астрономия 10-11

1

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК
Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. —
М. : Дрофа, 2018. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов
Б. А.
Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень
и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели
по 1 учебному часу в неделю) во втором полугодии 10 класса и первом полугодии 11 класса.
Общая характеристика учебного предмета.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который,
завершая физико-математическое образование выпускников средней школы,
знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной
и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время
важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о
единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их
систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся
следующие цели:
 понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
 познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
 получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в
земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
 осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
 ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
 выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и
другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и
эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда
следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы
астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной)
школе являются:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной
образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами
информационных технологий;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и
их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование умения находить адекватные способы поведения,
взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности,
проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных
проблем науки.

2

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их
возникновения;

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного
эксперимента, прогнозирования;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;

извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов,
полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе
представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и
способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с
этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения
развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их
личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность
должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в
предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со
значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с
разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник
получит представление:

о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная
гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод
анализа данных;

3

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований
в естественных науках;

об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
т. п.);

о деятельности организаций, сообществ и

структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих
ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные
структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
(межпредметные задачи);

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных чебных действий в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время,
необходимые для достижения поставленной цели;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта
или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.


2. Содержание учебного предмета

4

10 класс-11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и
фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический
(звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел
в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты
земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда:
газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.

5

6

3. Тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю, в первом полугодии, всего - 17 часов)
10 класс (1 час в неделю, во втором полугодии, всего - 17 часов)

№ и тема
урока

Содержание
урока

1. Предмет астрономии

2
Наблюдения
астрономии.

—

Формы и
методы
контроля

Развитие астрономии было вызвано практическими
потребностями человека, начиная с глубокой Беседа. Работа с
текстом учебника и
древности. Астрономия. математика и физика иллюстрациями.
развивалнсь в тесной связи друг с другом.
Структура и масштабы Вселенной.
основа Наземные и космические приборы и методы
исследования
астрономических
объектов.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.

3. Звезды и созвездия. Небесные
координаты. Звездные карты.
Практическая работа № 1
«Определение горизонтальныx
небесныx координат».

Звездная
величина
как
характеристика
освещенности, создаваемой звездой. Согласно
шкале звездных величин разность на 5 величин,
различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная
система координат: прямое восхождение и
склонение. Использование звездной карты для
определения объектов, которые можно наблюдать в
заданный момент времени.

7

Домашнее
задание

§1

Устный опрос.
Беседа.

§2

Фронтальный
опрос.
Беседа.
Практическая
работа.

§ 3, 4

4. Видимое движение звезд на Высота полюса мира над горизонтом и ее Фронтальный
различных
географических зависимость от географической широты места
опрос.
широтах.
наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация
Беседа.
светил. Определение географической широты по Работа с текстом
измерению высоты звезд в момент их
учебника.
кульминации.
5. Годичное движение Солнца.
Эклиптика. Практическая работа
№
2
«Определение
экваториальныx
небесныx
координат».

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон
эклиптики к небесному экватору. Положение Индивидуальный
опрос.
Солнца на эклиптике в дни равноденствий и
Беседа.
солнцестояний. Изменение в течение года
Практическая
продолжительности дня и ночи на различных
работа.
географических широтах.

6. Движение и фазы Луны. Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее
Затмения Солнца и Луны.
единственный естественный спутник. Период
обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси
— сидерический (звездный) месяц. Синодический
месяц — период полной смены фаз Луны.Условия
наступления солнечных и лунных затмений. Их
периодичность.
Полные,
частные
и
кольцеобразные затмения Солнца. Полные и
частные затмения Луны. Предвычисление будущих
затмений.
7. Время и календарь.

8. Развитие представлений
строении мира.

Точное время и определение географической
долготы. Часовые пояса. Местное и поясное,
летнее и зимнее время. Календарь — система счета
длительных промежутков времени. История
календаря. Високосные годы. Старый и новый
стиль.

§6

Фронтальный
опрос.
Беседа.

§ 7, 8

Тестирование.
Беседа.

§9

о Геоцентрическая система мира АристотеляПтолемея. Система эпициклов и дифферентов для
Индивидуальный
объяснения петлеобразного движения планет.
опрос.
Создание Коперником гелиоцентрической системы
Беседа.
мира. Роль Галилея в становлении новой системы
мира.
8

§5

§ 10

9.
Конфигурации
Синодический период.

планет. Внутренние и внешние планеты. Конфигурации
планет:
противостояние
и
соединение.
Периодическое изменение условий видимости
внутренних
и
внешних
планет.
Связь
синодического и сидерического (звездного)
периодов обращения планет.

Тестирование.
Беседа.

§ 11

Фронтальный
опрос.
Практическая
работа.

§ 12

11. Определение расстояний и Размеры
и
форма
Земли.
Триангуляция.
размеров тел в Солнечной Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные
системе.
размеры тел Солнечной системы.

Индивидуальный
опрос.
Беседа.

§ 13

12. Практическая работа № 4 с План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн
планом Солнечной системы.
км с указанием положения планет на орбитах
согласно данным «Школьного астрономического
календаря» на текущий учебный год.

Практическая
работа.

—

13. Открытие и применение Подтверждение справедливости закона тяготения
закона всемирного тяготения.
для Луны и планет. Возмущения в движении тел
Солнечной системы. Открытие планеты Нептун.
Определение массы небесных тел. Масса и
плотность Земли. Приливы и отливы

Фронтальный
опрос.
Беседа.

§ 14 (1-5)

10. Законы движения планет
Солнечной
системы.
Практическая работа № 3
«Решение
задач
по
теме
«Конфигурация планет».

14. Движение искусственных
спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной
системе.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости
движения планет по эллиптическим орбитам.
Открытие Кеплером законов движения планет —
важный шаг на пути становления механики. Третий
закон — основа для вычисления относительных
расстояний планет от Солнца.

Время старта КА и траектории полета к пллнетам и
другим телам Солнечной системы. Выполнение Индивидуальный
опрос.
маневров,
необходимых
для
посадки
на
Беседа.
поверхность планеты или выход на орбиту вокруг
нее.

9

§ 14 (6)

15. Контрольная работа № 1.
Солнечная система как комплекс
тел,
имеющих
общее
происхождение.

Контрольная работа по итогам 1 полугодия (15
мин.). Гипотеза о формировании всех тел
Солнечной системы в процессе длительной
эволюции
холодного
газопылевого
облака.
Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Контрольная
работа.
Беседа.

§ 15, 16

16.
Анализ
выполнения Краткие сведения о природе Земли. Условия на
контрольной работы № 1. Земля поверхности Луны. Два типа лунной поверхности
и Луня — двойная планета.
— моря и материки. Горы, кратеры и другие
формы
рельефа.
Процессы
формирования
поверхности Луны и ее рельефа. Результаты
исследований, проведенных автоматическими
аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение
Луны. Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения
Луны.

Фронтальный
опрос.
Беседа.

§ 17

17. Природа планет земной
группы. Практическая работа
№ 5 «Составление
сравнительныx xарактеристик
планет земной группы».

Сходство внутреннего строения и химического
состава планет земной группы. Рельеф
поверхности. Вулканизм и тектоника.
Метеоритные кратеры. Особенности
температурных условий на Меркурии, Венере и
Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от
атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в
атмосфере и на поверхности Марса. Состояние
воды на Марсе в прошлом и в настоящее время.
Эволюция природы планет. Поиски жизни на
Марсе.

Беседа.
Практическая
работа.

Обсуждение
различных
аспектов
проблем,
18.
Урок-дискуссия
Индивидуальный
связанных с существованием парникового эффекта
«Парниковый эффект — польза
опрос.
и его роли в формировании и сохранении
или вред?».
Беседа.
уникальной природы Земли.

10

§ 18

—

19. Планеты-гиганты,
спутники и кольца.

их

Химический состав и внутреннее строение планетгигантов. Источники энергии в недрах планет.
Облачный покров и атмосферная циркуляция.
Разнообразие природы спутников. Сходство при
роды спутников с планетами земной группы и
Луной. Наличие атмосфер у крупнейших
спутников. Строение и состав колец.

Фронтальный
опрос.
Беседа.

§ 19

20. Малые тела Солнечной Астероиды главного пояса. Их размеры и
системы (астероиды, карликовые численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и
планеты и кометы).
другие карликовые планеты. Кометы. Их строение
и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.
Кометное облако Оорта.
Астероидно-кометная опасность. Возможности и
способы ее предотвращения.

Тестирование.
Беседа.

§ 20 (1-3)

21.
Метеоры,
болиды,
метеориты.
Контрольная работа № 2 по теме
«Природа
тел
Солнечной
системы».

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей.
Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки,
их связь с кометами. Крупные тела. Явление
болида, падение метеорита. Классификация
метеоритов: железные, каменные, железокаменные.
Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел
Солнечной системы» (20 мин.).

Беседа.
Контрольная
работа.

§ 20 (4)

22.
Анализ
выполнения
контрольной работы № 2.
Солнце, состав и внутреннее
строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные
реакции. Перенос энергии внутри Солнца.
Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная
корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино.
Значение этого открытия для физики и
астрофизики.

Беседа

§ 21 (1-3)

11

23. Солнечная активность и ее Проявления солнечной активности: солнечные
влияние на Землю.
пятна, протуберанцы, вспышки, корональные
выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их
влияние на состояние магнитосферы Земли.
Магнитные бури, полярные сияния и другие
геофизические явления, влияющие на радиосвязь,
сбои в линиях электропередачи. Период изменения
солнечной активности.

Фронтальный
опрос.
Беседа

§ 21 (4)

Тестирование.
Беседа

§ 22

Индивидуальный
опрос.
Беседа.

§ 23

26.
Переменные
и Цефеиды — природные автоколебательные
нестационарные
звезды. системы. Зависимость «период — светимость».
Контрольная работа № 3 по теме Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —
«Солнце и звезды».
явление в тесных системах двойных звезд.
Открытие «экзопланет» — планет и планетных
систем вокруг других звезд. Контрольная работа
№ 3 по теме «Солнце и звезды» (15 мин.).

Беседа.
Контрольная
работа.

§ 24

27.
Анализ
выполнения
контрольной работы № 3.
Эволюция звезд. Практическая
работа № 6 «Решение задач по
теме «Xарактеристики звезд».

Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой
— взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные
стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные
звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа.
Практическая
работа.

—

28. Проверочная работа.

Проверочная работа по темам: «Строение
Солнечной системы», «Природа тел Солнечной
системы», «Солнце и звезды».

Проверочная
работа.

—

24. Физическая природа звезд.

25. Массы и размеры звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор.
Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их
спектральная классификация. Звезды-гиганты и
звезды-карлики.
Диаграмма
«спектр
—
светимость».
Двойные и кратные звезды. Звездные скопления.
Их масса, плотность, состав и возраст. Модели
звезд.

12

29. Наша Галактика.

30. Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и
движение Солнца. Плоская и сферическая
подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава
Галактики. Вращение Галактики и проблема
«скрытой массы».

Беседа.

§ 25 (1, 2)

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его
состав. Области звездообразования. Обнаружение
сложных органических молекул. Взаимосвязь
звезд и межзвездной среды. Планетарные
туманности — остатки вспышек Сверхновых
звезд.

Тестирование.
Беседа.

§ 25 (3, 4)

31. Другие звездные системы — Спиральные, эллиптические и неправильные
галактики.
галактики. Их отличительные особенности,
размеры,
масса,
количество
звезд.
Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик.
Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие
галактики. Скопления и сверхскопления галактик.
32. Космология начала XX в.
Общая теория относительности. Стационарная
Основы современной космологии. Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана
о
нестационарности
Вселенной.
«Красное
смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла.
Расширение Вселенной происходит однородно и
изотропно.
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале
Вселенной, ее обоснование и подтверждение.
Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва.
Образование
химических
элементов.
Формирование галактик и звезд. Ускорение рас
ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

13

§ 26

Беседа.

§ 27

33. Урок-конференция «Одиноки Проблема существования жизни вне Земли.
ли мы во Вселенной?»
Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности радиоастрономии и
космонавтики
для
связи
с
другими
цивилизациями. Планетные системы у других
звезд.
Человечество
заявляет
о
своем
существовании.
34. Промежуточная аттестация.

Конференция.

§ 28

Контрольная
работа.

—

Контрольная работа № 4 по итогам года (1 час).

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».