Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 «27» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании «Утверждено» педсовета директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. Приказ №82от «31» августа 2020 г. Рабочая программа Обществознание: теория и практика 10-11 класс Автор: Учитель обществознания Глебов Д.С. Г. Верхняя Салда 2020 г. Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание: теория и практика» для 10 -11 класса разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, примерной образовательной программы по обществознанию, с учетом ООП СОО МБОУ «Школа-интернат №9». 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты Личностные результаты: ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - - - - - - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД - Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; - оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; - характеризовать основные методы научного познания; - выявлять особенности социального познания; - различать типы мировоззрений; - объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; - выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система - Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; - выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; - систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Правовое регулирование общественных отношений - - Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Курс рассчитан на 102 часа (по 34 ч. в 10 и 68 ч. в 11 кл.). 2. Содержание учебного курса 10 класс Введение Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ Модульный блок «Общество» Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества. Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы. Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер. Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации. Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Практикум по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий 1, 2 части. Модульный блок «Духовная жизнь общества» Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ. Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства. Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки. Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии. Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России. Практикум по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий 1,2 части ЕГЭ. Модульный блок «Человек. Познание» Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного. Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания. Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция. Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. Практикум по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Модульный блок «Политика» Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей. Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственнотерриториального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России. Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы. Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий. Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры. Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества. Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства. Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности. Практикум по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. 11 класс Модульный блок «Экономика» Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности. Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД. Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост. Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежнокредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы. Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства.Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства. Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы. Контрольная работа по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий 1, 2 части. Модульный блок «Социальные отношения» Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия. Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа. Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи. Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов. Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий 1, 2 части. Модульный блок «Право» Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права. Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт. Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок. Конституция РФ. Конституция. Этапы Конституции РФ: структура, содержание. конституционного развития России. Особенности Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции. Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека. Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. 3. Тематическое планирование 10 класс (34 часа) модуль Темы уроков количество часов Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию 1 1.Введение 2.Модульный блок «Общество» 1.Социум как особенная часть мира. 2.Общество и природа. Противоречия общества и природы. 3.Общество и культура. Анализ актуальной информации 4.Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. 5.Основные комплексы социальных институтов. 6.Типология обществ. Процессы глобализации и становление единого человечества. 7. Практикум по модульному блоку «Общество». 3. Модульный 1.Культура и духовная жизнь. блок «Духовная 2. СМИ и их роль в духовной жизни общества. жизнь 3. Основные формы инаправления в искусстве общества» 4. Функции современной науки.Анализ актуальной информации 5. Общие тенденции в развитии образования. 6. Роль религии в жизни современного общества. 7. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. 8. Практикум по модульному блоку «Духовная жизнь общества». 4. Модульный 1.Человек как результат биологической и социальной эволюции. блок «Человек. 2. Деятельность человека, ее основные формы. Познание» 3. Проблема смысла жизни человека. 4. Социализация. Этапы социализации. 5. Менталитет российского гражданина.Анализ актуальной информации 6. Свобода и ответственность личности. 7. Познание мира. Поиск информации, представленной в различных знаковыхсистемах 8. Практикум по модульному блоку «Человек. Познание». 5. Модульный 1.Власть, ее происхождение и виды. Характеристика основных политических объектов блок 2. Политическая власть и ее признаки и разновидности. «Политика» 3. Политическая система общества и ее структура. 4. Государство. Признаки государства. Функции государства. 5. Политические режимы. Анализ актуальной информации 6. Основные этапы становления многопартийности в России. 7. Политическая идеология. Типы политических идеологий. 8. Политическая культура. Функции политической культуры. 9-10. Практикум по модульному блоку «Политика». 1. Итоговое обобщение всего 7 8 8 9 1 34 11 класс (68 часов) 1.Введение 2. Модульный блок «Экономика» 3. Модульный блок «Социальные отношения» 4. Модульный блок «Право» Резерв учебного времени всего Общая характеристика особенности КИМов обществознанию 1.Экономика: наука и хозяйство 2. Основные типы экономических систем 3. Экономическое содержание собственности 4. Измерители экономической деятельности 5. Причины циклического развития экономики 6. Роль государства в экономике.Анализ актуальной информации 7. Типы экономической интеграции 8. Экономика потребителя производителя 9. Особенности рынка труда. 10-11. Практикум по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1, 2 части ЕГЭ 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения по 2.Социальная структура современного общества 3. Статусный набор.Анализ актуальной информации 4. Неравенство и социальная стратификация 5.Социальные нормы. Социальный контроль 6.Демографическая и семейная политика в Российской Федерации 7. Социальное положениероссийской молодежи 8. Пути разрешения межнациональных проблем в Российской Федерации 9. Классификация социальных конфликтов 10.Социальные процессы в современной России 11. Практикум по модульному блоку «Социальные отношения». Решение заданий части 1, 2 ЕГЭ 1.Право в системе социальных норм 2.Основные отрасли российского права 3.Источники права. Характеристика основных правовых объектов 4. Правонарушения. Структура правоотношений 5. Этапы конституционного развития России 6. Основные виды юридической ответственности 7. Характеристика основных отраслей российского законодательства 8. Международные документы о правах человека 9. Практикум по модульному блоку «Человек. Познание». 1. Итоговое обобщение. Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. часов 1 22 22 18 4 1 68