Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 «27» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании «Утверждено» педсовета директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. Приказ №82от «31» августа 2020 г. Рабочая программа Прикладная механика 10 класс Автор: Учитель физики Мельникова Г.М. Г. Верхняя Салда 2020 г. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе 1. Программа по физике для 10-11 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) 2. Примерной программы учебного курса (Шаталина А.В., Рабочие программы, Физика, 1011 классы. – М.: Просвещение, 2017.), комплекта учебников Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред. Н.А.Парфентьевой, Физика. 10 класс. Базовый уровень– М.: Просвещение, 2017.), Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред. Н.А.Парфентьевой, Физика. 11 класс. Базовый уровень– М.: Просвещение, 2017.). Элективный курс «Прикладная механика» предназначен для учащихся старшей школы, кто проявил повышенный интерес к изучению физики и математики. Курс рассчитан на 34 ч (1 в неделю). Общая характеристика курса. Данный курс связан содержательно с курсами физики и математики основной школы, т.е. содержание курса носит интегрированный характер. Изучение предлагаемого элективного курса направлено на углубление и обобщение знаний школьников о механических процессах и устройствах, в частности о механике узлов машин и механизмов, применяемых в современной технике. Несмотря на то что многие вопросы теории механического движения, а также примеры применения механических законов достаточно подробно рассматриваются в стандартных учебниках физики, принципы работы важнейших механизмов, основанных на этих законах и применяемых в современной технике, не изучаются в стандартном курсе физики практически совсем. Изучение стандартного курса физики не позволяет понять не только принципы работы основных узлов и механизмов, применяемых в технике, но даже и принципы работы многих простейших механизмов. В предлагаемом элективном курсе в той или иной степени затрагиваются такие темы прикладной механики, как: — механизмы, преобразующие движение; — механизмы, дающие выигрыш в силе; — механизмы, преобразующие энергию; — механизмы, использующие быстрое вращательное движение; — гидротехнические механизмы и приспособления; — тепловые машины и электротехнические механизмы; — сопротивление материалов и строительная механика; — механизмы, использующие колебательные процессы. В предлагаемом элективном курсе значительное внимание уделено как теоретическим принципам действия механизмов, основанным на известных законах физики, так и практическим заданиям по темам элективного курса. Заметная часть элективного курса отведена практическим работам, большая часть которых имеет творческий характер. Отдельное внимание уделено вопросам истории изобретения, развития и применения различных механизмов, помогающим раскрыть творческий характер исследовательской и изобретательской деятельности человечества в технической сфере. Цель курса: расширение, углубление и обобщение знаний о принципах работы и устройстве важнейших узлов и механизмов, применяемых в современной технике, и о принципах и подходах к изобретательской деятельности в этой сфере. Задачи курса: — развитие естественно-научного мировоззрения учащихся; — развитие приёмов умственной деятельности, познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся; — развитие внутренней мотивации учения, формирование потребности в получении новых знаний и применение их на практике; — расширение, углубление и обобщение знаний по физике; — использование межпредметных связей физики с химией, математикой, биологией, историей, экологией, рассмотрение значения этого курса для успешного освоения смежных дисциплин; — совершенствование экспериментальных умений и навыков в соответствии с требованиями правил техники безопасности; — рассмотрение связи физики с жизнью, с важнейшими сферами деятельности человека; — развитие у учащихся умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и другими средствами информации; — формирование у учащихся умений анализировать, сопоставлять, применять теоретические знания на практике; — формирование умений по решению экспериментальных и теоретических задач. На занятиях данного курса учащиеся углубляют свои знания в области физики вообще и механики в частности, узнают много нового о принципах работы механических и физических инженерных конструкций и устройств. В результате изучения данного курса расширяется мировоззрение учащихся, развивается их познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, формируются предметные, обще учебные и специфические умения и навыки школьников. Курс насыщен экспериментальным материалом: демонстрационным экспериментом, практическими работами. По желанию учителя и в зависимости от оснащённости кабинета некоторые практические работы можно перевести в работы исследовательского характера. Использование в учебном процессе практических работ способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможность индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность учащихся, расширяет их кругозор. Включение таких работ в элективный курс прививает школьникам исследовательский подход к выполнению практических работ, помогает овладевать доступными для учащихся научными методами исследования, формирует и развивает творческое мышление, повышает интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. Данные практические работы связаны с определением не только качественных, но и количественных характеристик. Систематическое выполнение количественных экспериментальных задач развивает у учащихся аккуратность, помогает выработке навыков точной количественной оценки результатов эксперимента. Каждая практическая работа включает краткие теоретические сведения и экспериментальную часть. Работы выполняются в группах. Выполнение исследования требует предварительной подготовки. Учитель отдельно работает с группами учащихся перед проведением эксперимента. Элективный курс допускает использование любых современных образовательных технологий по усмотрению учителя, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, беседы, практические и лабораторные работы, исследовательские работы. В качестве основной организационной формы проведения занятий предлагается проведение лекционно-семинарских занятий, на которых даётся объяснение теоретического материала и решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала предусмотрены демонстрационные опыты и лабораторный практикум. Формами контроля за усвоением материала могут служить отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которое может быть представлено в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. Основные идеи курса: — внутри- и межпредметная интеграция; — взаимосвязь науки и практики; — взаимосвязь человека и окружающей среды. Содержание курcа Тема 1. Физические принципы прикладной механики (2 ч) Условия равновесия тел, статика, принцип возможных перемещений, кинематические связи. Примеры и задачи. Тема 2. Механизмы, дающие выигрыш в силе (3 ч) Простые механизмы — наклонная плоскость, клин, рычаг, блок, ворот. Физические законы и технические принципы, приводящие к выигрышу в силе. История развития простых механизмов и примеры реализации принципов простых механизмов в современных устройствах и инструментах. Задачи и задания. Практическая работа «Проектирование, изготовление и испытание сложного простого механизма (например, сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз)». Теоретическое задание «Разработка простого механизма, дающего выигрыш в силе в нестандартное число раз (например, в 7 раз или в p раз), или теоретическое обоснование невозможности создания такого механизма на базе изученных законов механики». Тема 3. Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения) (3 ч) Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача, червячная передача, простейшие шарниры (как пример), коленчатый вал и др.). Технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Значение кинематической связи. История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах. Задачи и задания. Практическая работа «Проектирование, изготовление и испытание механизма преобразования движения с заданными параметрами». Тема 4. Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры — простые и великие) (6 ч) Карданный шарнир, дифференциал, шарнир Липкина–Посселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных угловых скоростей. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Роль кинематических связей при преобразовании движения в трёхмерном пространстве. История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах. Задачи и задания. Практическая работа «Проектирование и компьютерное моделирование, изготовление достаточно сложного механизма преобразования движения с заданными параметрами». Тема 5. Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (3 ч) Механизмы, использующие быстрое вращательное движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл. Гироскопы. Гиро аккумуляторы энергии. Теоретические основы и технические принципы использования быстрого вращательного движения в технических устройствах. История развития гиро механизмов и примеры их применения в современных устройствах. Задачи и задания. Практическая работа «Изучение гироскопа». Тема 6. Гидротехнические механизмы и устройства (3 ч) Гидромеханика. Водяное колесо, сифон и гидравлический пресс.Теоретические основы и технические принципы, работа гидромеханических устройств. История развития гидромеханики. Сифон Герона. Законы Архимеда, водопровод, акведуки. История водопровода и канализации. Применение гидромеханики в современных устройствах и инструментах. Задачи и задания. Практическая работа «Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства, например сифонного механизма подачи воды». Тема 7. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 (3 ч) Механизмы, преобразующие тепловую энергию в механическую. Тепловые машины. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой энергии в механическую. Принципы работы тепловых машин. Двигатели Карно. История развития тепловых машин. Первые тепловые машины и их применение. Паровые машины. Двигатели внутреннего сгорания. Современные тепловые машины и двигатели. Задачи и задания. Практическая работа «Изучение двигателя Стирлинга (или простейшего двигателя внутреннего сгорания)». Тема 8. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 (3 ч) Электромагнитные генераторы и электродвигатели. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой и механической энергии в электромагнитную и наоборот. Принцип обратимости. История развития электрогенераторов, электродвигателей и систем передачи электрической энергии на большие расстояния. «Война токов». Задачи и задания. Практическая работа «Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного электродвигателя». Тема 9. Сопротивление материалов и строительная механика (3 ч) Прикладная механика в строительстве. Строительные материалы конструкции. Их параметры и свойства. Теоретические основы физики прочности. Принципы расчёта параметров сопротивления материалов. Принцип арки. История развития строительной механики. Кирпич. Мосты и акведуки. Дороги. Задачи и задания. Практическая работа «Проектирование, расчёт прочностных характеристик, построение и испытание арки с заданными строительными параметрами». Тема 10. Механические колебания и их использование (3 ч) Механические колебания как эталон времени. Теоретические основы физики колебаний. История развития механизмов измерения времени. Анкерный механизм. Часы механические и электромеханические. Современные устройства точного измерения времени. Задачи и задания. Практическая работа «Изучение и математическое моделирование колебаний маятника на сложном подвесе». Тема 11. Научно-практическая конференция (2 ч) Обсуждение практических работ исследовательского характера и рефератов на тему о перспективах развития прикладной механики в будущем. Какие механизмы люди будут использовать через 100, 200 или 300 лет. Подведение итогов (круглый стол). Тематическое планирование Курс рассчитан на 34 ч (1ч в неделю), Тема Основное содержание Количество часов Тема 1. Физические принципы прикладной механики (2 ч) Физические принципы прикладной механики Условия равновесия тел, статика, принцип возможных перемещений, кинематические связи Задачи и задания Тема 2. Механизмы, дающие выигрыш в силе (3 ч) Физические законы и технические принципы, Механизмы, дающие приводящие к выигрышу в силе. История выигрыш в силе. Простые развития простых механизмов и примеры механизмы — наклонная реализации принплоскость, клин, рычаг, блок, ципов простых механизмов в современных ворот устройствах и инструментах Задачи и задания Практическая работа «Проектирование, изготовление Обсуждение практического задания и испытание сложного простого механизма Тема 3. Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы передачи вращательного и поступательного движения) (3 ч) Технические принципы, обеспечивающие Простые механизмы, преобразование поступательного и вращательного преобразующие движение (винт, движения с заданными входными и выходными шестерни, механизмы параметрами. Значение кинематической связи. передачи вращательного и Исто-рия развития механизмов преобразования поступательного движения) движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах Задачи и задания Практическая работа «Проектирование, изготовление и испытание механизма Обсуждение практического задания преобразования движения с заданными параметрами» Тема 4. Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры — простые и великие) (6 ч) Сложные механизмы, Теоретические основы и технические принципы, 1 1 1 .1 1 .1 1 1 1 преобразующие движение. Часть 1 Задачи и задания Практическая работа «Проектирование и компьютерное моделирование, изготовление достаточно сложного механизма преобразования движения с заданными параметрами» Сложные механизмы, преобразующие движение. Часть 2 обеспечивающие преобразование поступательного и вращательного движения с заданными входными и выходными параметрами. Роль кинематических связей при преобразовании движения в трёхмерном пространстве. 1 Обсуждение практического задания 1 Карданный шарнир, дифференциал, шарнир Липкина–Посселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных угловых скоростей. История развития механизмов преобразования движения и примеры их применения в современных устройствах и инструментах 1 Задачи и задания Практическая работа «Проектирование и компьютерное моделирование, изготовление достаточно Обсуждение практического задания сложного механизма преобразования движения с заданными параметрами» Тема 5. Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы) (3 ч) Велосипед и мотоцикл. Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии. Теоретические основы и технические принципы использования быстрого Механизмы, использующие вращательного движения в технических быстрое вращательное движение устройствах. История развития гиромеханизмов и примеры их применения в современных устройствах Задачи и задания Практическая работа «Изучение Обсуждение практического задания гироскопа» Тема 6. Гидротехнические механизмы и устройства (3 ч) Водяное колесо, сифон и гидравлический пресс. Теоретические основы и технические принципы, работа гидромеханических устройств. История Гидротехнические механизмы и развития гидромеханики. Сифон Герона. Законы устройства Архимеда, водопровод, акведуки. История водопровода и канализации. Применение гидромеханики в современных устройствах и инструментах 1 1 .1 1 .1 1 Задачи и задания Практическая работа «Проектирование, изготовление и испытание простого Обсуждение практического задания Гидромеханического устройства, например, сифонного механизма подачи воды» Тема 7. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 (3 ч) Механизмы, преобразующие тепловую энергию в механическую. Тепловые машины. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой Механизмы, преобразующие энергии в механическую. Принципы работы энергию. Часть 1 тепловых машин. Двигатели Карно. История развития тепловых машин. Первые тепловые машины и их применение. Паровые машины. Двигатели внутреннего сгорания. Современные тепловые машины и двигатели Задачи и задания Практическая работа «Изучение двигателя Стирлинга (или проОбсуждение практического задания стейшего двигателя внутреннего сгорания)» Тема 8. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 (3 ч) Электромагнитные генераторы и электродвигатели. Теоретические основы и технические принципы, обеспечивающие преобразование тепловой и механической энергии Механизмы, преобразующие в электромагнитную и наоборот. Принцип энергию. Часть 2 обратимости. История развития электрогенераторов, электродвигателей и систем передачи электрической энергии на большие расстояния Задачи и задания Практическая работа «Конструирование, изготовление Обсуждение практического задания и испытание простого униполярного электродвигателя» Тема 9. Сопротивление материалов и строительная механика (3 ч) Прикладная механика в строительстве. Строительные материалы и конструкции. Их параметры и свойства. Теоретические основы Сопротивление материалов и физики прочности. Принципы расчёта параметров строительная механика сопротивления материалов. Принцип арки. История развития строительной механики. Кирпич. Мосты и акведуки. Дороги Задачи и задания Практическая работа Обсуждение практического задания 1 .1 .1 1 1 1 1 1 .1 1 .1 «Проектирование, расчёт прочностных характеристик, построение и испытание арки с заданными строительными параметрами» Тема 10. Механические колебания и их использование (3 ч) Механические колебания как эталон времени. Теоретические основы физики колебаний. Механические колебания и их История развития механизмов измерения времени. использование Анкерный механизм. Часы механические и электромеханические. Современные механизмы точного измерения времени протекания процессов Задачи и задания Практическая работа «Изучение и математическое моделирование Обсуждение практического задания колебаний маятника на сложном подвесе» Тема 11. Научно-практическая конференция (2 ч) Обсуждение практических работ исследовательского характера и рефератов 1 1 .1 .2 Планируемые результаты освоения курса В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты. Учащийся научится: — на конкретных примерах описывать физические принципы, определяющие устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы; — раскрывать на примерах роль физики и механики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; — критически оценивать и интерпретировать физическую и техническую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; — устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе физических знаний. Учащийся получит возможность научиться: — формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально собственные гипотезы о механических особенностях работы устройств той или иной конфигурации и конструкции; — самостоятельно планировать и проводить эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием; — интерпретировать данные, полученные в результате проведения технического эксперимента; — прогнозировать возможность создания и функционирования тех или иных технических механизмов или устройств. Средства обучения и воспитания Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационнотелекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Список литературы 1. История изобретений и открытий (Вторая история человечества). Курс С.Е. Муравьева и А. Ольчака (НИЯУ МИФИ) на портале Coursera.ru 2. Калашников Н. П. Начала физики: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Н. П. Калашников, С. Е. Муравьев. — М.: Ойкумена, 2013.