Пояснительная записка Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности (индивидуальный проект) составлена в соответствии с «ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО » на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Цель проектно-исследовательской деятельности: для обучающихся: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; - формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира; умение проявлять социальную ответственность; формирование навыков самостоятельного приобретения новыех знаний, работа над развитием интеллекта; навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми. для педагогов: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. Задачи проектно-исследовательской деятельности: формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся; формирование у обучаемых представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование первичных исследовательских умений и навыков); развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы; современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу; формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом; формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов; приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы; формирование навыков работы с архивными публицистическими материалами. Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС СОО. Результатом проектно-исследовательской деятельности на уровне среднего общего образования является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, обучающегося по ФГОС СОО. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 класса. Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся. Место проектно-исследовательской деятельности Учебный план отводит 68 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего общего образования на базовом и углубленном уровне. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают: -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; -осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают: -умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; -владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; -умение определять назначение и функции различных социальных институтов; -умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; -владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: -сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; -способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; -сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; -способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Предметные результаты освоения основной образовательной программы отражают: -знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности; -структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы; -навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; -умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; -выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; -определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; -работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; -выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; -оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; -рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; -наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; -описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов; -проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты; -проводить измерения с помощью различных приборов; -выполнять письменные инструкции правил безопасности; -оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент. Формы контроля за результатами освоения программы. Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д. Обучающиеся 10 классов обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один проект (учебный). 2. Содержание учебного курса 1. Способы получения и переработки информации (6 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. 2. Проект (4 ч.). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. 3. Создание индивидуальных проектов (44 ч) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Оформление результатов индивидуального проекта (8 ч) Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel Публичное выступление (4 ч) Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции 3. Тематическое планирование Темы N разделов № К-во часов Темы уроков Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) по разделам п / п Способы 1 получения переработки информации 6 Введение. Виды источников информации. План информационного текста 8 Особенности и структура проекта, критерии оценки. Виды проектов. Личностные (далее, ЛУУД): развивать положительное отношение к изучению различных наук. Регулятивные ( далее РУУД): развивать умение составлять план к текстам. Познавательные УУД (далее ПУУД): развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию. Коммуникативные УУД (далее КУУД): Развивать умение планировать сотрудничество с учителем. ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания. РУУД: развивать умения составлять планы проектов. ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в планировании проектов. КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли. ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания о планировании и работе над исследовательским проектом. РУУД: принимать учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. ПУУД: развивать умение извлекать нужную информацию из текстовых и графических объектов КУУД: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество. Проект 2 и 40 Создание 3 индивидуальных . проектов Тема проекта и обоснование актуальности. Планирование учебного проекта. Основные методы исследования. Обзор литературы по темам. Составление индивидуального рабочего плана. Проведение опытноэкспериментальной работы. Создание компьютерной презентации. Подготовка тезисов выступления. Отзыв и рецензия на проект. Защита 4 индивидуальног о проекта 14 Подведение итогов, анализ выполненной работы. Предзащита проекта. Конференции. ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания. РУУД: развивать умения правильно оформлять и презентовать выполненные проекты. ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в оформлении результатов и защите проектов. КУУД: развивать умения оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера.