русский язык 10-11 у

Рабочая программа учебного курса «Русский язык 10-11 класс» составлена на
основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования" (с изменениями).
- Примерной
основной образовательной программы среднего общего
образования.
- Учебника русского языка. 10-11 кл.: для общеобразовательных учреждений
филологического профиля/ В.В.Бабайцева. – М.: Дрофа.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Углублённый уровень изучения русского языка в 10— 11 классах предполагает
достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса
русского языка на углублённом уровне являются:
1)
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской
культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
2)
уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3)
осознание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
4)
осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6)
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в
процессах познания;
7)
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8)
готовность и способность вести диалог с другими людьми;
сформированность навыков сотрудничества;
9)
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
курса русского языка на углублённом уровне являются:

1)
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми
её участниками, не допускать конфликтов;
2)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение
логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3)
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться лингвистическими словарями;
4)
умение критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5)
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием,
чтением и письмом;
6)
умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7)
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и
монологом;
8)
умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и
корректировать деятельность;
9)
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных
позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь
максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса
русского языка на углублённом уровне являются:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
8) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
9) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;
10) для слепых, слабовидящих обучающихся:
сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
11) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
сформированность и развитие основных видов речевой деятельности
обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых
аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
12) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной
коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных
высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и
чувства, обозначить собственную позицию.
13)
сформированность
представлений
о
лингвистике
как
части
общечеловеческого гуманитарного знания;
14) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
15) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
16) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а
также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
17) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
18) владение различными приемами редактирования текстов;

19) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
20) владение навыками комплексного филологического анализа художественного
текста;
21) владение начальными навыками литературоведческого исследования
историко- и теоретико-литературного характера;
22) сформированность представлений о принципах основных направлений
литературной критики.
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного
знания;
– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся
системы;
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и
чужой речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отмечать отличия языка художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе
о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии
с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
– выделять и описывать социальные функции русского языка;
– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными
функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;
– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии
русского языка;
– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять
их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с
его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
– критически оценивать устный монологический текст и устный
диалогический текст;
– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой
принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
– использовать языковые средства с учетом вариативности современного
русского языка;
– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров
на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– определять пути совершенствования собственных коммуникативных
способностей и культуры речи.
2. Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и
общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из
индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии
русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и
развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном
этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект
научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент.

Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития
русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их
особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и
создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими
успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики
и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы
и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в
зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях, официально-деловых текстов,
справочной литературы. Владение умениями информационной переработки
прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в
официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата,
проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой
принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды
сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных
стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и
письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности
речевого
этикета
в
официально-деловой,
научной
и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы
русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры
речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых
норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии
со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с
точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных
задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений,
отражающих исторические и культурные традиции страны
3. Тематическое планирование
10 класс
(102 часа)
№
урока
1

2
3
4

Тема урока

Кол-во
часов
1

Вводный урок
Роль языка в жизни общества.
Специфика курса русского языка в
старших классах
1
Вспомним изученное
Основные единицы языка.
Основные разделы науки о языке
1
Повторение изученного по фонетике
1

Содержание
Ознакомительное чтение (знакомство
с учебником). Беседа о языке.
Анализ языковых единиц и синтез
разрозненных характеристик единиц
языка.
Комплексный
анализ
текста.

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21
22
23
24
25
26
27

28

29
30
31
32
33
34

Русский язык - один из богатейших
языков мира. Состав современного
русского языка.
Повторение изученного по морфемике
и словообразованию
Повторение
изученного
по
лексикологии и фразеологии
Повторение
изученного
по
морфологии
Повторение изученного по синтаксису
Повторение
изученного
по
пунктуации
Входная контрольная работа
Введение в науку о языке
Общие сведения о языке*
Функции языка.*
Значение языка.
Язык — орудие мышления. Язык —
средство общения.
Язык и речь. Речевая деятельность.*
Русский язык — государственный
язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык
русского народа.*
Русский
язык
как
средство
межнационального
общения
в
Российской Федерации.
Русский язык среди других языков
мира. Русский язык как один из
рабочих языков ООН.
Индоевропейская
семья
языков.
Славянские языки.*
Русистика на современном этапе*
Контрольная работа
Анализ контрольной работа
Р/Р. Концептуальный анализ текста*
Р/Р. Концептуальный анализ текста
Русский
язык
—
один
из
богатейших языков мира
Состав современного русского языка.*
Литературный
язык
как
центр
системы
современного
русского
языка*
Текст
Текст. Признаки текста. *
Р/Р. Углубление знаний о тексте.
Р/Р. Углубление знаний о тексте.
Цельность и связность.
Логическая
последовательность
предложений.
Единство темы, ключевые слова и

1

1
1

Составление
текста-рассуждения.
Составление текстов по данному
началу.
Подбор
эпитетов
к
словам.
Риторическое определение.
Составление
предложений
по
характеристикам.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

Аналитическое чтение параграфов
учебника.
Составление
плана
(простого, сложного, вопросного,
цитатного, тезисного).
Составление вопросов к текстам
научного стиля. Пересказ текстов
научного стиля.
Работа с толковым словарём.
Устное
рассуждение
на
лингвистическую тему. Участие в
мини-дискуссии.
Комплексный
анализ
текста.
Подробное изложение.
Составление текстов по опорным
словам.
Составление
текста-рассуждения
(ответ на вопрос).
Сообщения об известных учёныхрусистах (Ф. И. Буслаев, И. А.
Бодуэн
де
Куртенэ,
В.
В.
Виноградов,
А. М. Пешковский, А. А. Потебня, А.
А. Шахматов, Л. В. Щерба и др.)
Комплексный
анализ
текста
публицистического стиля.
Дискуссия на лингвистическую тему

1

1
1
1
1
1
1

Частичный
(выборочный)
и
комплексный анализ текстов разных
типов
речи
и
стилей.
Сопоставительный
анализ
предложений.
Подробное
изложение.
Сжатое
изложение текста.
Устное
сочинение-рассуждение.

35

36

37

38

39

40
41
42
43

44
45
46

47
48
49

50

51

52
53
54

предложения.
Р/Р. Углубление знаний о тексте.
Ключевые слова.
Синтаксис текста. Средства связи
частей текста
Р/Р. Углубление знаний о тексте.
Ключевые слова.
Синтаксис текста. Средства связи
частей текста
Р/Р. Углубление знаний о тексте.
Ключевые слова.
Синтаксис текста. Средства связи
частей текста
Средства
связи
частей
текста:
лексический повтор, употребление
однокоренных слов, союзы, частицы и
др.
Р/Р. Углубление знаний о тексте.
Ключевые слова.
Синтаксис текста. Средства связи
частей текста
Цепная и параллельная связь частей
текста
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Типы речи
Типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Их признаки.*
Медитативные тексты.
Комбинация разных типов речи в
одном тексте.
Отбор
языковых
средств
для
построения текста в зависимости от
темы, цели, типа речи, адресата и
речевой ситуации
Контрольная работа
Анализ контрольной работы
Р/Р. Углубление знаний о типах речи.
Повествование,
описание,
рассуждение
Р/Р. Углубление знаний о типах речи.
Повествование,
описание,
рассуждение
Р/Р. Углубление знаний о типах речи.
Повествование,
описание,
рассуждение
Р/Р.
Композиционные
формы
сочинений: сочинение-рассуждение
Р/Р.
Композиционные
формы
сочинений: сочинение-рассуждение
Р/Р.
Композиционные
формы

1

Составление текстов с разными
видами
связи
предложений.
Создание текста на основе данного.

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1

Частичный
(выборочный)
и
комплексный анализ текстов разных
типов речи.
Анализ
медитативного
текстарассуждения.
Создание
юмористического рассказа на основе
собственного опыта. Сочинениеописание. Сочинение-рассуждение.
Сочинение-эссе. Рецензия.

55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68

сочинений: углубление знаний о
рецензии
Р/Р.
Композиционные
формы
сочинений: сочинение-эссе
Р/Р.
Композиционные
формы
сочинений: сочинение-эссе
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Устная и письменная формы речи.
Устная и письменная формы речи. Их
специфика*
Р/Р. Устная и письменная формы речи
Р/Р. Устная и письменная формы речи
Русский литературный язык и его
нормы*
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Морфологические нормы
Синтаксические нормы
Русский
явление

69

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

язык

как

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

развивающееся

Стили
русского
литературного
языка
Стили
литературного
языка:
разговорный и книжные — научный,
деловой,
публицистический,
художественный.*
Стили литературного языка. Их
признаки.
Стили литературного языка. Сфера
употребления.
Использование средств одного стиля в
произведениях другого стиля
Р/Р. Научный стиль речи
Р/Р. Деловой стиль речи
Р/Р. Публицистический стиль речи
Р/Р. Художественный стиль речи
Контрольная работа
Анализ контрольной работы
Р/Р. Углубление знаний о стилях речи.
Р/Р. Углубление знаний о стилях речи.
Синонимика русского языка*
Лексические синонимы
Морфемные синонимы
Морфологические синонимы
Синтаксические синонимы
Источники пополнения синонимов.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Составление таблицы по тексту
параграфа. Частичный анализ текста.
Подбор эпитетов к словам. Жанр
дневниковой записи
Наблюдение за собственной речью и
речью окружающих. Самоанализ
речевого поведения.
Беседа о культуре речи, роли
языковых норм. Анализ языкового
материала.
Работа
с
лингвистическими
словарями.
Составление текстов по опорным
словам. Редактирование. Устное
рассуждение
на
общественно
значимую тему.
Изложение с
творческим заданием
Частичный
(выборочный)
и
комплексный анализ текстов разных
типов речи и стилей. Составление
текстов
разных
стилей
речи.
Сочинение на основе личных
наблюдений.
Сочинение
об
исторических местах.
Жанры деловой речи: резюме.
Жанры
публицистики:
заметка,
репортаж.
Составление текста художественного
стиля
по
данной
концовке.
Изложение по памяти с творческим
заданием

Составление
тезисного
плана
параграфов учебника. Частичный
анализ текстов разных типов речи и
стилей. Составление текста на
основе данного. Продолжение текста
притчи, формулирование морали.

Роль синонимов в речи
1
Сочинение-рассуждение о друзьях
Р/Р. Тип речи- рассуждение
1
1
Беседа о культуре речи, речевом
Культура речи
Культура речи.
этикете. Анализ этикетных ситуаций.
Сочинение-рассуждение
по
90
Содержательность
речи, 1
высказыванию
правильность,
точность
словоупотребления, ясность, чистота,
выразительность,
эмоциональность
речи и др.
91
Культура речи. Речевой этикет*
1
92
Систематизация
знаний
по 1
орфографии и пунктуации
93
Систематизация
знаний
по 1
орфографии и пунктуации
94
Систематизация знаний о тексте и 1
речи.
95
Систематизация знаний о тексте и 1
речи.
96
Систематизация знаний о тексте и 1
речи.
97
Составление
тезисного
плана
Роль А. С. Пушкина в истории 1
параграфов
учебника.
Пересказ
русского литературного языка*
текста
научного
стиля.
98
А.
С.
Пушкин
—
создатель 1
Лингвистический
анализ
современного русского литературного
стихотворного текста. Определение
языка.
функций
старославянизмов
в
99
Предшественники А. С. Пушкина
1
художественных
текстах.
Сочинение100
Итоговая контрольная работа
1
эссе
101
Анализ контрольной работы
1
102
Заключительный урок*.
1
*Данные часы включают в себя изучение предмета «Родной (русский) язык».
87
88
89

11 класс
(102 часа)
№
Тема урока
урока
1
Вводный урок
Повторение изученного в 10 классе
2
Источники расширения словарного
состава современного русского
языка
Источники расширения словарного
состава современного русского языка:
словообразование, книжная лексика,
периферийная лексика (диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы),
заимствования*
3
Источники расширения словарного
состава русского языка.
Словообразование
4
Появление у слов новых лексических
значений. Лексика пассивного

Кол-во
часов
1
1

1

1

Содержание
Комплексный анализ текста
Аналитическое чтение параграфов
учебника. Составление плана
(простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного). Пересказы текстов научного стиля. Частичный (выборочный) и комплексный анализ
текстов разных типов речи и стилей.
Составление текстов по опорным
словам. Замена заимствований
русизмами. Устное сочинениерассуждение. Подготовка и
проведение урока-конференции:
подготовка сообщений на
лингвистическую тему, участие в

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25

26
27

28
29
30
31
32
33

словарного фонда.
Лексика пассивного словарного фонда.
Использование историзмов и
архаизмов
Термины науки. Религиозная лексика
Периферийная лексика. Просторечие.
Диалектизмы
Профессионализмы. Жаргонизмы
Заимствования
Стилистические пласты лексики
Фразеология. Классификация
фразеологических оборотов
Роль фразеологизмов в речи*
Входная контрольная работа
Принципы русского правописания*
Фонетический принцип
графики.
Морфемный принцип орфографии.
Морфологический принцип
орфографии.
Традиционный (исторический)
принцип орфографии.
Дифференцирующие и другие
написания.
Структурный (формальный) и
семантический (смысловой) принципы
пунктуации.
Знаки препинания и интонация.
Авторские знаки
Р/Р. Комплексный анализ текста*
Контрольная работа
Анализ контрольной работа
Повторение изученного. Фонетика,
графика, орфоэпия
Классификация звуков, транскрипция.
Орфоэпические нормы.
Особенности звуковой организации
художественного текста. Звукопись*
Повторение изученного. Морфемика
и словообразование
Морфемный состав слов разных частей
речи.
Изменение морфемного состава слов с
течением времени.
Основные способы словообразования.
Словообразовательный повтор как
стилистическое средство
Повторение морфемики и
словообразования
Р/Р. Тип речи- рассуждение.
Повторение изученного.

дискуссии
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Составление тезисного плана
параграфов учебника. Составление
таблицы по тексту параграфа.
Составление текстов по опорным
словам, данному началу. Сочинениеэссе.
Подробное изложение

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

Частичный анализ текстов разных
типов речи и стилей. Работа с
орфоэпическим словарём. Развитие
навыков применения изученных
правил, отработка алгоритма
решений тестовых задач
Работа с лингвистическими
словарями.
Частичный анализ текстов
художественного стиля. Составление
текстов по опорным словам. Подбор
примеров языковых явлений из
художественной литературы.
Сочинение-миниатюра по афоризму.
Сочинение-рассуждение. Развитие
навыков применения изученных
правил, отработка алгоритма
решений тестовых задач
Работа с лингвистическими

34
35
36
37

38
39
40
41

42
43

44
45
46
47
48

49
50
51
52

53
54
55
56
57
58
59
60
61

Лексикология, фразеология и
этимология Лексическое значение
слова.
Однозначные и многозначные слова.
Синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы.
Стилистическая окраска слов.
Фразеологизмы.
Фразеологизмы. Синтаксические
особенности устойчивых выражений.

1
1
1
1

Этимология*
Р/Р. Комплексный анализ текста*
Р/Р. Тип речи – рассуждение.*
Повторение изученного.
Морфология Признаки частей речи.
Классификация частей речи.
Функциональные омонимы.
Грамматическое значение,
морфологические признаки,
морфемный состав, синтаксическая
функция, особенности правописания
слов разных частей речи
Обобщающее повторение орфографии
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Контрольная работа
Анализ контрольной работа
Повторение изученного. Синтаксис
и пунктуация
Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание.
Словосочетание.
Предложение
Типы простых и сложных
предложений.
Выразительные возможности
предложений разных типов.

1
1
1
1

Простое предложение. Смысловой
центр предложения
Главные члены предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым
Односоставные предложения
Односоставные предложения
Полные и неполные предложения
Предложения с однородными членами
Знаки препинания перед союзом «и» в
простом и сложном предложениях
Обособленные определения и
приложения
Обособленные определения и

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

словарями.
Составление афоризмов.
Составление текстов по пословице.
Подбор примеров языковых явлений
из художественной литературы.
Анализ текстов современной
публицистики. Сочинениерассуждение на лингвистическую
тему. Развитие навыков применения
изученных правил, отработка
алгоритма решений тестовых задач

Составление опорных схем на основе
теоретического материала. Анализ
языковых единиц (морфологический
разбор). Устное рассуждение на
лингвистическую тему. Составление
текста по данному началу. Развитие
навыков применения изученных
правил, отработка алгоритма
решений тестовых задач

Составление опорных схем на основе
теоретического материала.
Конструирование предложений
разных типов. Составление схем
предложений.
Частичный анализ текстов разных
типов речи и стилей.
Редактирование.
Составление текста по цитате, по
пословице.
Сочинения в разных жанрах:
путевые заметки, личное письмо,
дневниковая запись и др.
Жанр слова. Дискуссия на
лингвистическую тему. Развитие
навыков применения изученных
правил, отработка алгоритма
решений тестовых задач

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

93
94

приложения
Предложения с вводными единицами
Предложения с обращениями
Сложное предложение
Сложное предложение. Знаки
препинания в ССП
Знаки препинания в ССП
Сложное предложение. Типы
придаточных в СПП
Знаки препинания в СПП
Знаки препинания в БСП
Знаки препинания в БСП
Знаки препинания в предложениях с
разными видами связи
Знаки препинания в предложениях с
разными видами связи
Предложения с чужой речью
Чужая речь. Цитация
Обобщающее повторение пунктуации
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Контрольная работа
Анализ контрольной работа
Обобщающее повторение
орфографии
Систематизация орфограмм в
соответствии с принципами
орфографии.*
Правописание корней
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Правописание окончаний
Слитное, дефисное и раздельное
написание слов
Слитное, дефисное и раздельное
написание слов
Правописание не-ни с разными
частями речи
Правописание не-ни с разными
частями речи
Закрепление навыков грамотного
письма*
Повторение принципов русского
правописания. Принципы
орфографии*
Повторение принципов русского
правописания. Принципы пунктуации*
Повторение фонетики, графики,
орфоэпии*

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Составление опорных схем на основе
теоретического материала.
Частичный анализ текстов разных
типов речи и стилей. Развитие
навыков применения изученных
правил, отработка алгоритма
решений тестовых задач.

Повторение морфемики и
1
словообразования*
96
Повторение морфологии
1
97
Повторение морфологии
1
98
Повторение морфологии
1
99
Закрепление навыков грамотного
1
письма*
100
Итоговая контрольная работа
1
101
Анализ контрольной работы
1
102
Заключительный урок*.
1
*Данные часы отведены на изучение предмета «Родной (русский) язык».
95

Материально – техническое обеспечение
№

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Необходимое
кол-во

1.1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
Д

1.2.

ФКГОС

Д

1.3.

Примерная основная образовательная программа

Д

1.4.

Авторские учебные программы СОО по курсу

Д

1.

русского языка (углубленный уровень)

Наличие

имеется
имеется
имеется

По мере принятия
изменений
По мере принятия
изменений
По мере принятия
изменений

Обновляемый электронный ресурс

имеется

По мере изменений
По плану
1 раз в 5 лет

Учебник по русскому языку. 10-11 класс.

К

имеется

1.6.

Учебник по русскому языку. 10-11 класс.

К

имеется

1.7.

Учебник по русскому языку. 10-11 класс.

К

имеется

Ф

имеется

Ф

имеется

по русскому языку)

1.27. Научная, научно-популярная литература по

Примечания

Обновляемый электронный ресурс

В библиотечный фонд входят
комплекты учебников,
рекомендованных или допущенных
Министерством образования и науки
РФ.
При комплектации библиотечного
морфемный,

при наличии средств

словообразовательный,

этимологический, словари трудностей
русского языка и др;

 научные, научно-популярные и

Ф

лингвистике.

1.28. Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Обновляемый электронный ресурс

Обновляемый электронный ресурс

1.5.

1.25. Школьные словари русского языка
1.26. Справочные пособия (энциклопедии, справочники

Сроки обновления

художественные
Д

имеется

Обновляемый
электронный ресурс

необходимые

издания,
для

подготовки

докладов, сообщений, рефератов
и
творческих
работ
должны
содержаться
в фондах
школьной
библиотеки;



сборники

познавательных

и

1.29. Методические пособия для учителя
2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Д

имеется

развивающих заданий, а
контрольно-измерительные
материалы
по отдельным
курса.

также

могут
в

темам

2.1.

Таблицы по русскому языку по всем разделам
школьного курса.

Д

имеется

При наличии средств

Таблицы, схемы, портреты
быть
представлены

2.2.

Схемы по русскому языку по всем разделам
школьного курса.

Д

имеется

При наличии средств

демонстрационном (настенном) и
индивидуально-раздаточном
вариантах,
в
полиграфических

2.4.

Портреты выдающихся русских лингвистов.

Д

имеется

2.5.

Плакаты с высказываниями о русском языке.

Д

имеется

2.6.

Раздаточный материал по всем разделам курса
русского языка.

К/Ф/П

имеется

ЯКЛАСС
http://www.yaklass.ru/

Мультимедийные
обучающие
программы и электронные учебники

3.
3.1.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
Мультимедийные обучающие программы и
электронные учебники по основным разделам курса

Д

имеется

русского (родного) языка.

https://dnevnik.ru/

3.2.

Мультимедийные тренинговые, контролирующие
программы по всем разделам курса русского языка

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1.

Видеофильмы по разным разделам курса русского
языка.

Д/П

Д

имеется

имеется

ориентированы

на

систему

дистанционного обучения, либо носят
проблемно-тематический характер и
обеспечивать дополнительные условия
для изучения отдельных предметных
тем и разделов ОП.

Заменяются на ЦОР

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

5.1.

Автоматизированное место учителя
(мультимедийный ПК, принтер, аудиосистема)

Д

имеется

5.2.

Экран (на штативе или навесной)

Д

имеется

5.4.

Мультимедийный проектор на кронштейне

Д

имеется

Каб 107, 302


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».