Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 «27» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании «Утверждено» педсовета директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. Приказ №82от «31» августа 2020 г. Рабочая программа Информатика в профессиональной деятельности 11 класс Автор: Учитель информатики Глебов Д.С. Г. Верхняя Салда 2020 г. Пояснительная записка Информатика и информационные технологии - предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету в рамках элективного курса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой. Учебник: Информатика. 10 класс: учеб для общеобразоват. организаций: базовый и углублен. уровень/ А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, и др. – М., Просвещение, 2018. Информатика. 11 класс: учеб для общеобразоват. организаций: базовый и углублен. уровень/ А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, и др. – М., Просвещение, 2018. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты освоения отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты отражают: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Планируемые предметные результаты освоения курса Выпускник на углубленном уровне научится: - кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок; - строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией); - строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения; - строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры; - записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления; - записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера; - описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами; - формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча-Тьюринга; - понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов; анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов; - создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы; - применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей; - создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов; - применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных; - использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования; - использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм; - применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач; - выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектноориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования; - выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования; - инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации; пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам; разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; - интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами; - понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения; - владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов; - использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты; - использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм; - владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; - использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач; - организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети); - понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети; - представлять общие принципы разработки и функционирования интернетприложений (сайты, блоги и др.); - применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права); - проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: - применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.); - использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов; - использовать знания о методе «разделяй и властвуй»; приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма; - использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем; - использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования; - создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности; использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем; - осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей; проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов; - использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе - статистической обработки; - использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных; - создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса. - 2. Содержание учебного курса (68 часов). Основы логики (9 ч) Формы мышлений. Алгебра высказываний Логические выражения и таблицы истинности. Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). Логические функции. Логические законы и правила преобразований. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования. Решение логических задач. Логические основы устройства компьютера. Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер). Алгоритмизация и программирование (18 ч) Этапы решения задачи на ЭВМ. Языки программирования, их назначение, особенности. Знакомство с программной средой Турбо Паскаль. Структура программы на Паскале. Простые стандартные типы данных. Стандартные математические функции. Логические операции. Ввод-вывод в Паскале. Решение линейных задач. Понятие ветвления. Операторы условного и безусловного переходов. Оператор выбора. Решение задач на ветвление. Понятие цикла. Операторы цикла. Цикл с параметром .Циклы с пост- и предусловием. Вложенные циклы. Решение задач на циклы. Понятие таблицы. Одномерные и многомерные массивы. Способы сортировки массива. Преобразование массива. Решение задач на обработку массивов. Символьные и строковые переменные. Обработка строк. Решение задач на обработку строк. Основные графические процедуры. Движение объектов. Решение задач на графику. Технологии создания и обработки текстовой информации (5 часов) Шаблоны в MS Word. Создание документа на основе шаблона. Формы в MS Word. Создание экранной формы. Форматирование документа. Вставка в документ формул.. Создание математического документа. Гипертекст. Создание гипертекстового документа. Резерв (3 часа). Обработка числовой информации (17 часов) Электронные таблицы. Типы и формат данных. Абсолютная и относительная адресация. Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок. Приближенное графическое решение уравнений. Встроенные математические и логические функции. Условная функция и логические операции. Решение задач. Сортировка и поиск данных. Фильтры. Поиск данных, фильтрация. Построение диаграмм и графиков. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов. Создание форм в MS Exel. Проект «Тест» Технологии хранения, поиска и сортировки информации (12 часов). ^ Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание базы данных. Обработка данных в БД. Поиск и сортировка данных. Сложные запросы и запросы с вычисляемыми полями. Реляционные базы данных. Многотабличные базы данных. Связь между таблицами. Создание многотабличной БД. Запросы к многотабличной базе данных. Проект «База данных» Технология создания и обработки графической информации (4 часа) Знакомство со средой графического редактора. Работа с фрагментами, слоями. Редактирование рисунка, способы заливки. Создание Gif- анимации. Резерв (2 часа). 3. Тематическое планирование № 1 2 3 Тема Основы логики Формы мышления. Алгебра высказываний, (презентация) Логические выражения и таблицы истинности. Практическая работа. Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). Логические функции. Кол-во часов 1 2 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 29 30 Логические законы и правила преобразований, (презентация) Практическая работа. Преобразование логических выражений £ использованием логических законов и правил преобразования Решение логических задач. Логические основы устройства компьютера, (презентация) Практическая работа. Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер). Алгоритмизация и программирование Этапы решения задачи на ЭВМ. Языки программирования, их назначение, особенности, (презентация) Знакомство с программной средой Турбо Паскаль. Структура программы на Паскале, (презентация) Простые стандартные типы данных. Стандартные математические функции. Логические операции. Ввод-вывод в Паскале, (презентация) Решение линейных задач. Практическая работа Л191. Решение линейных задач. Понятие ветвления. Операторы условного и безусловного переходов. Оператор выбора, (презентация) Решение задач на ветвление. Практическая работа. Решение задач на ветвление. Понятие цикла. Операторы цикла. Цикл с параметром, (презентация) .Циклы с пост- и предусловием. Вложенные циклы. Решение задач на циклы. Практическая работа. Понятие таблицы. Одномерные и многомерные массивы. Способы Сортировки массива, (презентация) Преобразование массива. Практическая работа. Решение задач на обработку массивов. Символьные и строковые переменные, (презентация) Обработка строк. Практическая работа Решение задач на обработку строк. Основные графические процедуры, (презентация) Движение объектов, (презентация) Практическая работа. Решение задач на графику. Технологии создания и обработки текстовой информации Шаблоны в MS Word, (презентация) Практическая работа № 7. Создание документа на основе шаблона. Формы в MS Word (презентация) Практическая работа № 2. Создание экранной формы. Форматирование документа. Вставка в документ формул (презентация) Практическая работа №3. Создание математического документа. Гипертекст. Практическая работа №4. Создание гипертекстового документа. Обработка числовой информации Электронные таблицы. Типы и формат данных. Абсолютная и относительная адресация. Практическая работа № 6. Использование в формулах * абсолютных, относительных и смешанных ссылок. Практическая работа № 7. Приближенное графическое решение уравнений. Встроенные математические и логические функции. 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Условная функция и логические операции, (презентация) Практическая работа №8. Решение задач. Сортировка и поиск данных. Фильтры, (презентация) Практическая работа № 9.Поиск данных, фильтрация Построение диаграмм и графиков. Практическая работа N9 10. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов. Создание форм в MS Exel. (презентация) Проект «Тест» Технологии хранения, поиска и сортировки информации Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание базы данных. Обработка данных в БД. Практическая работа № 11. Поиск и сортировка данных. Практическая работа N9 12. Сложные запросы и запросы с вычисляемыми полями. Реляционные базы данных. Многотабличные базы данных. Связь между таблицами, (презентация) Практическая работа №13. Создание многотабличной БД. Запросы к многотабличной базе данных, (презентация) Практическая работа № 14. Запросы к многотабличной базе данных. Проект «База данных» Технология создания и обработки графической информации Знакомство со средой графического редактора. (презентация) Работа с фрагментами, слоями Практическая работа №16. Работа с фрагментами, слоями Редактирование рисунка, способы заливки, (презентация) Практическая работа №17. Редактирование рисунка, способы заливки. Создание Gif- анимации Практическая работа №18. Создание Gif анимации 2 2 2 2 4 1 3 3 2 3 1 1 1 1