Физика в нашем доме 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 9»

Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании
«Утверждено»
педсовета
директор
Протокол №1
школы-интернат №9
«27» августа 2020 г.
Приказ №82от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа
Физика в нашем доме
11 класс
Автор:
Учитель физики
Мельникова Г.М.

Г. Верхняя Салда
2020 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу физики (11 класс) "Физика в нашем доме" составлена в соответствии:
Программы по физике для 10-11 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом об
образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС
СОО). Примерной программы учебного курса (Шаталина А.В., Рабочие программы, Физика, 10-11
классы. – М.: Просвещение, 2017.), комплекта учебников Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский /
Под ред. Н.А.Парфентьевой, Физика. 10 класс. Базовый уровень– М.: Просвещение, 2017.),
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский / Под ред. Н.А.Парфентьевой, Физика. 11 класс. Базовый
уровень– М.: Просвещение, 2017.).
Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы
повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики
необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они
встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к
самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их
учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Элективный курс «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных
связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса
углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету.
Курс рассчитан на 34 часа.
Основная цель курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их
умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.
Задачи курса – создание условий для формирования и развития у школьников:
- интереса к изучению предмета физики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- выдвигать гипотезы;
- решать задачи практической направленности;
- отбирать необходимые для эксперимента приборы;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для
домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического
тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.
В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как
наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей,
отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.
2. Содержание учебного курса

Раздел 1. Измерительные приборы – 2ч
Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних
измерений.
Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и
весы).
Раздел 2. Законы механики – 6ч
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.
Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).
Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела,
имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и
площади опоры.
Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 4ч
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство
существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость
давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).
Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в
сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от
скорости течения жидкости.
Раздел 4. Теплота – 4ч
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.
Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных
материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении,
расширение тел при нагревании.
Раздел 5. Свойства электрического тока – 6ч
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.
Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.
Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с
током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.
Раздел 6. Звуковые явления – 6ч
Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).
Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).
Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных
материалов).
Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых
волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.

Раздел 7. Оптика — 4ч
Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление.
Применение линз в домашних оптических приборах.
Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход
лучей в поворотной и оборотной призмах.
Итоговое занятие — 2ч
3. Тематическое планирование
34 часа, 1 час в неделю.
№ п/п

1

2
3
4

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

Название раздела (темы)

Количество
часов
2
на 2

Раздел 1. Измерительные приборы
Устройство, действие и назначение различных приборов
конкретных примерах домашних измерений.
Раздел 2. Законы механики
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере
работы домашних приборов.
Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия
различных ножей, ножниц).
Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости
тел. Итоговый тест.
Раздел 3. Механика жидкостей и газов
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов,
водопровода).
Доказательство существования атмосферного давления (для
объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления
движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения
действия пульверизатора). Провер.тест
Раздел 4. Теплота
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции,
теплопроводности и излучения.
Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. Тест.
Раздел 5. Свойства электрического тока
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия
различных нагревательных приборов.
Механическое действие тока. Магнитное действие тока.
Основы радиопередачи и радиоприема. Тест
Раздел 6. Звуковые явления
Природа звука и его основные характеристики (на примере
музыкальных инструментов).
Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки.
Реверберация («комнатное эхо»).
Распространение звука в различных средах (для объяснения действия
звукоизоляционных материалов). Итоговый тест.
Раздел 7. Оптика
Отражение света от зеркал.
Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление.

6
2
1
3
4
2
2

4
2
2
6
1
2
3
6
1
2
3
4
2

17







1.
2.
3.
4.

Применение линз в домашних оптических приборах. Тест.
Итоговое занятие
ИТОГО

2
2
34

Список литературы
И. С. Якиманская. Технология личностно ориентированного образования. Москва. 2010.
М. К. Аракелян, Л. И. Вайнштейн. Электробезопасность в жилых зданиях. Москва.
«Энергоатомиздат» 2016.
И. Л. Юфанова. Занимательные вечера по физике в средней школе. Москва. «Просвещение», 2010.
А. С. Иванов, А. Т. Проказа. Мир механики и техники. Москва. «Просвещение».2017.
А. В. Аганов и др. Физика вокруг нас. Сборник качественных задач по физике. Москва. «Дом
педагогики». 2018.
 Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М.; Наука, 2015
Интернет ресурсы
http://www.csu.ru/r
http://hrc.edu.ru/est/
http://Interneturok.ru
http://galileo-tv.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».