Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 «27» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании «Утверждено» педсовета директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. Приказ №82от «31» августа 2020 г. Рабочая программа Основы проектной деятельности 5-9 класс Автор: Учитель истории и обществознания Бызова И.С. Г. Верхняя Салда 2020 г. 1 Пояснительная записка 1. Рабочая программа по учебному предмету «Основы проектной деятельности» составлена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»с изменениями; ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»); Образовательная программа ООО МОУ «СОШ с. В. Чернавка», утвержденная приказом от 31.08.2013 г. № 114; Локальный акт «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС МОУ «СОШ с. В. Чернавка»; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). 2. Новизна курса «Основы проектной деятельности» заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Основные задачи: Образовательные: -познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; -знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; - уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; -знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; -представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; -знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; -составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; -иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; - проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие: -формировать универсальные учебные действия; -расширять кругозор; -обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников; -развивать творческие способности; 2 -развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; - развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы; -на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные: -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; -развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; -вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; -дать возможность учащимся проявить себя. 3. Для реализации рабочей программы используются 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006. 2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007. 3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 8-9 класс. Издательство «Учебная литература», 2007. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 3 -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. -сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 4 Содержание тем учебного курса. 5 класс (17 часов, 0,5 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели (5 ч). С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). Модуль 2: Работа с каталогами (2 ч). Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (5 ч). Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Модуль 4: Практический блок (5 ч). Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели (3 ч). Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование. Модуль 2: Наблюдение и эксперимент(9 ч). Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных. Модуль 3: Сам себе эксперт(7 ч). Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка. Модуль 4: Как работать вместе (5 ч). Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него. Модуль 5: Основы риторики и публичного выступления(11 ч). Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении. 7 класс (35 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: Введение. Цель и задачи программы (6 ч). Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч). Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. Модуль 3: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч). Проект. Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. Модуль 4: Как работать в команде (9 ч). Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы. Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. 5 Модуль 5: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч). Исследовательская работа. Структура. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Отзыв. Рецензия. Модуль 6: Выступление (5 ч). Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта. 8 класс (35 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч). Введение в учебный курс. Выявление признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Признаки желаемой ситуации. Планирование деятельности. Ресурсы. Модуль 2: Работа с каталогами (4 ч). Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог. Модуль 3: Работа со справочной литературой (2 ч). Виды справочной литературы. Информационные лакуны. Модуль 4: Способы первичной обработки информации (8 ч). Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта. Модуль 5: Как работать вместе (4 ч). Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт. Модуль 6: Выступление (5 ч). Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией. Модуль 7: Ведение дискуссии ( 6 ч). Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта. 9. класс (34 часа, 1 час в неделю) Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (12 часов). «МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ: АНКЕТНЫЙ ОПРОС И ИНТЕРВЬЮ» 12ч Тема 1. Общая характеристика опросных методов (2 ч). Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов. Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса (2ч). Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов. Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации (4ч). Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса. Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода (4ч). Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью. Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление (12 часов). Тема 1. Что такое быть оратором (2ч). Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи 6 Тема 2. Рождение текста (2ч). Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим (3ч). Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Тема 4. «Украшения» для речи (2ч). Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории. Тема 5. Работа с вопросами (2 ч). Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. Тема 6. Групповое выступление (1ч). Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг). Модуль 3: Регулирование конфликтов (10 часов). Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта. Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет. Позитивные суждения о себе. Общение. Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить приоритетность своих потребностей». Моральные дилеммы. Соотношение прав и обязанностей. Тематическое планирование. № п/ п Наименование разделов и тем 5 1 Модуль «От проблемы к цели» 2 2 Модуль «Работа с каталогами» Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) 5 класс Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности. Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации. Количеств о часов 7 5 3 Модуль «Этапы работы в рамках исследовательской деятельности» 5 4 Модуль «Практический блок» 1 Модуль 1: От проблемы к цели 3 2 Модуль 2: Наблюдение и эксперимент 9 3 Модуль 3: Сам себе эксперт 7 4 Модуль 4: Как работать вместе 5 Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта. Обозначить проблему, сформулировать цель на основании проблемы, сформировать план деятельности, самостоятельно использовать справочную литературу, каталоги для сбора нужной информации; провести опрос, интервью, исследование, эксперимент; оценить сильные и слабые стороны своей деятельности; представить продукт своей деятельности. 6 класс Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности. Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта. Получить представление о процессе контроля, об оценке, отметке, оценочных шкалах; получить опыт деятельности в роли эксперта, рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности; самооценки своей деятельности и ее результатов; научиться проводить оценку с использованием эталона; оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности. Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда. 8 5 Модуль 5: Основы риторики и публичного выступления 11 1 Модуль 1: Введение. Цель и задачи программы. 6 2 Модуль 2: Работа с каталогами. 3 3 Модуль 3: От проблемы к цели и планированию деятельности. 6 4 Модуль 4: Как работать в команде. 9 5 Модуль 5: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. 6 6 Модуль 6: Выступление. 5 Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 7 класс Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности. Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации. Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности. Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда. Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта. Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять 9 1 Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности. 6 2 Модуль 2: Работа с каталогами. 4 3 Модуль 3: Работа со справочной литературой. 2 4 Модуль 4: Способы первичной обработки информации. 8 5 Модуль 5: Как работать вместе. 4 6 Модуль 6: Выступление. 5 7 Модуль 7: Ведение дискуссии. 6 выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 8 класс Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности. Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации. Получить представление о структурировании информации в справочной литературе; получить опыт работы со справочной литературой, поиска информационных лакун, отбора информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны; находить информацию в справочной литературе; сопоставлять информацию из разных источников. Уметь актуализировать имеющиеся знания по теме; различать новую и известную информацию; определять противоречия между имеющейся и новой информацией; определять отсутствие или недостаток информации; излагать информацию с помощью ключевых слов; задавать вопросы; представлять информацию в табличной форме. Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда. Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Освоить приёмы ведения дискуссии, выдвижения тезиса и антитезиса; получить 10 представление о прямом и косвенном доказательстве, о прямом и косвенном опровержении; о правилах постановки вопроса; о правилах ведения дискуссии; получить опыт доказательства своих выводов и ведения дискуссии. 9 класс Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (12 часов). 1 Тема 1. Общая 2 Уметь давать характеристику объекту характеристика исследования, самостоятельно организовывать опросных методов. деятельность по реализации учебноисследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах. 2 Тема 2. Вопрос как 2 Получить представление о возможностях и элементарный ограничениях тех или иных методов; получить технический инструмент опыт отбора респондентов; научиться опроса. различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации; выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации. 3 Тема 3. Анкетный опрос 4 Получить представление о сферах применения как метод сбора опросных методов, о возможностях и первичной информации. ограничениях тех или иных методов; получить опыт создания положительной мотивации к участию в опросе, проведения анкетного опроса; отбора респондентов; научиться различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации. 4 Тема 4. Специфические 4 Выбирать адекватные целям методы сбора особенности интервью первичной информации; получить как опросного метода. представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов. Модуль 2 «Основы риторики. Публичное выступление» (12 часов). 1 Тема 1. Что такое быть 2 Получить представление о основных законах оратором. восприятия и представления устных выступлений; значении и формах невербальной коммуникации. 2 Тема 2. Рождение текста. 2 Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа. 3 Тема 3. ЧТО и КАК мы 3 Получить опыт работы с различно говорим. настроенной аудиторией; работы с вопросами 11 4 Тема 4. «Украшения» для речи. 2 5 Тема 5. Работа с вопросами . 2 6 Тема 6. Групповое выступление. 1 Модуль № 3: Регулирование конфликтов. 10 различного типа; группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения публичного выступления; самопрезентации; рефлексии себя как говорящего и слушающего. Освоить на практике приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа. Давать характеристику объекту исследования, самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах. Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа. Освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа. Получить опыт определения и разрешения противоречий, возникающих в ходе общения; использовать ресурсов других людей для достижения собственных целей; согласовать интересы в совместном действии; разрабатывать стратегии разрешения конфликта; освоить способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов; применить полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем. 12