является развитие
компетенций финансовой грамотности детей среднего школьного возраста, формирование
базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению
личной финансовой безопасности.
Программа позволяет получить представление о задачах, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, указано
распределение учебных часов по разделам курса и учтена последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она содействует сохранению единого
образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с
учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы
образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета,
умений необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и
создания личного финансового плана;
• овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии
обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности
защиты прав как потребителей финансовых услуг;
• развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об
общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,
страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования,
установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности
действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Основы финансовой грамотности» предназначена для проведения занятий
по внеурочной деятельности и направлена на:
– создание условий для развития финансовой грамотности ребенка;
– развитие мотивации к познанию и развитию критического мышления;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к современным общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья.
Содержанием программы по «Основам финансовой грамотности» предусматривается
изучение материала по следующим модулям: «История развития хозяйственной деятельности
человека»,
«Бюджет семьи»,
«Основы потребительской культуры», «Основы
предпринимательства», «Финансовые организации и основы финансовой безопасности».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические
работы, деловые игры. При этом предполагается, что изучение материала программы,
связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ.
Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года
обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с
введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.
Основные принципы обучения, предусмотренные программой:
- метапредметность - освоение универсальных способов действий, с помощью которых
учащийся сможет сам добывать необходимую информацию;
- наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных
пособий, рисунков, таблиц;
- системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе;
- гуманизация воспитательного процесса – построение занятий с учетом знаний, умений
и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.
Педагогические технологии.
Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание
ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей.
Учебный план.
Общий учебный план программы рассчитан на 34 часов за каждый год обучения с 5 – 9
классы.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:
планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение
таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты изучения курса «Основ финансовой грамотности»:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
НАЯ Содержание курса
5 класс (17 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи».
Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный
бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа

«Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества,
здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа
«Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект
«Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы
по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым
занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в
современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект
«Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Основная проблема экономики
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач
«Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».
Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация
фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание
«Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа
продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель
может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс
на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса».
Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая
предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и
избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды
займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение
работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или
инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа
финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды
кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение
экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных
кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол
«Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач
«Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и
банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».
Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа
«Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра
«Управляющие».
Раздел 5. Страхование
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное
страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая
консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа
«Профессиональные
участники
пенсионной
системы».
Практическая
работа
«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие
человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология
потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение
экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и
расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый
платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа
«Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».
Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»
Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая
техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления
учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол
«Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких
случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред
и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся
Раздел 10. Защита проектов
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами
и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят
личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как
оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как
увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая
игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация
«ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа
«Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое
финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и
риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических
задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной
работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы
платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по
курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование 5 класс.
№ п/п

Тема урока
Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других
1.
стран.
Семья как потребитель.
2.
Хозяйственная деятельность семьи.
3.

Кол-во
часов
1
1
1

Потребности человека и семьи.
4.
Элементы семейного хозяйства.
5.

1

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
6.
Что такое бюджет семьи.
7.

1

Что кладут в потребительскую корзину.
8.
Доходы и расходы семьи.
9.

1

Бюджет семьи.
10.

1

1

1

1

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.
11.
Банковская карта Виды банковских карт.
12.

1

Как умно управлять своими деньгами.
13.
Как сделать сбережения.
14.

1

Кредиты. Виды кредитов.
15.
Налоги.
16.

1

Социальные пособия.
17.

1

1

1

1

Тематическое планирование 6 класс.
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов
2

1

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

2

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

2

Финансовое благополучие семьи.

2

Бюджет семьи.

2

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое
собственность?
Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

2

Купля – продажа. Товары и услуги.

2

Виды торговли. Типы магазинов.

2

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

2

Виды торговли.

2

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного
пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.
Пластиковые карты. Правила пользования.

2

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

2

Что такое пенсия.

2

Услуги службы занятости населению.

2

Налоговая система РФ

2

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

2

2

Тематическое планирование 7 класс.

№ п/п
1

Тема урока
Роль денег в нашей жизни.

Кол-во
часов
2

2
3
4
5-6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Структура доходов семьи.

2

Зарплата как источник дохода.

2

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

2

Составление, анализ семейного бюджета.

2

Что такое финансовое мошеничество.

2

Фальшивые деньги. Тест.

2

Кредиты. Виды кредитов.

2

Микрофинансированнные кооперативы.

2

Банковска карта.

2

Кредитная карта.

2

Возможности банковской карты.

2

Социальные службы.

2

Пенсионная система РФ.

2

Налоговая система РФ.

2

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.

2

Тематическое планирование 8 класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока
Деньги. Виды денег.

Кол-во
часов
2

Банки. История развития банков.

2

Денежные переводы, счета и вклады. Тест.

2

Кредитные продукты.

2

Виды кредитов и их свойства.

2

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления.
Электронные деньги.
Что такое кредитная история.

2

Микрофинансовые организации.

2

Инфляция. Причины и последствия.

2

Что такое страхование, как оно работает.

2

Мошенничество на финансовых рынках.

2

2

12
13
14
15
16
17

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

2

Личный и семейный бюджет

2

Цели планирования составление плана.

2

Информационное общество. Портал государственных услуг.

2

Подоходный налог. Налог на имущество.

2

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные
пенсионные фонды: как с ними работать?

2

Тематическое планирование 9 класс.
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов
1

1

Современные деньги России и других стран.

2-3

Практическая работа. Деньги. Тест.

2

4

Структура доходов семьи.

1

5

Зарплата как источник дохода.

1

6

1

7

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие
по безработице и кому оно полагается в России.
Структура семейных расходов.

8

Контроль семейных расходов.

1

9

Практическая работа. Контроль семейных расходов.

1

10

Что такое семейный бюджет.

1

11

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

12

Составление, семейного бюджета.

1

13-14

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

2

15

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

16

Что такое финансовое мошенничество.

1

17

Фальшивые деньги. Тест.

1

18

Что такое пенсия.

1

19

1

20

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить
размер будущей пенсии.
Банки и их функции.

21-22

Договор банковского вклада и банковского счёта.

2

23

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

24

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

25-26

Практическая работа. Банковские карты.

2

27

Практическая работа. Банковские карты. Зачет.

1

28

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

1

1

29

Практическая работа. Налог. Тест.

1

30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

31

1

32

Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в
магазин.
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

33

Что нужно знать при оформлении на работу.

1

34

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».