Экономика 10-11

1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для
обучения экономике в 10—11 классах средней общеобразовательной школы.
Обеспечение образовательного процесса:
Хасбулатов Р. И. Экономика: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник
для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Дрофа, 2018.
Хасбулатов Р. И. Экономика: 11 класс: базовый иуглублённый уровни: учебник
для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Дрофа, 2018.
Дихтяр Т. Л. Экономика: 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа,
2017.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами
российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за
достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и
навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
3) формирование умения принимать рациональные решенияв условиях
ограниченности ресурсов, оценивать и приниматьответственность за свои
решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументироватьсвою точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической
политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательскойдеятельности в
области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса,уважать частную и
государственную собственность, знать своиправа и обязанности в экономических
сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов,уметь оценить
воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую
среду.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации:составлять таблицы,
графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики,
диаграммы, таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность,ставить задачи,
находить пути их решения, выделять этапы вдостижении цели, составлять
бюджеты, бизнес-планы и т. п.;
2

3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные
научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности:
умение выстраивать деловые отношения,доносить до слушателя свои
предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе,
участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь
разрешать конфликты;
6)
умение
находить
причинно-следственные
связи,
устанавливать
закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки
и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать иреализовывать
проекты экономической и междисциплинарнойнаправленности на основе базовых
экономических знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики,ресурсосбережения,
гигиены, правовых и этических норм,норм информационной безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в
том числе умения свободно оперироватьэкономическими терминами и
понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их
синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии какосознания совершаемых
действий и мыслительных процессов,новых познавательных задач и методов их
реализации.
Предметные результаты:
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и
прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического
анализа в другихсоциальных науках; понимание эволюции и сущности
направлений современной экономической науки;
2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные
научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;овладение умением решать задачи прикладной
направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической,статистической
экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать
и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте имаркетинге, основных
методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять
бюджеты, бизнес-планы, планировать доходыи расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументироватьсобственную точку
зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;
3

7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночнойсистеме хозяйствования, о динамике
основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике
России.
Выпускник научится:
основные концепции экономики
- определять границы применимости методов экономическойтеории;
- анализировать проблему альтернативной стоимости;
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- представлять в виде инфографики кривую производственныхвозможностей и
характеризовать её;
- иллюстрировать примерами факторы производства;
- характеризовать типы экономических систем;
- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках
производства;
микроэкономика
- характеризовать экономику семьи; анализировать структурубюджета
собственной семьи;
- строить личный финансовый план;
- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зренияпродавцов и
покупателей;
- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
- анализировать собственное потребительское поведение;
- определять роль кредита в современной экономике;
- применять навыки расчёта сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
- объяснять на примерах и представлять в виде инфографикизаконы спроса и
предложения;
- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и
предложение;
- приводить примеры товаров Гиффена;
- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
- объяснять и различать организационно-правовые формыпредпринимательской
деятельности;
- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых
форм;
- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферыего применения;
- различать и представлять в виде инфографики виды издержек производства;
- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
- объяснять эффект масштабирования и мультиплицированиядля экономики
государства;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- сравнивать виды ценных бумаг;
4

- анализировать страховые услуги;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- приводить примеры эффективной рекламы;
- разрабатывать бизнес-план;
- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
- называть цели антимонопольной политики государства;
- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторовдохода;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
макроэкономика
- объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
- определять основные виды налогов для различных субъектови экономических
моделей;
- указывать основные последствия макроэкономических проблем;
- объяснять макроэкономическое равновесие в модели«AD-AS»;
- приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
- производить расчёт ВВП;
- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
- различать сферы применения различных форм денег;
- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие наформирование
величины денежной массы;
- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
- приводить примеры различных видов инфляции;
- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
характеризовать
основные
направления
антиинфляционнойполитики
государства;
- различать виды безработицы;
- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
- определять целесообразность мер государственной политикидля снижения
уровня безработицы;
- приводить примеры факторов, влияющих на экономическийрост;
- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи;
международная экономика
- объяснять назначение международной торговли;
- анализировать систему регулирования внешней торговли нагосударственном
уровне;
- различать экспорт и импорт;
- анализировать курсы мировых валют;
- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
- различать виды международных расчётов;
- анализировать глобальные проблемы международных экономических
отношений;
5

- приводить примеры глобальных экономических проблем;
- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом
развитии общества;
- приводить примеры этических норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
- анализировать текст экономического содержания по международной экономике;
- объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник получит возможность научиться:
основные концепции экономики
- критически осмысливать актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;
- анализировать события общественной и политической жизнис экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
- владеть приёмами работы с аналитической экономическойинформацией;
- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
- использовать приобретённые знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, которые связаны сописанием состояния российской
экономики;
- анализировать экономическую информацию по заданнойтеме из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
микроэкономика
- применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- критически осмысливать актуальную экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой
основе собственные заключения и оценочные суждения;
- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе
в средствах массовой информации;
- использовать приобретённые ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- применять теоретические знания по микроэкономике дляпрактической
деятельности и повседневной жизни;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах
по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
6

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимальнораспределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
- рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи,отражающие
типичные жизненные ситуации;
- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана;
макроэкономика
- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по
макроэкономике, критически относиться кпсевдонаучной информации;
- владеть способностью анализировать денежно-кредитную иналоговобюджетную политику, используемую государствомдля стабилизации экономики и
поддержания устойчивогоэкономического роста;
- использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских
проектов,
нацеленных
нарешение
разнообразных
макроэкономических задач;
- анализировать события общественной и политической жизниразных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
- оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической
точки зрения;
- использовать приобретённые знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, которые связаны сописанием состояния российской и
других экономик;
- анализировать динамику основных макроэкономических показателей и
современной ситуации в экономике России;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи,отражающие
типичные макроэкономические ситуации;
- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
- отделять основную экономическую информацию по макроэкономикеот
второстепенной, критически оценивать достоверность информации, полученной
из неадаптированныхисточников;
- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально-экономической политики государства;
международная экономика
- работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры
прессы по международным экономическимпроблемам, находить, собирать и
первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
7

- анализировать социально значимые проблемы и процессы сэкономической
точки зрения, используя различные источники информации;
- оценивать происходящие мировые события с экономическойточки зрения;
- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды
и мировой экономики;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи,отражающие
типичные жизненные ситуации;
- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания
по данному учебномупредмету;
- использовать экономические знания и опыт самостоятельнойисследовательской
деятельности в области экономики;
- понимать особенности формирования рыночной экономики ироль государства в
современном мире.

8

2. Содержание учебного предмета

10 класс
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы
экономической теории. Ограниченность ресурсов и рост потребностей.
Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя.
Защита
прав
потребителя.
Альтернативная
стоимость.
Кривая
производственных возможностей. Факторы производства и факторные
доходы. Производительность труда. Главные вопросы экономики.
Экономическая система государства
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система.
Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая
система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и
методы регулирования.
Спрос
Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая
зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.
Перекрёстная эластичность спроса.
Предложение
Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное
предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен.
Эластичность предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Две концепции цены. Ценовой механизм.
Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая
конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели
современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре
модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов.
Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата. Сбережения.
Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и
страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела.
Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции.
Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты.
Ипотечное
кредитование.
Принципы
кредитования.
Депозиты.
Дистанционное банковское обслуживание.
Деньги и финансы
9

История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения.
Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный
(финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал.
Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика
государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных
денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег.
Инфляция. Виды и темпы инфляции.
Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж.
Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже.
Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой
рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы
и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория
человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды
безработицы. Прожиточный минимум. Государственная политика в области
занятости. Закон Оукена. Профсоюзы.
Фирма — главное звено рыночной экономики
Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые
формы предприятий. Акционерное предприятие. Франчайзинг. Издержки
производства. Постоянные ипеременные издержки. Средние и предельные
издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей
отдачи (доходности).
11 класс
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы
становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Бизнесплан. Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и
содержание маркетинга. Реклама.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги - главный источник
государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая
сущность
налогов.
Виды
налогов.
Механизм
налогообложения.
Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная шкала налогообложения.
Фискальная политика государства.
Государство и экономика
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы
государственной собственности. Государственное регулирование экономики.
Виды национализации. Формы участия государства в экономике в
современных
условиях.
Социалистическая
национализация.
Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация
(приватизация).
10

Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение
ВВП и ВНП. Сопоставление ВВП разныхстран. Два способа подсчёта ВВП.
Номинальный и реальныйВВП. Дефлятор ВВП. ВВП и ВНП на душу
населения. Национальный доход. Система национальных счётов. Показатели
экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция.Социальные
последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста.Инвестиции.
Влияние НТП и образования на экономическийрост. Экстенсивное и
интенсивное развитие. Современная трактовка экономического роста.
Мультипликатор и акселератор.Концепция устойчивого экономического
роста. Эффект акселератора.
Цикличность развития экономики
Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической
системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы.
Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и
кризис. Решениепротиворечий в ходе кризиса.
Международная торговля
Международное разделение труда. Абсолютные и относительные
преимущества. Валютные курсы. Свободная торговляи протекционизм. ВТО.
Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.Общая
характеристика
экономики
России.
Основные
макроэкономическиепоказатели России. Место России в мировойэкономике.
Экономические проблемы глобализации.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (17 часов)
Тема

Содержание уроков

1.
Экономика:
наука и
Хозяйство
(1ч)

Понятие
экономики.
Предмет
изученияэкономической
науки.
Почему экономика не может
производить столькотоваров и
услуг,
сколько
необходимо
обществу?
Производство,
распределение,
обмен,
потребление.
Объект
труда,средства труда. Главные
вопросы экономики. Закон роста
потребностей. Закон
редкости.
Свободные
и
экономическиеблага.
Альтернативная стоимость. Кривая
производственных возможностей.
Факторы
производства.
Производительность
труда.
Разделение труда.Специализация

2.
Экономическ
ая

Понятие «экономическая система».
Собственность.
Традиционная,
централизованная
(плановая),

Характеристика основных
видов деятельности
учащегося
Учащийся должен уметь:
приводить
примеры
свободных и экономических
благ;
- выстраивать логическую
последовательность
экономических процессов;
приводить
примеры,
подтверждающие
закон
редкости и закон роста
потребностей;
- понимать, что такое
альтернативная стоимость,
приводить
собственные
примерыальтернативной
стоимости выбора;
- анализировать кривую
производственных
возможностей,
описывать
положение
точек
относительно
кривой
производственных
возможностей,раскрывать их
экономический смысл;
решать
задачи
на
альтернативную стоимость;
называть
факторы
производства;
рассчитыватьпроизводитель
ность труда;
раскрывать
понятия
«специализация»,
«разделение труда»
Учащийся должен уметь:
раскрывать
сущность
понятия
12

Система
государства
(2ч)

рыночная
исмешанная
экономические системы.
Прямые и косвенные методы
государственного регулирования.
Общественные
блага.
Государственныйсектор экономики

3. Спрос (1ч)

Понятие о рынке. Виды рынков,
функции
рынка.
Суверенитет
потребителя.
Спрос, величина спроса. Закон
спроса.
Кривая спроса. Эффект нового
покупателя, эффект замещения,
эффектдохода. Товары-заменители
(субституты)
и
дополняющие
товары
(комплементарные).
Эластичность спроса. Товарыс
эластичным
и
неэластичным
спросом

«экономическаясистема»;
называть
главные
особенности
традиционной,централизова
нной
и
рыночной
экономическихсистем;
приводить
примеры
различных
форм
собственности;
делать
выводы
о
преимуществах
и
недостаткахэкономических
систем;
- понимать роль государства
в рыночной экономике;
объяснять
отличия
общественных
благ
от
частных;
приводить
примеры
общественных благ;
называть
отрасли,
входящие
в
государственныйсектор
экономики
Учащийся должен уметь:
объяснять
значение
основных понятий темы;
- называть функции рынка,
приводить
примерыразличных рынков;
формулировать
закон
спроса;
- доказывать примерами
зависимость спроса отцены;
приводить
примеры
неценовых факторов спроса;
анализировать
график
кривой спроса, объяснять
причины сдвига кривой;
приводить
примеры
товаров-заменителей
идополняющих товаров;
- называть группу товаров с
эластичным и неэластичным
13

4.
Закон Предложение,
величина
предложения предложения,закон предложения.
(1ч)
Кривая предложения. Равновесная
цена. Эластичностьпредложения.
Варианты
эластичностипредложения

5. Цена и
стоимость.
Альтернатив
ная
стоимость
(2ч)

Цена товара. Функции цен. Две
концепции цены. Трудовая теория
стоимостиК.
Маркса.
Производственные
затраты.Суть
неоклассической
концепции.Мировые и внутренние
цены, базисныеи контрактные
цены, оптовые и розничные цены,
цена спроса, цена предложения,
общественная
стоимость,
общественно необходимое время,
средняяумелость,
интенсивность

спросом;
решать
задачи
на
определение
величины
спроса
и
эластичность
спроса
Учащийся должен уметь:
объяснять
значение
основных понятий темы;
формулировать
закон
предложения;
- доказывать примерами
зависимость предложения от
цены;
анализировать
график
кривой
предложения,
объяснять причины сдвига
кривой;
- устанавливать причины
рыночного равновесия;
объяснять
причины
различной эластичности;
приводить
примеры,
иллюстрирующие
понятиятемы;
- строить графики спроса и
предложения, решать задачи
на нахождение равновесной
цены;
решать
задачи
на
определение
величины
предложения и эластичность
предложения
Учащийся должен уметь:
объяснять
значение
основных понятий темы;
- раскрывать суть двух
концепций
формированияцены товара;
приводить
примеры
различных цен;
понимать
механизм
образования
равновеснойцены;
решать
задачи
на
14

труда.
альтернативную стоимость;
Альтернативная
стоимость. приводить
примеры
Добавленная стоимость
товаров
с
высокой
добавленной стоимостью
6.
Понятие конкуренции. Условия Учащийся должен уметь:
Конкуренция. дляконкуренции.
Ценовая объяснять
значение
Типы рынков конкуренция.
основных понятий темы;
(1ч)
Демпинговые цены. Неценовая - понимать условия для
конкуренция.
Достоинства
и проявления конкуренции;
недостаткиконкуренции.
объяснять
действия
Историческая
эволюция конкурентов при ценовойи
рыночныхструктур.
Рынок неценовой конкуренции;
совершенной конкуренции; чистая - выявлять достоинства и
монополия;
монополистическая недостатки конкуренции;
конкуренция; олигополия.
- сравнивать различные типы
Естественная монополия
рыночных
структур,находить
черты
сходства и различия;
приводить
примеры
рыночных структур;
- классифицировать рынки
по
степени
проявленияконкуренции;
объяснять
причину
появления
естественныхмонополий,
приводить
примеры
естественныхмонополий
7. Доходы и Источники доходов. Первичные Учащийся должен уметь:
расходы (2ч) ивторичные доходы. Заработная объяснять
значение
плата,прибыль, процент, дивиденд, основных понятий темы;
рента.
называть
источники
Социальные
трансферты. доходов,
различать
Минимальный
размер
оплаты вторичные и первичные
труда.
Структурадоходов доходы;
российской
семьи.Постоянные приводить
примеры
(обязательные)
доходов домохозяйств;
расходы,переменные
- находить информацию о
(произвольные) расходы.
размере
МРОТ
и
Потребительская
прожиточном минимуме в
корзина.Сбережения,
депозит, разных
регионах
ссудный доход,облигация, акция, страны,сопоставлять, делать
инвестиции,
финансовые выводы;
пирамиды,
инфляция. - анализировать диаграммы
15

Бюджетсемьи.Номинальная
и и
таблицы
со
реальная заработнаяплата. Индекс статистическими данными,
стоимости жизни
делать
выводы
на
основеанализа;
- называть виды сбережений,
оценивать
экономические
риски;
- составлять личный бюджет
и семейный бюджет;
- рассчитывать реальную
заработную плату;
- объяснять различия в
зарплате трудящихсяразных
стран
8. Банки и История
формирования Учащийся должен уметь:
банковская
банковскойсистемы. Центральный - давать характеристику
система (1ч)
банк и егофункции. Коммерческие банковской системыстраны;
банки,
их
рольв
рыночной сравнивать
функции
экономике. Классификациябанков Центрального
банкаи
по
формам
деятельности коммерческих банков;
ихарактеру
собственности. объяснять
значение
Банковскаяприбыль,
ссудный основных понятий темы;
процент.
Кредиты.Принципы - просчитывать риски по
кредитования.
кредитам;
Поручитель,банковская гарантия, - рассчитывать выплаты по
кредитная история, кредитная кредиту на основепримеров
карта. Ипотечноекредитование.
из реальной жизни;
Депозиты. Виды депозитов
- находить информацию об
условиях
ипотечного
кредитования в различных
банках;
- объяснять ответственность
поручителя по кредитам;
- называть виды депозитов,
оценивать их преимущества
и недостатки
9. Деньги и Происхождение и функции денег. Учащийся должен уметь:
финансы (1ч) Мерастоимости,
средство объяснять
значение
обращения, средство платежа, основных понятий темы;
мировые
деньги,
сокровища. приводить
примеры,
Товарные и кредитные деньги.
характеризующие
Вексель, банкнота.
функцииденег;
Бумажные деньги и законы их называть
свойства
обращения. Уравнение Фишера.
металлических денег;
16

Денежная
масса,
денежные
агрегаты.
Денежный
рынок,
инвестиционныйкапитал.Ставка
рефинансирования
ЦБ.Политика
«дорогих
денег»,
политика«дешёвых
денег».Монетарная
политика.
Норма обязательных резервов ЦБ.
Ключевая
ставкаи
инфляция.
Темпы инфляции.
Виды
инфляции.
Социальные
последствия инфляции. Дефляция.
Дезинфляция.

10. Фондовая История появления фондовых
биржа (1ч)
бирж.
Современная фондовая биржа.
Фондовая, валютная, товарная
биржа, биржатруда. Арбитражные
и пакетные сделки. Биржевые
индексы.
«Быки»и

- объяснять необходимость
появления
бумажныхи
кредитных денег;
- делать выводы о роли
денегв экономике;
- объяснять действие закона
Фишера, приводитьпримеры
влияния денежной массы на
инфляцию;
называть
денежные
агрегаты,
проводить
сравнение
степени
ликвидности,давать
объяснение;
- понимать, как работает
денежный рынок;
- выстраивать логическую
цепочку движениякапиталов;
- объяснять влияние ставки
рефинансирования
наинфляцию;
анализировать
график
равновесия
на
денежномрынке,
делать
выводы;
аргументированно
объяснять
политику
«дорогихденег»,
политику
«дешёвых денег»;
- искать в Интернете
данные
о
ставке
рефинансирования
в
разных странах;
- готовить доклады по
теме,
представлять
информацию
в
виде
презентации
Учащийся должен уметь:
объяснять
значение
основных понятий темы;
- сравнивать различные
ценные бумаги;
объяснять
действия
участников
17

«медведи».Рынок ценных бумаг.
Акции, облигации, деривативы.
Фьючерсы и опционы.Фондовые
инструменты.
Участникифондового рынка
11.
Рынок
труда.
Безработица.
Профсоюзы
(2ч)

Труд
и
рынок
рабочей
силы.Особенности рынка рабочей
силы изанятость. Качество рабочей
силы какфактор экономического
роста. Рабочая сила и теория
человеческого капитала.Структура
рынка труда.
Экономически
активное
население,занятые, безработные,
добровольнонезанятые.
Уровень
безработицы.
Фрикционная,
структурная,
циклическая
безработица.
Естественная
безработица.
Скрытая безработица.
Закон Оукена.
Профсоюзы.
История
профсоюзногодвижения.Рыночная
власть профсоюзов

12. Фирма —
главное звено
рыночной
экономики
(1ч)

Что такое фирма. Задачи фирм.
Предприниматель,предпринимател
ьство.
Основные признаки фирмы.Виды
фирм. Индивидуальные (частные),
товарищества
(партнёрства),акционерные
общества

фондовогорынка;
- решать задачи на расчёт
стоимости ценных бумаг;
- искать информацию о
биржевых индексах,
- представлять доклады и
презентации по теме
Учащийся должен уметь:
называть
особенности
рынка труда;
определять
качество
рабочей силы;
доказывать
влияние
качества
рабочей
силы
наэкономический рост;
определять
уровень
безработицы,
используястатистические
данные;
- давать характеристику
различных
видов
безработицы;
приводить
примеры
различных
видов
безработицы, в том числе
скрытой;
- анализировать структуру
рынка труда;
- решать задачи на закон
Оукена;
- представлять доклады о
деятельности профсоюзов
в разных странах мира;
раскрывать
понятие
«рыночная
власть
профсоюзов»
Учащийся должен уметь:
объяснять
значение
основных понятий темы;
- раскрывать задачи фирмы и
предпринимательской
деятельности;
называть
основные
признаки фирмы;
18

(корпорации),государственные
и
смешанные
(с
участием
государства) компании.
Размеры фирм. Мелкие, средниеи
крупные
фирмы.Акционерное
предприятие.Акции и дивиденды.
Простые и привилегированные
акции.Франчайзинг.
Факторный
доход.
Прибыль,
издержки,инвестиции.
Физический
и
финансовый
капитал.
Заёмный капитал.
Экономические и бухгалтерские
издержки. Явные и неявные
издержки.Постоянные, переменные
и общиеиздержки.Бухгалтерская и
экономическая
прибыль.Нормальная
прибыль.
Закон
убывающей
отдачи
(эффективности)
факторовпроизводства

- давать характеристику
различных видов фирм;
- выявлять преимущества и
недостатки различныхфирм;
- приводить примеры фирм,
различающихся
поформе
собственности
и
по
размерам;
- объяснять организацию и
структуру
управленияакционерного
общества;
- сравнивать простые и
привилегированныеакции;
- раскрывать особенности
ведения
бизнеса
в
формефранчайзинга,
приводить
примеры
франчайзинговых фирм;
называть
факторные
доходы;
приводить
примеры
бухгалтерских,
экономических, постоянных,
переменных издержек;
-решать
задачи
на
вычисление издержек и
прибыли фирмы;
раскрывать
сущность
неявных
издержек,
приводить примеры;
- объяснять сущность закона
убывающей
отдачи,приводить графики,
аргументы,
подтверждающие действие
этого закона;
приводить
примеры
проявления
закона
убывающей
отдачи
в
экономической
деятельности;
- объяснять, почему нулевая
экономическаяприбыль
19

является нормальной
13.
Повторение
курса (1ч)
Итого
(17
часов)
11 класс (17 часов)
Тема

Содержание уроков

1. Менеджмент и Понятие «менеджмент».
маркетинг (2 ч)
Историческиеэтапы
становления
менеджмента.
Школа
научного
управления Ф. Тейлора.
Административная
школа управления А.
Файоля.
Школа
человеческихотношений
и
разработки
поведенческихнаук.Соци
альная
ответственностьбизнеса.
Человеческие
отношения,публичные
отношения, фордизм.
Современные тенденции
менеджмента.
Обязанности
менеджеров компании.
Менеджмент в России.
Понятие
«маркетинг».
Основные
задачи
маркетинга.Этапы
развития маркетинга как
определённого
вида
коммерческой
деятельности
и
теоретической
науки.
Три
звенав
системе
управления
маркетинговымиопераци

Характеристика
основных
видовдеятельности учащегося
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
давать
характеристику
различных школ менеджмента;
сравнивать,
выявлять
преимущества и недостатки
различных школ управления;
-высказывать своё мнение о
социальной ответственности
бизнеса, излагая его в виде
эссе;
приводить
примеры
вертикальных, горизонтальных
объединений
фирм,
конгломератов;
называть
основные
обязанности
менеджеровкомпании;
давать
характеристику
управления
на
социалистическом
предприятии, выявлять черты
отличияот
современного
менеджмента фирмы;
- раскрывать роль рекламы в
продвижении товара;
- называть функции звеньев
управления
маркетинговыми
операциями;
приводить
примеры
агрессивной рекламы,удачных и
неудачных
рекламных
20

2.
Государственные
финансы
(1 ч)

ями.
Реклама. кампанийфирм;
Мерчендайзер.
- объяснять функциональные
Маркетолог
обязанности мерчендайзеров и
маркетологов
Государственные
Учащийся должен уметь:
финансы. Министерство - объяснять значение основных
финансов и его функции. понятий темы;
Государственный
называть
и
объяснять
бюджет.
Бюджетные бюджетные принципы,функции
принципы.
Функции бюджета;
бюджета.
Расходные - объяснять причины появления
идоходные
статьи государственногодолга и пути
бюджета.
Профицити погашения долга;
дефицит
бюджета. -проводить
анализ
Государственныйдолг.
государственного
долга
Внутренний и внешний Россиии других стран мира на
государственный долг.
основе
Историческая эволюция статистическихматериалов,
налогообложения.
собранных самостоятельно;
Экономическая
- объяснять экономическую
сущность налогов.
сущность налогов;
Функции
налогов. - называть функции налогов,
Бюджетные фондыи их приводить примерыбюджетных
назначение. Налоговая фондов, выплат из этих фондов;
система.Фискальная
давать
характеристику
политика государства.
фискальной
Виды налогов. Прямые и политикигосударства;
косвенныеналоги.
- приводить примеры прямых и
Акциз,
пошлина. косвенных
налогов,выявлять
Федеральныеи
различия прямых и косвенных
муниципальные налоги. налогов;
Механизм
- находить информацию о
налогообложения.
механизмах налогообложения в
Прогрессивная,
разных странах;
пропорциональная,
- делать выводы о степени
регрессивная
системы социальной
направленности
налогообложения.
фискальной
политики
Налоговые льготы
государств мира;
- понимать механизм получения
налоговых льгот,их социальную
направленность;
-решать задачи на вычисление
налоговых выплат частного
лица и фирм
21

3. Государство и Причины
экономика
государственной
(2 ч)
экспансии вэкономику.
Прямые и косвенные
формывмешательства.
Экономические функции
государства.
Закон
Вагнера. Формы участия
государства
в
экономике.Приватизация
и
национализация.
Типыгосударственной
собственности.
Участие государства в
смешанной экономике
(начало ХХ в.).
Государственное
регулирование
экономики.
Национальные
программы,национальны
е
проекты,
импортозамещение.
Ваучерная приватизация

4.
Основные
макроэкономическ
иепоказатели
(2 ч)

Валовой
внутренний
продукт (ВВП).
Валовой национальный
продукт (ВНП).
Методы подсчёта ВВП,
ВНП.
Амортизация,
чистый
внутренний
продукт.
Исключение
двойного
счёта при расчёте

- участвовать в конкурсе
проектов
«Бюджет
для
граждан»
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
объяснять
причины
государственной
экспансиив
экономику;
- раскрывать сущность закона
Вагнера;
- приводить примеры прямых и
косвенных формвмешательства;
называть
экономические
функции государства;
приводить
примеры
национализации
и
приватизации;
приводить
примеры
государственной
собственности;
давать
характеристику
социалистической
национализации;
выявлять
особенности
капиталистической
приватизации;
-выступать с докладами о
национальных программах и
проектах в России;
- объяснять необходимость
импортозамещения;
- давать оценку ваучерной
приватизации в России
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
-применять методы подсчёта
ВВП и ВНП прирешении задач
по теме;
- приводить примеры двойного
счёта;
различать
реальный
и
номинальный ВВП;
22

ВВП. Реальный ВВП.
Дефлятор ВВП.
Сопоставление
ВВП
разных стран иобменные
курсы валют. Паритет
покупательной
способности
(ППС).
ВВПи ВНП на душу
населения.Национальны
й доход. Фактор цены
истоимости товара в
исчислении ВВП.
Индекс потребительских
цен. Темпыроста ВВП.
ВВП и инфляция.
Система национальных
счётов (СНС).
Кругооборот доходов и
расходов.ВВП (ППС) на
душу
населения.
Реальный
сектор
экономики,
бюджетныйсектор
экономики. Денежный
сектор. Внешний сектор.
Платёжныйбаланс
5. Экономический Измерение
рост
экономического
(1 ч)
роста.Факторы
экономического роста.
Ростнаселения
и
численности
рабочей
силы.
Накопление
капитала,
инвестиции,земля,
технологический
прогресс,знания, опыт,
инновации.
Влияние
научнотехнического прогресса
и
образования
на
экономическийрост.Экст
енсивное и интенсивное
развитие.

- объяснять значение паритета
покупательнойспособности,при
водить примеры;
-рассчитывать
индекс
потребительских
цен,используя
данные,
самостоятельно найденныев
разных источниках;
- называть виды инфляции,
объяснять
социальныепоследствия
инфляции;
описывать
систему
национальных счётов;
анализировать
таблицы,
делать
выводы
об
уровнеэкономического развития
разных стран;
- называть секторы экономики

Учащийся должен уметь:
- применять формулу для
определения
экономического
роста;
называть
факторы
экономического роста;
приводить
примеры
интенсивных
и
экстенсивныхфакторов
экономического развития;
- выказывать своё мнение о
«ресурсном
проклятии»
экономики
России,
аргументированнодоказывать
свою точку зрения;
- доказывать на примерах
положительный
иотрицательный
эффекты
23

«Ресурсное проклятие».
Современная трактовка
экономическогороста.
Мультипликатор
и
акселератор.
Теорияустойчивого
экономического роста
и развития
6.
Цикличность Циклическое
развитие
развития
как
закономерность.
экономики
Торговые кризисы. Фазы
(2 ч)
экономического цикла.
Подъём,
спад,
кризис,депрессия,
оживление.
Механизмциклического
движения и кризис.
Решение противоречий в
ходе кризиса.
Мировой
финансовоэкономическийкризис
2008—2010
гг.
Антикризисныедействия
государств.
Кризис
неолиберальной
экономической
доктрины.
Теория Фридмэна

мультипликатора;
раскрывать
акселератора

сущность

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
приводить
аргументы,
подтверждающие цикличность
развития экономики;
- называть последовательно
фазы
экономическогоцикла,
характеризовать
явления
в
экономике,связанные
с
определённой фазой цикла;
- обобщать мировой опыт,
предлагая
пути
выходаиз
кризиса;
понимать
причины
и
следствия мирового финансовоэкономического кризиса 2008—
2010 гг.;
- раскрывать сущность теории
Фридмэна применительно к
современной
экономической
ситуации
7. Международная Что
такое Учащийся должен уметь:
торговля
международная
- объяснять значение основных
(1 ч)
торговля?Экспорт,
понятий темы;
импорт,
- анализировать статистические
внешнеторговыйоборот. данные, делатьвыводы;
Международное
- классифицировать страны по
разделениетруда. Теория объёму внешнейторговли;
абсолютных
приводить
примеры
преимуществА.
абсолютных и сравнительных
Смита.Теория
преимуществ
в
мировой
сравнительных
торговле;
преимуществ
- приводить примеры свободно
Д.
Рикардо.
Теория конвертируемыхвалют;
интернациональнойстои - оценивать разные валютные
24

мости К. Маркса.
Валютный
курс.
Свободно
конвертируемая валюта.
Колеблющийся,
«плавающий»,
фиксированный
валютный
курс,«валютный
коридор»,
«бивалютнаякорзина».
Курс
покупателя,
курспродавца.
Кросскурс.
Номинальныйи
реальный
валютный
курс.Свободная торговля
и протекционизм.
Всемирная
торговая
организация (ВТО).
Россия
и
ВТО.
Структура
внешнейторговли
России. Санкции
8.
Российская Общая характеристика
Федерация
в экономики
системе
России.
Основные
Мирового
макроэкономическиепок
хозяйства
азатели
России.
(2 ч)
Отраслевая
структура
хозяйства
России.
Основные
показатели
участия
России
во
внешнеэкономических
связях. Внешнеторговый
балансРоссии.
Показатель экспортной
квоты.
Индекс
концентрации
экспорта.
Индексдиверсификации
импорта

курсы;
-производить
расчёты
по
конвертации валют;
-решать практические задачи,
используя современные данные,
полученные
самостоятельно
изразличных
источников
информации;
- давать оценку структуры
внешней торговлиРоссии;
аргументировать
преимущества
и
недостаткивступления России в
ВТО

Учащийся должен уметь:
давать
характеристику
экономики России;
называть
основные
макроэкономические
показатели;
- делать выводы о структуре
хозяйства России;
- объяснять причины изменения
структуры хозяйства;
анализировать
основные
показатели участияРоссии во
внешнеэкономических связях;
давать
характеристику
внешнеторгового баланса
России;
искать
современные
статистические
данныеоб
экономической ситуации в
России,
делатьвыводы,
подтверждать их аргументами;
25

-рассчитывать
экспортную
квоту
России
за
разныегоды,используястатистич
еские
данные,
найденные
самостоятельно;
- объяснять сущность индекса
концентрацииэкспорта
и
индекса
диверсификации
импорта;
- писать рефераты по темам
главы
9. Экономические Сущность и содержание Учащийся должен уметь:
проблемы
глобальныхэкономическ - объяснять значение основных
глобализации
их
проблем. понятий темы;
(2 ч)
Неравноепотребление.
- приводить примеры неравного
Новые
модели потребления;
потребления
-показывать на географической
картестраныс
высоким
и
низким уровнем потребления;
- называть новые модели
потребления;
писать
эссе
по
предложенным темам
10.
Повторение
курса (2ч)
Итого 17 часов

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».