Родная литература

Рабочая программа «Родная (русская) литература 10-11 класс» составлена на
основе:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования" (с изменениями).
- Примерной
основной образовательной программы среднего общего
образования.
- Программы
курса по литературе для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (Автор: Т.Ф.Курдюмова.), Москва, Дрофа.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования отражают:
1)
формирование российской идентичности, способности к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
2)
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
3)
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
4)
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
5)
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в общественной жизни;
6)
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным

принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
7)
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
8)
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
9)
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
10) готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
11) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
12) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
13) на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
14) приверженность
идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
15) готовность обучающихся
противостоять идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
16) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
17) принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

18) способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям;
19) формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
20) развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
21) бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая
внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения
целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических
событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения предметной области "Родная
литература" включают предметные результаты учебных предметов: "Родной
язык", "Родная литература" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы
отражают:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование,
чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном
языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
родного
языка,
основными
нормами
родного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом

мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Выпускник научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия
тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста,
характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира
произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанровородовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения, место и время действия; способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей
определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое

воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения,
открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления
точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в
тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм,
ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернетресурсов и т. д.).
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как
интерпретируется исходный текст;
—
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
—
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
—
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим
периодом, эпохой;
—
анализировать произведения современной литературы;
—
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
—
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории
литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды

литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные
направления и проч.
Изучение предметной области "Родная литература" обеспечивает:
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным
ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как
средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного
отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к
сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства
причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание
исторической преемственности поколений;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения
родным литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета.
2. Содержание учебного предмета
«Личность»:
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
И.С.Тургенев. «Гамлет Щигровского уезда».
Ф.М. Достоевский. «Подросток».
А.И. Солженицын. «Жить не по лжи».
М. Горький. «Карамора».
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал».
«Личность и семья»:
А.Н.Островский. «Женитьба Бальзаминова»
И.С.Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы».
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича».
А.П. Чехов. «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», «Три сестры».
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда».
В.В. Набоков. «Машенька».
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры».
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры».
«Личность – общество – государство»:

А.С. Пушкин. «Пиковая дама».
Н.В. Гоголь. "Мертвые души" (первый том) (обзорное повторение с анализом
отдельных глав).
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь», «Свои люди - сочтемся!».
И.С.Тургенев. «Рудин».
М.Булгаков. «Белая гвардия», "Дни Турбиных".
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец".
В. Распутин «Живи и помни».
Э. Веркин. «Облачный полк».
В.С. Маканин. «Кавказский пленный».
З. Прилепин. «Санька».
«Личность – природа – цивилизация»:
Ф.И.Тютчев. «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «Есть в
осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…», «Предопределение», «С
поляны коршун поднялся…», «Фонтан».
А.А.Фет. «Как беден наш язык! Хочу и не могу «Учись у них – у дуба, у
березы…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…», «На
стоге сена ночью южной…».
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты).
В.М.Гаршин. «Красный цветок».
Н.М. Рубцов. «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..»,
«Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…».
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны».
С.А.Клычков. «Дедова пахота», «Лада купается», «Дед отборонил», «Лада в
саду», «Лада в хороводе», «Дед с покоса».
Н.А. Клюев. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из
темных углов...».
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. «Однодум». «Праведник».
Г.И. Успенский. «Выпрямила». Рассказ «Пятница».
И.А. Бунин. «Миссия русской эмиграции».
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей».
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых».

3. Тематическое планирование
10 класс
(17 часов)
№
Тема урока
Кол-во
урока
часов
1
Литературный процесс в XIX 1
веке.

2

Русская литература первой 1
половины XIX века.

3

А.С. Пушкин.
творчество.

4

Лермонтов. Очерк жизни и 1
творчества.

5

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и 1
творчества.

6

Литература 2 половины XIX 1
века. Обзор.

Жизнь

и 1

Содержание
Русская литература и русская история XIX
века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы: свобода,
духовно-нравственные искания человека,
обращение к народу в поисках нравственного
идеала,
«праведничество»,
борьба
с
социальной несправедливостью и угнетением
человека. Нравственные устои и быт разных
слоёв русского общества (дворянство,
купечество, крестьянство). Роль женщины в
семье и общественной жизни.
Проблема человека и среды. Осмысление
взаимодействия характера и обстоятельств
русской и мировой литературе. Зарождение и
развитие
русской
профессиональной
литературной критики.
Литературный процесс в первой половине
XIX века. Литературные направления:
классицизм, сентиментализм и романтизм.
Своеобразие
романтизма
в
русской
литературе. Формирование реализма в как
новой ступени познания и художественного
освоения мира и человека. Национальное
самоопределение русской литературы..
Повесть «Пиковая дама». Главные герои и их
характеристика. Законы морали, жизнь и
идеология
Роман "Герой нашего времени" (обзорное
повторение
с
анализом
отдельных
фрагментов). Основные факты жизни,
формирование личности. Человек-мыслитель
и человек-деятель, я и другой.
Поэма "Мертвые души" (первый том)
(обзорное повторение с анализом отдельных
глав). Влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система
А.В.
Сухово-Кобылин.
«Свадьба
Кречинского». Семейные и родственные
отношения в комедии.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на
rendez-vous». История отношений Тургенева
и
Чернышевского:
столкновение двух
мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»:
влияние социальной среды на личность
человека.

7

А.Н.Островский.
жизни и творчества.

8

А.И.Гончаров. Очерк жизни
и творчества.

9

И.С.Тургенев. Очерк жизни и 1
творчества.

10

Лирика XIX века.

11

Р/Р. Анализ лирического 1
произведения
Н.А. Некрасов. Очерк жизни 1
и творчества.

12

Очерк 1

1

1

В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение
сущности современного автору общества в
рассказе.
Г.И. Успенский. Особенности творчества.
Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница».
Рассуждения о смысле существования
человечества.
Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем
пойдёшь, то
и найдёшь»). Своеобразие
конфликта и система образов в комедии.
Пьеса «Свои люди - сочтемся!». Быт и нравы
замоскворецкого купечества в пьесе «Свои
люди - сочтемся!». Конфликт между
«старшими» и «младшими», властными и
подневольными как основа социальнопсихологической проблематики комедии.
«Как закалялась сталь». Отражение событий
эпохи Гражданской войны, особенности
художественного метода социалистического
реализма
на
примере
романа
А.Н.
Островского.
Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты).
Изображение жизни, занятий, черт характера
коренных народов Сибири, их нравственной
чистоты. Контакты разных слоев русского
населения Сибири с местными жителями.
«Русский» путь цивилизации края, его
отличие от европейского.
Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема
«лишнего человека».
«Первая любовь». Душевные переживания
юного героя. Неразрешимое столкновение с
драматизмом и жертвенностью взрослой
любви.
«Рудин».
Картина
общественнополитической жизни в романе.
Человек и природа, комфорт и духовность,
человек
и
государственная
система.
Ф.И.Тютчев. «Умом Россию не понять…»,
«Эти бедные селенья…»,
«Есть в осени
первоначальной…», «Еще в полях белеет
снег…», «Предопределение»,
«С поляны
коршун поднялся…», «Фонтан».
А.А.Фет. «Как беден наш язык! Хочу и не
могу «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…», «На стоге сена ночью
южной…».
Письменный анализ стихотворения (по
выбору учащихся).
Поэма «Русские женщины» (обзорное
повторение
с
анализом
отдельных

13

Н.С. Лесков. Очерк жизни и
творчества

1

14

М.Е. Салтыков-Щедрин.
«Господа Головлёвы»
Ф.М. Достоевский. Очерк
жизни и творчества.

1

15

16
17

фрагментов).Влияние социальной среды на
личность
человека;
человек
и
государственная система
Рассказ «Однодум». «Праведник» как
национальный
русский
тип.
Влияние
христианских заповедей на становление
характера героя рассказа.
«Господа
Головлевы».
Роман-хроника
помещичьего быта.
Роман «Подросток». Судьба и облик главного
героя романа – Аркадия Макаровича
Долгорукого.
«Смерть Ивана Ильича». Место человека в
семье и обществе.
Рассказы
«Любовь»,
«Душечка»,
«Попрыгунья», драма
«Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в
жизни человека; поколения и традиции.

1

Л.Н. Толстой. Очерк жизни и 1
творчества.
А.П.Чехов.
Очерк 1
творчества.
Этапы
творческого пути

11 класс
(17 часов)
№
Тема урока
урока
1
Русская литература рубежа
XIX - ХХ веков. Обзор.

Кол-во
часов
1

2

Реализм. И.А.Бунин.

1

3

М.Горький. Жизнь,
творчество, личность.
Р/Р. Сочинение по
творчеству М. Горького.
Крестьянская поэзия. Обзор.

1

4
5

1
1

Содержание
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к
вечным
ценностям,
образ
мечтателя
Христофорова и история его любви в
повести.
"Иоанн Рыдалец". Русский национальный
характер в рассказе.
Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка
автором деятельности русской эмиграции.
Рассказ «Карамора». Размышления писателя
о
природе
человека,
об
опасности
саморазрушения личности.
Крестьянская
поэзия.
Н.А.
Клюев.
Формирование личности поэта. Основные
произведения. Картины природы в лирике.
Фольклорное начало. «Осинушка», «Я люблю
цыганские кочевья...», «Из подвалов, из
темных углов...». Особое место в литературе
начала
века
крестьянской
поэзии.
Крестьянская тематика, изображение труда и
быта деревни, тема родины, неприятие
городской
цивилизации.
Выражение
национального
русского
самосознания.
Религиозные мотивы.
С.А.Клычков. «Дедова пахота», «Лада
купается», «Дед отборонил», «Лада в саду»,
«Лада в хороводе», «Дед с покоса».

6

Изучение творчества
М.Булгакова.

1

7

Изучение творчества А. П.
Платонова.

1

8

Великая Отечественная
война в литературе. Обзор.

1

9

Русская литература 50-90-х
годов. Обзор.
Русская литература 50-90-х
годов. Обзор.
Русская литература 50-90-х
годов. Обзор.

1

10
11

12

1
1

Изучение творчества А.И. 1
Солженицына.

Поэтизация
старой
Руси
в
лирике.
Поэтизация
природы
как
высшей
нравственной ценности.
Человек
и
государственная
система;
гражданственность и патриотизм; интересы
личности.
Роман
«Белая
гвардия».
Гражданская война и ее события в романе.
"Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая
гвардия". Новаторство Булгакова-драматурга
Повесть
«Сокровенный
человек».
"Непростые" простые
герои Платонова. Необычность стилистики
писателя.
Пафос
и
сатира
в
его
произведениях. Особенности композиции
произведений Платонова.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие
конфликта в романе, образ Машеньки как
символ далекой родины.
Казаков Ю.П. «Во сне ты горько плакал».
Осознание трагического
одиночества
человека перед неразрешимыми проблемами
бытия в рассказе.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне».
«Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в
научно-фантастическом романе.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия
периода раскулачивания в рассказе.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная
правда военного времени в романе, история
деревни Пекашино как
олицетворение
мужества простого русского народа в
военные времена, душевная красота членов
семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и
Житовых.
А.Н.
Арбузов.
«Жестокие
игры».
Нравственная
проблематика
пьесы,
ответственность людей за тех, кто рядом.
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице»,
«Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек», «Стихи». Проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей».
«Факультет ненужных вещей». Раскрытие в
дилогии роли личности в истории, судьба
ценностей
христианско-гуманистической
цивилизации в мире антихристианском, образ
русского интеллигента в эпоху сталинских
репрессий в романах.
Статья «Жить не по лжи». Нравственное
воззвание к читателю.

13

В. Распутин
помни».

14

Литература народов России. 1
Обзор.

15

Литература на современном 1
этапе. Обзор

16

Литература последнего
десятилетия. Обзор.
Подведение итогов

17

«Живи

и 1

1
1

В.Г. Распутин. Повесть "Живи и помни".
Тема гражданской ответственности в романе
"Живи и помни". Трагедия человека,
отторгнувшего себя от общества.
Отражение в национальных литературах
общих
и
специфических
духовнонравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей
народов России как источник знаний о
культуре, нравах и обычаях разных народов,
населяющих многонациональную Россию.
Переводы
произведений
национальных
писателей на русский язык.
Общий обзор произведений последних лет.
Поиски новых жанров. Произведения,
утверждающие
положительные
идеалы.
Авторы, активно отстаивающие бережное
отношение к человеку, природе, талантливым
и трудолюбивым людям, обустраивающим
родную землю.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни
в повести, гражданственность и патриотизм
как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный».
Человек и государственная система в
рассказе,
проблема
межнациональных
отношений.
З. Прилепин. «Санька». Законы морали и
государственные законы в романе, тема
внутреннего мира членов радикальных
молодежных
движений,
система
пространственных образов как отражение
эволюции главного героя Саши Тишина.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны».
Современная цивилизация
в рассказе,
опасность для человечества «падения вниз»
по эволюционной лестнице.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».