Информатика в проф деятельности 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 9»

Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании
«Утверждено»
педсовета
директор
Протокол №1
школы-интернат №9
«27» августа 2020 г.
Приказ №82от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа
Информатика в
профессиональной деятельности
11 класс

Автор:
Учитель информатики
Глебов Д.С.

Г. Верхняя Салда
2020 г.

Пояснительная записка
Информатика и информационные технологии - предмет, непосредственно
востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных
траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету в рамках
элективного курса в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом обеспечивает эту потребность, наряду с
фундаментальной научной и общекультурной подготовкой.
Учебник:
Информатика. 10 класс: учеб для общеобразоват. организаций: базовый и
углублен. уровень/ А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, и др. – М., Просвещение, 2018.
Информатика. 11 класс: учеб для общеобразоват. организаций: базовый и
углублен. уровень/ А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, и др. – М., Просвещение, 2018.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое
и настоящее
многонационального народа
России,
уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Выпускник на углубленном уровне научится:
- кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить
неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по
возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов,
и кода, допускающего диагностику ошибок;
- строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции,
конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные
преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности,
свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с
дизъюнкцией);
- строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить
логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице
истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных
высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих
в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания,
содержащего переменные; решать логические уравнения;
- строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать
выигрышную стратегию игры;
- записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием;
использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности
признак делимости числа на основание системы счисления;
- записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять
знания о представлении чисел в памяти компьютера;
- описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер
(весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в
частности
задачу
построения
оптимального
пути
между
вершинами
ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей
между вершинами;
- формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных
моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание
тезиса Черча-Тьюринга;
- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных
данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных
данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;

анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких
исходных значениях возможно получение указанных результатов;
- создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы,
связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных
вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых
чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе
алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
- применять
метод
сохранения
промежуточных результатов (метод
динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных)
алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в
ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;
- создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе
изученных алгоритмов и методов;
- применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья,
очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами
данных;
- использовать основные понятия, конструкции и структуры данных
последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и
структур в выбранном для изучения языке программирования;
- использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и
собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку
данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в
зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее
определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и
двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для
решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в
виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать
модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных
подпрограмм;
- применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
- выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты,
описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектноориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке
программирования;
- выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде
программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки
языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать
многокомпонентные программные продукты в среде программирования;
- инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для
решения учебных задач по выбранной специализации;
пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ,
инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить
эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера;
-

интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
- понимать основные принципы устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в
соответствии с решаемыми задачами;
- понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы
современных операционных систем; знать виды и назначение системного
программного обеспечения;
- владеть принципами организации иерархических файловых систем и
именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;
- использовать на практике общие правила проведения исследовательского
проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных
данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета);
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение
графиков и диаграмм;
- владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их
структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять
отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы
данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
- использовать компьютерные сети для обмена данными при решении
прикладных задач;
- организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать
работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
- понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
- представлять общие принципы разработки и функционирования интернетприложений (сайты, блоги и др.);
- применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе
авторские права);
- проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче
информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала
связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать
алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);
- использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов
окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при
решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
- использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;

приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые
имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
- использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры
алгоритмически неразрешимых проблем;
- использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и
недостатки двух языков программирования;
- создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
при
моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным
профилем;
- осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для
решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных
целей;
проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и
согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности)
результатов натурных и компьютерных экспериментов;
- использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных,
в том числе - статистической обработки;
- использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать
представление о проблеме хранения и обработки больших данных;
- создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и
справочными системами с помощью веб-интерфейса.
-

2. Содержание учебного курса
(68 часов).
Основы логики (9 ч)
Формы мышлений. Алгебра высказываний
Логические выражения и таблицы истинности. Построение таблиц истинности
логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных
таблиц). Логические функции.
Логические законы и правила преобразований. Преобразование логических
выражений с использованием логических законов и правил преобразования. Решение
логических задач.
Логические основы устройства компьютера. Построение логических схем
основных устройств компьютера (сумматор, триггер).
Алгоритмизация и программирование (18 ч)
Этапы решения задачи на ЭВМ. Языки программирования, их назначение,
особенности. Знакомство с программной средой Турбо Паскаль. Структура
программы на Паскале. Простые стандартные типы данных. Стандартные
математические функции. Логические операции. Ввод-вывод в Паскале. Решение
линейных задач. Понятие ветвления. Операторы условного и безусловного
переходов. Оператор выбора. Решение задач на ветвление.
Понятие цикла. Операторы цикла. Цикл с параметром .Циклы с пост- и
предусловием. Вложенные циклы. Решение задач на циклы.

Понятие таблицы. Одномерные и многомерные массивы. Способы сортировки
массива. Преобразование массива. Решение задач на обработку массивов.
Символьные и строковые переменные. Обработка строк. Решение задач на
обработку строк. Основные графические процедуры. Движение объектов. Решение
задач на графику.
Технологии создания и обработки текстовой информации (5 часов)
Шаблоны в MS Word. Создание документа на основе шаблона. Формы в MS
Word. Создание экранной формы.
Форматирование документа. Вставка в документ формул.. Создание
математического документа.
Гипертекст. Создание гипертекстового документа.
Резерв (3 часа).
Обработка числовой информации (17 часов)
Электронные таблицы. Типы и формат данных. Абсолютная и относительная
адресация. Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных
ссылок. Приближенное графическое решение уравнений.
Встроенные математические и логические функции. Условная функция и
логические операции. Решение задач.
Сортировка и поиск данных. Фильтры. Поиск данных, фильтрация.
Построение диаграмм и графиков. Визуализация числовых данных с
использованием диаграмм различных типов.
Создание форм в MS Exel.
Проект «Тест»
Технологии хранения, поиска и сортировки информации (12 часов). ^
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).
Создание базы данных. Обработка данных в БД. Поиск и сортировка данных.
Сложные запросы и запросы с вычисляемыми полями.
Реляционные базы данных. Многотабличные базы данных. Связь между
таблицами. Создание многотабличной БД. Запросы к многотабличной базе данных.
Проект «База данных»
Технология создания и обработки графической информации (4 часа)
Знакомство со средой графического редактора. Работа с фрагментами, слоями.
Редактирование рисунка, способы заливки.
Создание Gif- анимации.
Резерв (2 часа).
3. Тематическое планирование
№
1
2

3

Тема
Основы логики
Формы мышления. Алгебра высказываний, (презентация)
Логические выражения и таблицы истинности.
Практическая работа. Построение таблиц истинности логических
функций и выражений (в том числе с использованием электронных
таблиц).
Логические функции.

Кол-во часов
1
2

1

4

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

29

30

Логические законы и правила преобразований, (презентация)
Практическая работа. Преобразование логических выражений £
использованием логических законов и правил преобразования
Решение логических задач.
Логические основы устройства компьютера, (презентация) Практическая
работа. Построение логических схем основных устройств компьютера
(сумматор, триггер).
Алгоритмизация и программирование
Этапы решения задачи на ЭВМ. Языки программирования, их назначение,
особенности, (презентация)
Знакомство с программной средой Турбо Паскаль. Структура программы
на Паскале, (презентация)
Простые стандартные типы данных. Стандартные математические
функции. Логические операции. Ввод-вывод в Паскале, (презентация)
Решение линейных задач. Практическая работа Л191. Решение линейных
задач.
Понятие ветвления. Операторы условного и безусловного переходов.
Оператор выбора, (презентация)
Решение задач на ветвление. Практическая работа. Решение задач на
ветвление.
Понятие цикла. Операторы цикла. Цикл с параметром, (презентация)
.Циклы с пост- и предусловием. Вложенные циклы.
Решение задач на циклы. Практическая работа.
Понятие таблицы. Одномерные и многомерные массивы. Способы
Сортировки массива, (презентация)
Преобразование массива. Практическая работа. Решение задач на
обработку массивов.
Символьные и строковые переменные, (презентация)
Обработка строк.
Практическая работа Решение задач на обработку строк.
Основные графические процедуры, (презентация)
Движение объектов, (презентация)
Практическая работа. Решение задач на графику.
Технологии создания и обработки текстовой информации
Шаблоны в MS Word, (презентация) Практическая работа № 7. Создание
документа на основе шаблона.
Формы в MS Word (презентация) Практическая работа № 2. Создание
экранной формы.
Форматирование документа. Вставка в документ формул (презентация)
Практическая работа №3. Создание математического документа.
Гипертекст. Практическая работа №4. Создание гипертекстового
документа.
Обработка числовой информации
Электронные таблицы. Типы и формат данных.
Абсолютная и относительная адресация. Практическая работа № 6.
Использование в формулах * абсолютных,
относительных и смешанных ссылок. Практическая работа № 7.
Приближенное графическое решение уравнений.
Встроенные математические и логические функции.

2

2
1

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3

2

31
32
33

34
35
36
37

38

39
40
41
42
43
44

Условная функция и логические операции, (презентация) Практическая
работа №8. Решение задач.
Сортировка и поиск данных. Фильтры, (презентация)
Практическая работа № 9.Поиск данных, фильтрация
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа N9 10.
Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных
типов.
Создание форм в MS Exel. (презентация)
Проект «Тест»
Технологии хранения, поиска и сортировки информации
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).
Создание базы данных. Обработка данных в БД.
Практическая работа № 11. Поиск и сортировка данных. Практическая
работа N9 12. Сложные запросы и запросы с вычисляемыми полями.
Реляционные базы данных. Многотабличные базы данных. Связь
между таблицами, (презентация) Практическая работа №13. Создание
многотабличной БД.
Запросы к многотабличной базе данных, (презентация) Практическая
работа № 14. Запросы к многотабличной базе данных.
Проект «База данных»
Технология создания и обработки графической информации
Знакомство со средой графического редактора. (презентация)
Работа с фрагментами, слоями Практическая работа №16. Работа с
фрагментами, слоями
Редактирование рисунка, способы заливки, (презентация) Практическая
работа №17. Редактирование рисунка, способы заливки.
Создание Gif- анимации Практическая работа №18. Создание Gif анимации

2
2
2

2
4
1
3

3

2
3
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».