обж 10-11

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы по основам
безопасности жизнедеятельности, Программы Основы безопасности жизнедеятельности.
Программа для общеобразовательных учреждений 5 - 11 кл. /В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н.
Вангородский. – М.: Дрофа, 2010
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного
предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного
оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной
ориентации и военно-патриотического воспитания.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни;
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к
героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите
Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и
при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;
потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
"Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень) – требования к предметным
результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности отражают:
1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о
культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора;
2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз;
3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения

духовного, физического и социального благополучия личности;
5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для
них признакам, а также использовать различные информационные источники;
9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать
модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне
государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во
время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей
прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и
пребывания в запасе;
12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
10. Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в том числе учитывающие специфику и
возможности организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
– использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного
движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
– действовать согласно указанию на дорожных знаках;
– пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств);
– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды;
– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей
среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;

– опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической
безопасности и охране окружающей среды;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
при ухудшении экологической обстановки;
– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях
по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной
разметкой;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения
и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по
защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг,
оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального
характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
– использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
– действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в
опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

– составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;
– объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
– оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму
и наркотизму в Российской Федерации;
– раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму;
– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих
правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
– описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной безопасности;
– использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации
своих прав, определения ответственности;
– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
– распознавать симптомы употребления наркотических средств;
– описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
– использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в
связи с экстремистской и террористической деятельностью;
– описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
– составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового
образа жизни;
– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни
для изучения и реализации своих прав;
– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное
здоровье;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания
первой помощи;
– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи
для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь от медицинской помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного
назначения;
– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарноэпидемиологическом благополучия населения;
– использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных
заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
– классифицировать основные инфекционные болезни;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний;
– действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны
государства;
– характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
– описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
– приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
– раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках
реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны
РФ;
– оперировать основными понятиями в области обороны государства;
– раскрывать основы и организацию обороны РФ;
– раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
– объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
– описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
– характеризовать историю создания ВС РФ;
– описывать структуру ВС РФ;
– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВС РФ;
– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;

– использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина
РФ;
– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организацию воинского учета;
– комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
– использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
– описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
– объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского
звания;
– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
– описывать основание увольнения с военной службы;
– раскрывать предназначение запаса;
– объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
– раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
– объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
– Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
– использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
– оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
– выполнять строевые приемы и движение без оружия;
– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
– описывать порядок хранения автомата;
– различать составляющие патрона;
– снаряжать магазин патронами;
– выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
– описывать явление выстрела и его практическое значение;
– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным
целям;
– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
– выполнять изготовку к стрельбе;
– производить стрельбу;
– объяснять назначение и боевые свойства гранат;
– различать наступательные и оборонительные гранаты;
– описывать устройство ручных осколочных гранат;
– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
– объяснять предназначение современного общевойскового боя;
– характеризовать современный общевойсковой бой;

– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
– выполнять приемы «К бою», «Встать»;
– объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
– выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
– передвигаться по азимутам;
– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1);
– применять средства индивидуальной защиты;
– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
– Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
– объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
– оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военно-профессиональной деятельности;
– характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военноучебных заведениях;
– использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
– Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и
влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
– Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
– приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах
и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
– Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
– определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
– выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
– выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
– описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
– выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
– описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
– выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового
защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
– Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военноучетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС
РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;

– оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения
ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
2. Содержание учебного предмета
Основы комплексной безопасности
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической
безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность
гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав
потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и
порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска.
Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в
такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном
транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и
сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила
безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей
транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и
использование дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в
области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие
государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального
характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации,
возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и
рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных
ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для
обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов,
знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной,
коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской
Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы
исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность,
распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации
безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе
совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа
жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье.
Индивидуальная модель здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права,
обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния,
требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при
неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их
профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и
использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения.
Основы обороны государства
Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и
стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и
военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России.
Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской
Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного
сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы,
их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск
ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ.
Основные направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной
и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета.
Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту.
Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок
военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту
и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания.
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной
службы. Запас. Мобилизационный резерв.
Элементы начальной военной подготовки
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского
приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход
к начальнику и отход от него. Строи отделения.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и
механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата
Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона.
Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной
жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из
автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с
ручными осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы
передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии.
Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств
индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного
комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения.
Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы
выноса раненого с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность

Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности.
Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС
России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных
кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и
поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования
МВД России, ФСБ России, МЧС России
УЧЕБНО-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ ДЛЯ ЮНОШЕЙ (10 класс - 40 часов)
1)
Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка,
повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.
Развернутый строй, походный строй.
2)
Физическая подготовка. Выполнение нормативов по физической подготовке.
1)
Огневая подготовка. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его
чистка. Выполнение нормативов по разборке сборке автомата АК-74.
2)
Строевые уставы. Изучение основ несения службы согласно Воинских уставов.
3)
Медицинская подготовка. Изучение правил и практическая отработка в наложении
повязки на конечности и голову.
4)
Химическая и радиационная защита.
Изучение правил применения средств
индивидуальной зашиты. Отработка нормативов по применению ОЗК и противогаза.
5)
Тактическая подготовка. Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности
солдата в бою, передвижения солдата в бою.
3. Тематическое планирование

10 класс
№
п/п

Тема урока

Содержание урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности (9 часов)
1

2

3

4

5
6

Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни
Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни
Правила дорожного
движения
Обязанности
водителей
транспортных
средств
Здоровье и
здоровый образ
жизни
Вредные привычки

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте.
Пожарная безопасность в быту и общественных местах.
Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной
безопасности в различных бытовых ситуациях.

1

1

Обеспечение личной безопасности на дорогах Дорожные знаки,
разметка. Сигналы регулировщика.

1

Правила и безопасность дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и
водителей транспортных средств).

1

Основные понятия и составляющие ЗОЖ. Здоровый образ
жизни, как неотъемлемая часть, в формировании личности
человека. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.
Алкоголь. Курение . Наркотики. Их социальные последствия.

1
1

и их социальные
последствия
Репродуктивное
здоровье, как
составляющая
часть здоровья и
общества

Другие вредные привычки, отрицательно влияющие на здоровье
человека.
Понятие репродуктивного здоровья человека. Здоровье человека
и его связь со здоровьем общества и нации. Отрицательное
влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье
человека.

1

8

Основные
инфекционные
заболевания, их
классификация и
профилактика

Основные инфекционные (заразные) болезни, их
классификация. Особенности инфекционных болезней, их
последствия. Понятие эпидемии. Причины массового
заболевания людей и проводимые профилактические
мероприятия, по снижению распространения инфекций в
населённых пунктах и регионах.

1

9

Оказание первой
медицинской
помощи при
неотложных
состояниях

Первая медицинская помощь при внезапных заболеваниях,
отравлениях, травмах и ранениях. Оказание первой помощи при
острой сердечной недостаточности. Первая медицинская помощь
при остановке сердца.

1

7

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения (8 часов)

10

11

12

13

14

15

Правила поведения
в условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
Современные
средства
поражения и их
поражающие
факторы
Организация
инженерной
защиты населения
от ЧС
Организация
аварийноспасательных работ
в зоне ЧС
Организация ГО в
государственных

Основные правил поведения, при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного
учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Структура и задачи РСЧС, решаемые по защите населения от
чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и информирование населения об опасностях,
возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного
времени. Обучение населения действиям при получении
сигналов оповещения ЧС.

Поражающие факторы ядерного оружия, химическое оружия,
Бактериологического оружия . Защита населения от
поражающих факторов средств массового поражения.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное
предназначение защитных сооружений гражданской обороны.
Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных
сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и
основное содержание аварийно-спасательных работ
Основные направления деятельности государственных
организаций и ведомств Российской Федерации по защите

1

1

1

1

1

1

16

17

учреждениях
Правила
безопасного
поведения при
угрозе теракта при
захвате в качестве
заложника
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Действия при захвате в заложники и при освобождении.
Правила поведения лица удерживаемого в качестве заложника и
его действия, при проведении операции по освобождению
заложников.

1

Система государственных служб, обеспечивающих безопасность
на территории РФ в области: здоровья, общественной и
экологической безопасности

1

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность (17 часов)
18

19

20

История создания
Вооружённых Сил
России
Организационная
структура ВС РФ
Обязанности
граждан по
воинскому учёту
Добровольная
подготовка
граждан к военной
службе

21

Служба по призыву

22

Альтернативная
служба

23

Служба по
контракту

24

25

Общевоинские
уставы
Вооружённых Сил
РФ
Права и
обязанности
военнослужащих

26

Воинская
дисциплина

27

Воинские
преступления

28

Воинские звания и
знаки различия

Организация вооруженных сил Московского государства в
XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине
XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии,
ее особенности. Создание советских Вооруженных Сил, их
структура и предназначение.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Обязанности граждан по воинскому учету.

1

1

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное
содержание обязательной подготовки гражданина к военной
службе.

1

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу.
Особенности прохождения

1

Альтернативная гражданская служба. Требования,
предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной
гражданской службы.
Прохождение военной службы по контракту. Требования,
предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу
по контракту. Основные условия заключения контракта.
Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав
гарнизонной и караульной служб. Их основное назначение и
содержание.
Статус военнослужащего. Права и обязанности
военнослужащих. Порядок их реализации с учетом федерального
законодательства и иных нормативно - правовых актов РФ.
Понятие воинской дисциплины и её составляющие. Строгое
исполнение должностных обязанностей, является основой
воинской дисциплины каждого военнослужащего.
Понятие воинского преступления и его отличие от
дисциплинарного проступка. Виды уголовной ответственности
за воинские преступления.
Виды воинских званий военнослужащих - войсковые и
корабельные. Порядок присвоения корабельных и войсковых
воинских званий военнослужащим, проходящим военную
службу в Вооруженных силах Российской Федерации,

1

1

1

1

1

1

1

29

Боевые традиции
Вооружённых Сил

30

Воинские символы

31

Ритуалы
Вооруженных Сил

32

Ордена и медали

33

Социальные льготы
военнослужащих

34

Военнопрофессиональная
ориентация

других войсках, воинских формированиях и органах.
Боевые традиции Вооруженных Сил. Дни воинской славы
России — Дни славных побед. Дружба, войсковое товарищество
— основа боевой готовности частей и подразделений.
Воинские символы. Боевое Знамя воинской части — символ
воинской чести, доблести и славы.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части.
Вручение личному составу вооружения и военной техники.
Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Государственные награды Российской Федерации, как высшая
форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите
Отечества
Понятие и содержание социальных льгот военнослужащих.
Виды им назначение социальных льгот военнослужащих
Ориентация на овладение военно-учетными специальностями.
Военная служба по призыву как этап профессиональной
карьеры. Обучение по про
Основные виды образовательных учреждений военного
профессионального образования. Правила приема граждан в
учреждения военного профессионального образования.
Итого:

11 класс
Тема урока
№
урока
1

2

3

4

Обязательный минимум содержания
образования

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (8 часов)
Факторы, способствующие
Факторы,
способствующие
укреплению здоровья.
укреплению здоровья. Двигательная
активность и закаливание организма.
Занятия физической культурой.
Вредные привычки
Вредные
привычки
(употребление алкоголя, (употребление алкоголя, курение,
курение,
употребление употребление наркотиков) и их
наркотиков)
и
их социальные последствия.
социальные последствия.
Алкоголь и его
Алкоголь и его влияние на
влияние
на
здоровье здоровье
человека,
социальные
человека,
социальные последствия употребления алкоголя,
последствия употребления снижение умственной и физической
алкоголя,
снижение работоспособности.
умственной и физической
работоспособности.
Курение
и
его
Курение и его влияние на
влияние на состояние состояние здоровья. Табачный дым и
здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние
его
составные
части. курения на нервную систему,
Влияние
курения
на сердечно-сосудистую
систему.
нервную
систему, Пассивное курение и его влияние на

Кол-во
часов

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

34

5

6

7

8

9

10

11

сердечно-сосудистую
систему.
Пассивное
курение и его влияние на
здоровье.
Наркотики.
Наркомания
и
токсикомания,
общие
понятия и определения.
Социальные последствия
пристрастия к наркотикам.
Профилактика
наркомании.

здоровье.

Наркотики. Наркомания и
токсикомания, общие понятия и
определения.
Социальные
последствия
пристрастия
к
наркотикам.
Профилактика
наркомании.

1

1

Репродуктивное
Репродуктивное здоровье
здоровье
как как составляющая часть здоровья
составляющая
часть человека и общества.
здоровья человека и
Основные инфекционные
общества.
болезни, их классификация и
Основные
профилактика.
инфекционные болезни,
их
классификация
и
профилактика.
1
Первая
Первая медицинская помощь
медицинская помощь при при травмах и ранениях.
травмах и ранениях.
1
Первая
Первая медицинская помощь
медицинская помощь при при
потере сознания.
Первая
потере сознания. Первая медицинская помощь при остановке
медицинская помощь при сердца.
остановке сердца.
Государственная система обеспечения безопасности населения (11часов)
1
Краткая характеристика
Краткая
характеристика
наиболее вероятных для
наиболее вероятных для данной
данной местности и района местности и района проживания
проживания чрезвычайных
чрезвычайных ситуаций природного
ситуаций природного и
и техногенного характера.
техногенного характера
Землетрясения
и
поражающие факторы

их

Землетрясения и их поражающие
факторы.
Правила
безопасного
поведения при заблаговременном
оповещении о землетрясении, во
время и после землетрясений.
Оползни, сели, обвалы,
Оползни, сели, обвалы, лавины и
лавины и их поражающие их поражающие факторы. Правила
факторы.
безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе
схода селя, оползня, обвала. Правила
безопасного поведения во время и
после схода селя, оползня, обвала, а
также безопасного выхода из зоны
стихийного бедствия.

1

1

Ураганы, бури, смерчи и
Ураганы, бури, смерчи и их
их поражающие факторы. поражающие факторы. Правила
безопасного
поведения
при
заблаговременном оповещении о
приближении урагана, бури, смерча.
Правила безопасного поведения во
время и после ураганов, бури,
смерча.
Понятие о промышленных
Понятие о промышленных авариях
авариях и катастрофах
и
катастрофах.
Потенциально
опасные объекты.
Пожары
и
взрывы,
их
характеристика, объекты. Правила
безопасного поведения при пожарах
и взрывах.
Промышленные аварии с
Промышленные аварии с выбросом
выбросом опасных хими- опасных
химических
веществ.
ческих веществ
Химически опасные объекты производства.
Аварийно
химически
опасные вещества (АХОВ) их
характеристика
и
поражающие
факторы. Защита населения от
АХОВ.
Правила
безопасного
поведения при авариях с выбросом
опасного химического вещества.
Аварии на радиационно
Аварии на радиационно опасных
опасных объектах.
объектах. Правила безопасного
поведения при радиационных
авариях.

1

16

Гидродинамические
аварии.

1

17

Отработка правил
поведения при получении
сигнала о чрезвычайной
ситуации

12

13

14

15

18

19

Гидродинамические аварии.
Правила безопасного поведения
при угрозе и в ходе наводнения
при гидродинамической аварии.

Отработка правил поведения
при
получении
сигнала
о
чрезвычайной ситуации согласно
плану образовательного учреждения
(укрытие в защитных сооружениях,
эвакуация и др.).
Меры предосторожности
Меры
предосторожности
при
при
обнаружении обнаружении взрывного устройства.
взрывного устройства
Уголовная
Уголовная
ответственность
ответственность
несовершеннолетних.
несовершеннолетних.
Основы обороны государства и воинская обязанность (15 часов)

1

1

1

1

1

1

20

21

22

23

24

История создания
Организация
вооруженных
Вооруженных Сил России. сил Московского государства в
XIV—XV веках. Военная реформа
Ивана Грозного в середине XVI века.
Военная реформа Петра I, создание
регулярной армии, ее особенности.
Военные реформы в России во
второй половине XIX века, создание
массовой армии.
Создание
советских
Вооруженных Сил, их структура и
предназначение.
Вооруженные
Силы
Российской Федерации, основные
предпосылки проведения военной
реформы.
Организационная
Виды
Вооруженных Сил
структура Вооруженных Российской
Федерации,
рода
Сил.
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации, рода войск.
Сухопутные
войска:
Сухопутные
войска:
история
история
создания, создания,
предназначение,
предназначение,
структура.
структура.
Военно-Воздушные
Военно-Воздушные
Силы:
Силы: история создания, история создания, предназначение,
предназначение,
структура.
структура.
Военно-Морской
Военно-Морской
Флот,
Флот, история создания, история создания, предназначение,
предназначение,
структура.
структура.

1

1

1

1

1

25

26

27

Ракетные
войска
стратегического
назначения:
история
создания, предназначение,
структура.
Космические
войска: история создания,
предназначение,
структура.
Воздушнодесантные войска: история
создания, предназначение,
структура.
Функции
и
основные
задачи
современных
Вооруженных Сил России,
их роль и место в системе
обеспечения национальной
безопасности.
Реформа
Вооруженных Сил.
Другие
войска:
пограничные
войска
Федеральной
службы
безопасности Российской
Федерации,
внутренние
войска
Министерства
внутренних
дел
Российской
Федерации,
железнодорожные войска
Российской
Федерации,
войска
гражданской
обороны МЧС Росси. Их
состав и предназначение.
Основные
понятия
о
воинской
обязанности.
Воинский учет.
Первоначальная
постановка граждан на
воинский учет.
Обязанности граждан
по воинскому учету.
Организация
медицинского
освидетельствования
граждан при
первоначальной
постановке на воинский
учет

Ракетные
войска
стратегического назначения: история
создания,
предназначение,
структура.
Космические войска: история
создания,
предназначение,
структура.
Воздушно-десантные войска:
история создания, предназначение,
структура.
Функции и основные задачи
современных Вооруженных Сил
России, их роль и место в системе
обеспечения
национальной
безопасности.
Реформа
Вооруженных Сил.
Другие войска: пограничные
войска
Федеральной
службы
безопасности
Российской
Федерации,
внутренние
войска
Министерства
внутренних
дел
Российской
Федерации,
железнодорожные
войска
Российской Федерации,
войска
гражданской обороны МЧС Росси.
Их состав и предназначение.

1

Основные понятия о воинской
обязанности.
Воинский
учет.
Организация воинского учета и его
предназначение.
Первоначальная постановка
граждан на воинский учет.
Обязанности граждан по
воинскому учету. Организация
медицинского
освидетельствования граждан при
первоначальной постановке на
воинский учет

1

1

28

29

30

Правовые основы
военной службы. Призыв
на
военную
службу.
Особенности прохождения
военной
службы
по
призыву.
Статус
военнослужащих.
Прохождение
военной
службы
по
контракту.
Требования,
предъявляемые
к
гражданам, поступающим
на военную службу по
контракту. Альтернативная
гражданская
служба.
Требования,
предъявляемые
к
гражданам,
для
прохождения
альтернативной
гражданской службы.
Общие,
должностные
и
специальные обязанности
военнослужащих.
Особенности
воинской
деятельности в различных
видах Вооруженных Сил и
родах войск.

Правовые основы военной
службы. Призыв на военную службу.
Особенности прохождения военной
службы
по
призыву.
Статус
военнослужащих.

1

Прохождение
военной
службы по контракту. Требования,
предъявляемые
к
гражданам,
поступающим на военную службу по
контракту.
Альтернативная
гражданская служба. Требования,
предъявляемые к гражданам, для
прохождения
альтернативной
гражданской службы.

1

Общие,
должностные
и
специальные
обязанности
военнослужащих.
Особенности
воинской деятельности в различных
видах Вооруженных Сил и родах
войск.

1

31

Требования
воинской
деятельности,
предъявляемые
к
моральным,
индивидуальнопсихологическим
и
профессиональным
качествам гражданина.
Воинская
дисциплина, ее сущность и
значение.
Дисциплинарные
взыскания, налагаемые на
солдат
и
матросов,
проходящих
военную
службу по призыву.
Уголовная
ответственность
за
преступления
против
военной
службы
(неисполнение
приказа,
нарушение
уставных
правил взаимоотношений
между военнослужащими,
самовольное
оставление
части и др.).

Требования
воинской
деятельности,
предъявляемые
к
моральным,
индивидуальнопсихологическим
и
профессиональным
качествам
гражданина.
Воинская дисциплина, ее
сущность
и
значение.
Дисциплинарные
взыскания,
налагаемые на солдат и матросов,
проходящих военную службу по
призыву.
Уголовная ответственность за
преступления
против
военной
службы (неисполнение приказа,
нарушение
уставных
правил
взаимоотношений
между
военнослужащими,
самовольное
оставление части и др.).

1

32

Воинские символы и
боевые
традиции Дни воинской славы России —
Дни славных побед.
Вооруженных Сил

1

Основные
формы
увековечения памяти российских
воинов, отличившихся в сражениях,
связанных с днями воинской славы
России.
Дружба,
войсковое
товарищество — основа боевой
готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части —
символ воинской чести, доблести
и славы. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части, порядок
его хранения и содержания.
Ордена — почетные награды
за воинские отличия и заслуги в бою
и военной службе.
Ритуал приведения к военной
присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части. Вручение
личному составу вооружения и
военной
техники.
Проводы
военнослужащих, уволенных в запас

или отставку.
33

34

Военнопрофессиональная
ориентация

Основные
виды
образовательных
учреждений
военного
профессионального
образования.
Правила
приема
граждан в учреждения
военного
профессионального
образования.
Итого:

Ориентация на овладение
военно-учетными специальностями.
Военная служба по призыву как этап
профессиональной
карьеры.
Ориентация
на
обучение
по
программам подготовки офицеров
запаса
на
военных
кафедрах
учреждений
высшего
профессионального образования.

1

Основные
виды
образовательных
учреждений
военного
профессионального
образования.
Правила приема граждан в
учреждения
военного
профессионального образования.

1

34 часа

Материально - техническое обеспечение
№

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Необходимое
кол-во

Наличие

Сроки обновления

Д

имеется

По мере принятия
изменений

Д

имеется

1.4.
1.5.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД
Примерная основная образовательная
программа
Авторские учебные программы ООО по
химии
Учебник для 10 класса
Учебник для 11 класса

К
К

имеется
имеется

1.6.

Методические пособия для учителя

Д

имеется

1.7.

Закон Российской Федерации «О
гражданской обороне»
Закон Российской Федерации «О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера»
Закон Российской Федерации «О пожарной
безопасности»
Дидактические материалы по основным
разделам ОБЖ

К

имеется

К

имеется

К

имеется

Ф

имеется

Ф

имеется

1.
1.2.
1.3.

1.8.

1.9.
1.10.

1.11.

Контрольно-измерительные материалы по
основным разделам ОБЖ

Примечания

Обновляемый электронный ресурс
Обновляемый электронный ресурс

2020
2021

Учебники должны быть рекомендованы
(допущены) к использованию в учебном
процессе.
Может быть представлено в цифровом виде

http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm
Сборники разноуровневых познавательных и
развивающих заданий, обеспечивающих
усвоение знаний по ОБЖ как на
репродуктивном, так и на продуктивном
уровнях.
Сборники заданий (в том числе тестовых),
обеспечивающих диагностику и контроль
качества обучения в соответствии с
требованиями к уровню подготовки

№

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Необходимое
кол-во

Наличие

Сроки обновления

К
Ф/П
П

имеется
имеется
имеется

ЦОР

П

имеется

1.12.
1.13.
1.14.

Хрестоматия по ОБЖ
Практикумы по ОБЖ
Научная, научно-популярная литература

1.15.

Справочные пособия (энциклопедии и
энциклопедические словари)

1.16.

имеется

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.

Методические пособия для учителя
Д
(рекомендации к проведению уроков)
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Индивидуальные средства защиты
Д
Оказание первой медицинской помощи
Д /Ф
Гражданская оборона
Д
Диаграммы и графики
Д /Ф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Цифровые компоненты учебноД/П
методического комплекса по основным
разделам курса ОБЖ

3.2.

Коллекция цифровых образовательных
ресурсов по тематике курса ОБЖ.

имеется

Д/П

П

Примечания
выпускников, закрепленными в стандарте.
http://11book.ru/9-klass/206-obzh
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm
Литература для подготовки докладов и
сообщений; научные, научно-популярные и
художественные издания, необходимые для
подготовки докладов, сообщений, рефератов и
творческих работ.

имеется
имеется
имеется
имеется
имеется

Цифровые компоненты учебно-методического
комплекса могут быть ориентированы на
систему дистанционного обучения, различные
формы учебной деятельности (в том числе
игровую), носить проблемно-тематический
характер и обеспечивать дополнительные
условия для изучения отдельных предметных
тем и разделов стандарта. В любом случае эти
пособия должны предоставлять техническую
возможность построения системы текущего и
итогового контроля уровня подготовки
учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
Коллекция образовательных ресурсов включает
комплекс информационно-справочных
материалов, объединенных единой системой
навигации и ориентированных на различные
формы познавательной деятельности, в т.ч.
исследовательскую проектную работу. В состав
коллекции могут входить тематические базы
данных, фрагменты исторических источников и

№

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Необходимое
кол-во

Наличие

Сроки обновления

Примечания
текстов из научных и научно-популярных
изданий, фотографии, анимация, таблицы,
схемы, диаграммы и графики, иллюстративные
материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки
на внешние источники. Коллекция
образовательных ресурсов может размещаться
на CD, или создаваться в сетевом варианте (в
т.ч. на базе образовательного учреждения).

5.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Видеофильмы по разделам курса ОБЖ
Д
имеется
Д
Аудиозаписи и фонохрестоматии по
Д
имеется
Д
всеобщей истории и истории России
Слайды (диапозитивы) по тематике курса
Д
Перевод на ЦОР
ОБЖ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1.
5.6.
5.7.
5.8.
6.

Мультимедийный компьютер
Д
имеется
Мультимедиа проектор
Д
имеется
Стол/крепление для проектора
Д
имеется
Экран (на штативе или навесной)
Д
имеется
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

4.
4.1.
4.2.
4.3.

Видеофильмы, аудиозаписи и
фонохрестоматии, слайды могут быть в
цифровом (компьютерном) виде

Лицензионное ПО
Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м

№
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
6.9.
6.10.
6.11.
6.12.
6.13.
6.14.
6.15.
6.16.
6.18.

6.19.
6.20.
6.21.
6.22.
6.23.
6.24.
6.25.
6.26.
6.27.

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Необходимое
кол-во

Наличие

Сроки обновления

Компас
Транспортир
Бинт марлевый 10х15
Вата гигроскопическая нестерильная (пачка
по 50 г.)
Вата компрессная (пачка по 50 г.)
Грелка
Жгут кровоостанавливающий резиновый
Индивидуальный перевязочный пакет

Д
Д
Д/Ф
Д/Ф

имеется
имеется
имеется
имеется

Д
ежегодно
ежегодно

Д/Ф
Д
Д/Ф
Д/Ф

имеется
имеется
имеется
имеется

Косынка перевязочная
Клеенка компрессорная
Клеенка подкладочная
Ножницы для перевязочного материала
(прямые)
Повязка малая стерильная
Повязка большая стерильная
Шинный материал
(плотные куски картона, рейки т.п.) длиной
от 0,7 до 1,.5 м
Противогаз
Респиратор
Аптечка индивидуальная (АИ-2)
Носилки санитарные

Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф

имеется
имеется
имеется
имеется

Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф

имеется
имеется
имеется

Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д

имеется
имеется
имеется

Противопыльные
тканевые маски
Ватно-марлевая повязка
Макет простейшего укрытия в разрезе
Макет убежища в разрезе
Электронный тренажер для оказания
первой помощи

Д/Ф

имеется

ежегодно

Д/Ф
Д
Д
Д

имеется
имеется
имеется
имеется

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно
ежегодно

ежегодно
ежегодно
2020

Примечания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».