Финансовая грамотность. Цифровой мир 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 9»
Согласовано
на заседании МСШ
Протокол №1
№9
«27» августа 2020 г.
2020 г.

Рассмотрено на заседании
педсовета
Протокол №1
«27» августа 2020 г.

«Утверждено»
директор
школы -интернат
Приказ №82от «31» августа

Рабочая программа
Финансовая грамотность.
Цифровой мир
10 класс
Автор:
Учитель истории и обществознания
Бызова И.С.

Г. Верхняя Салда
2020 г.

Пояснительная записка
Количество часов в год, по четвертям.
В учебном плане на изучение курса финансовой грамотности в 10 классе выделен 1 час в
неделю.34 урока в год: 16 часов в первом полугодии, 18 часов во втором полугодии.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Постоянное взаимодействие современного человека с финансовыми институтами, которое
начинается ещё в детстве, повышение уровня решаемых задач по мере взросления вызывает
необходимость формирования базовых знаний и умений, которые позволят выпускнику школы
принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы,
своевременно распознавать финансовые мошенничества.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 класса является логическим продолжением программы
формирования финансовой грамотности, разработанной для учащихся основной школы.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 класса лежит системно-деятельностный
подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это
позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации
внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 класса тесно переплетается с общеобразовательными
предметами, изучаемыми в школе. Такая связь позволит добиться от учащихся не только более
глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при
изучении других предметов, применять полученные знания в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике,
математике, обществознанию и другим обще-образовательным предметам. Наиболее тесно
образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Перечень
предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых
знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный
опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
Курс 10 класса предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием
финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают
вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса 10 класса рассматриваются
такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг. Учащиеся
должны научиться основам взаимодействия с разнообразными финансовыми институтами в
процессе формирования накоплений, получения кредитов, страхования личных и имущественных
рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию
финансового характера, ориентироваться в перечне предлагаемых финансовых продуктов,
осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Кроме того курс
предполагает формирование умений прогнозирования возможных последствий принимаемых
финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении
финансовых операций.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Данная рабочая программа по истории разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования
(приказ № 1089 от 05.03.2004г.);
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ
от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
планов для образовательных учреждений РФ»);
- Учебной программы финансовой грамотности для общеобразовательных организаций 10-11
классы: Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.; М.: ВАКО, 2018. (Учимся разумному
финансовому поведению).
Учебной программы финансовой грамотности для общеобразовательных организаций 10-11
классы, СПО / В. М. Солодков, В. Ю. Белоусова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Требований образовательной программы МБОУ СШ№1.
Цели и задачи.
Цели обучения:

- развитие социального мышления личности обучающегося;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или
самообразования;
Задачи обучения:
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей
деловой этики;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения курса:
•
способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
•
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом
рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения,
принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
•
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
•
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по
вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
•
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой
жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию
достижения финансового благополучия;
•
способность осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в
рамках занятий по финансовой грамотности.
Интеллектуальные (метапредметные) результаты освоения курса:
•
умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
•
умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
•
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых
проблем;
•
умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
•
умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
Предметные результаты освоения курса:
•
владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит;
ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор
на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни;
страховой случай.
•
владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и
ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы, особенностях
банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в

банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых рисков и способах
минимизации их последствий для семейного бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их
специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них.
Структура документа
Специфика программы
Курс финансовой грамотности в 10 классе состоит из четырех разделов. Каждый раздел имеет
целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и
определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни.
Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Основные содержательные линии курса.
Раздел I. Банковские продукты. (16 часов).
Пластиковые карты. Механизм действия системы электронных расчетов. Пластиковые карты:
личные (выдаются частным лицам) и корпоративные (выдаются юридическим лицам).
1) магнитные карты. 2) электронные многофункциональные карты: микропроцессорные:( карты
памяти (memory cards); интеллектуальные карты (smart cards); суперинтеллектуальные карты
(supersmart cards)); лазерные. Положительные и отрицательные стороны применения пластиковых
карт. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях.
Пользователи систем электронных банковских услуг на дому. Система «Клиент - Банк».
Раздел II. Расчетно-кассовые операции. (5 часов).
Платежная система. Платежный оборот – процесс непрерывного движения средств платежа во
всех формах (денежные средства – наличные и безналичные, чеки, сертификаты, векселя,
платежные карточки и пр.) Денежный оборот – составная часть платежного оборота, процесс
непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной форме. Денежное обращение
– часть денежного оборота, налично-денежный оборот – переход денежных знаков от одних
субъектов к другим. Безналичный оборот денег в современных условиях. Безналичный оборот
(расчеты). Принципы организации безналичных расчетов. Виды счетов. Документы для открытия
счета. Закрытие счета.
Раздел III. Инвестиции. (7 часов).
Понятие инвестиции. Экономическая сущность инвестиций. Значение инвестиций в народном
хозяйстве. Кругооборот инвестиций в экономике. Классификация инвестиций. Понятие
инвестиционного процесса. Структура инвестиционного процесса. Участники инвестиционного
процесса.
Раздел IV. Страхование. (6 часов).
Виды страхования в России. Субъекты страхования. Объекты страхования. Составление договора
страхования. Исключения из страхового покрытия. Виды страхования. Страховая сумма,
страховой тариф, страховая премия (ВЗНОСЫ). Срок страхования, порядок исполнения и
прекращения договора страхования. Страховые компании и их выбор.
Календарно - тематический план.
п/
Тема
КолФорма занятия
№
во
Лекция
Тестирование
Практикум
часов
11
2
3
1
Банковские продукты
16
3
1
1
2
Расчетно-кассовые
5
операции
5
1
1
3
Инвестиции
7
5
1
4
Страхование
6
34
Виды и форма организации познавательной деятельности в учебном процессе.
Использование межпредметных связей (история, география, обществознание, английский язык)
в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и
достижения более высокого уровня владения навыками. На уроках параллельно применяются
общие и специфические методы, связанные со спецификой курса основ финансовой грамотности:

 словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником,
финансовым документом);
 наглядные методы (демонстрация фото и кинодокументов, презентаций);
 практические методы (устные и письменные проблемные задачи);
 проблемное обучение;
 метод проектов;
 ролевой метод.
Основные типы уроков:
 урок изучения нового материала;
 урок контроля знаний;
 обобщающий урок;
 практикум
 комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, индивидуальная и
групповая. Особыми видами познавательной деятельности обучающихся, обусловленными
спецификой предмета являются:
 лекция-беседа (10-15% учебного времени) может быть использована для введения
учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности
строится на
применении педагогического метода проблематизации. Формы лекций как
трансляции знаний и постановки проблем:
– просмотр документальных и художественных фильмов, видеолекций ведущих экономистов,
политиков, бизнесменов;
– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными
служащими.
 практикум - ведущая форма организации познавательной деятельности учащихся 10
классов обусловлена важностью развития навыков самостоятельной поисковой деятельности,
получения опыта
выполнения несложных финансовых действий. Формы практикумов:
индивидуальная и групповая поисково-исследовательская работа, направленная на поиск
финансовой информации из различных источников; назначение – отработка практических умений
и формирование компетенций в сфере финансов.

деловая игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, т. к. позволяет в
смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения
с финансовыми институтами. Цель: получение минимального опыта в игре в реальности позволяет
более уверенно себя чувствовать и адекватно вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

семинар используется для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений.
Примерная структура семинара в 10 классе:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (обсуждение понятий, выработка оптимальных
решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
Семинары могут использоваться во внеурочной деятельности и принять форму дискуссионного
клуба для обсуждения широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся
как 9, так и 10–11 классов, учителей и администрации, привлечённых экспертов (политики,
бизнесмены, государственные служащие и др.).
Контроль знаний предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении,
как отдельных разделов, так и всего курса права в целом, коррекцию освоенных знаний;
осуществляется как в традиционных формах, так и в интерактивных:
– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение
метапредметными умениями);
– устный опрос;
– викторина;
– конкурс;
– творческий отчёт;
– защита проекта;

– защита исследовательской работы;
– написание эссе;
– решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется
программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения
учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся
Специфика контроля знаний, умений и компетенций, в первую очередь, практические навыки,
требует определённой системы мониторинга с выделением чётких критериев.
Цель текущего контроля - оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания
обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов.
Текущий контроль может проводиться как в рамках практикумов (в форме тестирования, решения
практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций), так и в
рамках обучающих деловых игр.
Цель итогового контроля - мониторинг выполнения требований к личностным, интеллектуальным
и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения
тематического теста, выполнения тематического задания, решения практических задач, защиты
проектов и других интерактивных форм презентации учебных достижений.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
•
усвоение
и
надлежащее применение алгоритма
решения
поставленной задачи;
•
достижение результата
или
оценивание существующих
альтернатив;
•
обоснование выбора одной из
альтернатив.
Выполнение всех критериев - оценка «отлично», незначительные отклонения – оценка «хорошо»,
в остальных случаях – «удовлетворительно».
Критерии оценки предметных знаний и умений:
•
оценка «отлично» - глубокое и прочное усвоение программного материала курса,
исчерпывающее, последовательное, чёткое и логически стройное его изложение, умение
увязывать теорию с практикой, выполнение более 90% заданий;
•
оценка «хорошо» - твёрдое знание материала курса, грамотное и по существу его
изложение, выполнение 70% заданий;
•
оценка «удовлетворительно» - знания только основного материала, без усвоения его
деталей, неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в
изложении вопросов, выполнение отдельных заданий, более 50% ;
•
оценка «неудовлетворительно» - не знает значительной части программного материала,
выполнение менее 50% заданий.
Критерии оценки участия в учебной игре:
•
соблюдение регламента
игры;
•
достижение планируемого результата;
•
умение выбирать
необходимую информацию из
различных
источников;
•
умение использовать полученную информацию для
принятия решений;
•
умение излагать
основные
положения, аргументировано
отстаивать свою
точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов,
отвечать на вопросы.
Соблюдение всех критериев - оценка «отлично», незначительные отклонения –«хорошо», в
остальных случаях –«удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
•
актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
•
постановка цели проекта;
•
формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их
реализации;
•
оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
•
полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её
решения в проекте;
•
соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:

•
убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
•
использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
•
умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
•
соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев - оценка «отлично», незначительные отклонения –«хорошо», в
остальных случаях - возможность доработать проект.

Управление
личными
финансами и
выбор банка

1

Банковские
вклады

1

Договор
банковского
вклада.
Страхование
вкладов.

1

Проценты по
вкладу

2

1

2

3

4-5

Элементы содержания

Планируемые результаты
освоения программы

Раздел 1. Банковские продукты ( 16часов).
Комбиниро Личные
финансы, Характеризовать механизм
ванный с
сбережения,
заёмщик, взаимо-действия
актуализац
кредитор,
кредитно- коммерческих
банков
и
ией знаний
финансовые посредники, Центрального
банка,
банковская
система, ключевых
банковских
коммерческий
банк, операций с населением.
Центральный банк
Находить и анализировать
инфор-мацию
о
видах
лицензий
коммерческих
банков
Комбиниро Виды
банковских Определять
цели
ванный
вкладов (текущие, до сбережений,
востребова-ния).
аргументировать
их
Договор
банковского необходимость. Сравнивать
вклада.
Страхование виды банковских вкладов.
депозита, размер вклада Определять существенные
и размер страхового пункты
договора
Практикум
покрытия.
банковского вклада, его
значимость,
возможные
риски размещения денежных
средств
в
иных
организациях.
Характеризовать
роль
страхования
банковских
Комбиниро Проценты по вкладам
депозитов,
рассчитывать
ванный
(простые и сложные)
Практикум
Основные понятия: бан- размер вклада, чтобы он при
ковский процент, вклад- заданной процентной ставке
чик, договор банковского целиком покрывался АСВ.
вклада, срок вклада,
вклад до востребования,
срочный вклад, формула
сложных процентов, формула простых процентов,
валюта вклада

Вид
контро
ля

Тема урока

Тип
урока

№

Кол-во
часов

Тематическое планирование по основам финансовой грамотности

Опрос,
Задание с
использова
нием
Интернет

Опрос,
сравнитель
ная таблица
Решение
практическ
их задач

Решение
задач по
начислению
банковского
процента

6

Альтернатива
банковским
вкладам.
Сберегательн
ые
сертификаты,
покупка золота, валютные
риски

1

Комбиниро
ванный с
элементами
практикума

Сберегательные
сертификаты,
драгоценные
металлы,
иностранная валюта.

Финансовые
пирамиды.
Микрофинанс
овые
учреждения.

1

Практикум

Финансовая
пирамида
как вид мошенничества.
Микрофинансовые
учреждения. Микрофинансирование
в
РФ.
Финансовый омбудсмен.
Private Banking - банк для
богатых.

Сбережение
личных
финансов

1

Обобщение
и контроль
знаний

Основные
положения
изученных тем.

Кредитные
продукты
банков

2

Комбиниро
ванный
Практикум

Виды кредитов. Ставки
по кредитам. Важные
моменты
кредитного
договора.
График
погашения
кредита.
Аннуитетный
платеж.
Риски кредитования.

Ипотечные
продукты
банков.

2

Изучение
нового
материала

Ипотечный кредит, его
полная
стоимость.
Аннуитетный
платеж.
Поручительство, его правовое
содержание
и
ответственность поручителя. Досрочное погашение. Невозврат ипотечного кредита.

7

8

9 - 10

11 12

Характеризовать
сберегательные
сертификаты,
золото,
иностранную валюту как
альтернативы
банковским
вкладам,
выяснить
их
принципиальное отличие от
вклада. Систематизировать
информацию о возможных
альтернативах, указав их
сильные и слабые стороны, в
форме кластера.
Выяснить
схему работы
финансовой
пирамиды,
возможные риски участия в
них. Определить отличия
банка и микрофинансовых
учреждений; рас-считывать
стоимость кредита от микрофинансовой
организации.
Находить и анализировать
информацию, в том числе в
Интернет, систематизировать
выводы в схеме, кластере,
сравни-тельной таблице( на
выбор учащегося)
Создавать и реализовывать
само-стоятельные проекты;
проводить самостоятельное
исследование; гене-рировать
идеи, создавать научнопублицистические
тексты;
находить
актуальную
информацию
в
сети
Интернет
для
решения
финансовых задач.
Характеризовать
виды
кредитов, способы поиска
необходимого
кредита;
сравнить
условия,
предлагаемые на рынке.
Планирование графика погашения по кредиту с учётом
доходов. Проанализировать
и
сравнить
риски
кредитования и длительного
накопления, сформулировать
аргумен-тированное мнение
по проблеме, участвовать в
дискуссии.
Характеризовать ипотечные
кредиты
как
вариант
быстрого
решения
жилищного
вопроса,
определять его отличия от
других
кредитов.
Рассчитывать
полную
стоимость
ипотечного
кредита.
Анализировать
правовую информацию по
ипотечному кредитованию

Кластер
«Альтернат
ива
банковским
вкла-дам».
Решение
задач.

Итоги
практикума
схема,
кластер,
сравнитель
ная таблица
(на выбор)

Тестирован
ие, защита
индивидуал
ьных и
групповых
проектов

Опрос,
участие в
коммуникат
ивном
семинаре

Анализ
экономичес
ких и
правовых
документов.
Решение
задач

Актуальные
вопросы
обслуживания
кредита

2

Комбиниро
ванный
Практикум

Стоимость
кредита.
Поручительство, залог.
Банковские
комиссии.
Кредитная история, её
формирование.
Снижение
ставки по
кредиту,
рефинансирование. Возможные последствия. просрочки или непогашение
кредита.
Вопросы
налого-обложения
при
получении кредитов.

Кредитные
продукты
банков

2

Обобщение
и контроль
знаний

Основные
положения
изученных тем.

13-14

15-16

Рассчитывать
стоимость
кредита,
выяснить
возможности
снижения
ставки по кредиту и его
рефинансирование.
Характеризовать возможные
банковские
комиссии.
Определять
место
поручительства и залога при
кредитовании,
значимость
хорошей кредитной истории.
Анализировать
правовую
информацию по вопросам
ответственности заемщика и
налогообложения.
Создавать и реализовывать
само-стоятельные проекты;
проводить самостоятельное
исследование; генерировать
идеи, создавать научнопублицистические
тексты;
находить
актуальную
информацию
в
сети
Интернет
для
решения
финансовых задач.

Работа
с
источникам
и, решение
задач.

Тестирован
ие, защита
индивидуал
ьных
и
групповых
проектов

Раздел 2. Расчетно-кассовые операции. (5 часов).
Банковские
платежные
карты

1

Изучение
нового
материала

Банковские
платежные
карты
как
средства платежа:
практические
аспекты.

2

Комбиниро
ванный
Практикум

Платежные
услуги банков

1

Практикум

Банковские
операции
через
мобильный
банкинг
и
интернет-банкинг

1

Практикум

17

18-19

20

21

Банковские карты, их
виды. Риски при использовании карт. Льготный
период по кредитной
карте. Овердрафт.
Платёжные
системы.
Комиссии,
стоимость
обслуживания
банковских карт. Информация
банка о балансе карты и
трансакций. Подарочные
карты и их использование.
Электронный
кошелёк.

Характеризовать
виды
банковских
карт,
особенности
их
использования
как
платежных
средств.
Выяснить условия получения
банковских карт, риски их
использования. Сравнивать
расчеты
наличными
и
банковскими
картами,
определять плюсы и минусы.
Характеризовать различные
платежные
системы,
алгоритм
использования
банковских карт.

Опрос,
сравнитель
ная таблица
«Банковски
е карты».

Банковские
переводы.
Комиссии.
Банковские
операции
через
банкоматы. Платёжные
терминалы.
Услуга
«личный
кабинет»
в
банке.
Управление счетом через
мобильный телефон.

Выяснить
алгоритм
и
условия
банковских
переводов,
особенности
проведения операций через
банкоматы и платежные
терминалы.
Выяснить особенности и
возможности использования
«личный кабинет» в банке и
управления счетом через
мобильный телефон.

Опрос .

Раздел 3. Инвестиции. (7 часов).

Памятка
безопасност
и.

Решение
задач.

Финансовые
риски
и
стратегии
инвестировани
я

1

Изучение
нового
материала

Что
такое
ценные
бумаги,
какими
они
бывают

1

Комбиниро
ванный

Граждане на
рынке ценных
бумаг

1

Комбиниро
ванный

Зачем нужны
паевые
инвестиционн
ые фонды

1

Изучение
нового
материала

Фондовый
рынок

2

Обобщение
и контроль
знаний

22

23

24

25

26-27

Понятие
инвестиции.
Экономическая сущность
инвестиций.
Значение
инвестиций в народном
хозяйстве. Кругооборот
инвестиций в экономике.
Классификация инвестиций. Понятие инвестиционного
процесса.
Структура
инвестиционного процесса.
Рынок ценных бумаг,
финансовый рынок, долевые и долговые ценные
бумаги, обыкновенные и
привилегированные акции, дивиденд, уставный
капитал
компании,
акцио-нер,
облигации,
дисконт,
купонные выплаты по
облигациям,
вексель,
доходность
ценной
бумаги.
Участники инвестиционного процесса; активные
и пассивные инвесторы,
инвестиционный портфель, структура инвестиционного
портфеля,
диверсификация активов,
срок инвестирования,
риск, доходность, технический и фундаментальный анализ, коллективные инвестиции.
Паевые инвестиционные
фонды (ПИФы), пай,
открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый
ПИФ, управляющая компания,
доверительное
управление

Основные
положения
изученных тем.

Выяснить
особенности
инвестирования
как
стратегии
сохранения
и
накопления
личных
финансов.
Различать
стратегии инвестирования с
т.зр.
доходности..
Характеризовать
отличия
видов
ценных
бумаг,
проводить предвари-тельные
расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги;
определять
структуру
инвестиционного портфеля;
рассчитывать необходимые
показатели эффективности
работы на фондовом рынке.
Оценивать
необходимость
осуществления
операций
с
ценными
бумагами
в
зависимости от жизненных
обстоятельств
и
общеэкономической
ситуации в стране; выбирать
наиболее
оптимальный
вариант инвестирования в
конкретных экономических
ситуа-циях.
Анализировать финансовую
инфор-мацию, участвовать в
дискуссии по проблемам
финансовых рисков

Опрос,
анализ
финансовой
информаци
и

Анализировать информацию
о
ПИФах
на
сайтах
управляющих
компаний.
ориентироваться в видах
коллективных инвестиций;
оценивать недостатки и
преимущества
инвестирования в ПИФы,
затраты, сопряжённые с данным инвестированием.
Создавать и реализовывать
само-стоятельные проекты;
проводить само-стоятельное
исследование; генери-ровать
идеи, создавать научнопублицистические
тексты;
находить
актуальную
информацию
в
сети
Интернет
для
решения
финансовых задач.

Решение
задач

Раздел 4. Страхование. (6 часов).

Терминолог
ическая
работа,
решение
практическ
их задач

Работа
с
источникам
и, решение
задач.

Тестирован
ие, защита
индивидуал
ьных
и
групповых
проектов

Страховой
рынок России:
коротко
о
главном

1

Изучение
нового
материала

28

29

Страхование
имущества:
как защитить
нажитое
состояние

1

Комбиниро
ванный

Здоровье
и
жизнь –
личное
страхование

1

Комбиниро
ванный

Если нанесён
ущерб третьим
лицам

1

Комбиниро
ванный

Страхование,
страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор
страхования, страховой
полис, правила страхования, страховая премия,
объект
страхования,
стра-ховой
риск,
страховой
случай,
страховая выплата.
Страхование имущества,
автострахование
(автокас-ко), аварийный
комиссар, агрегатная и
неагригатная страховая
суммы,
фран-шиза.
Правила
страхова-ния
имущества, роль имущественного страхования
в сохранении семейного
бюджета, условия автострахования. Личное, накопительное, рисковые,
медицинское страхования. Обязательное и
добровольное страхование, выкупная сумма.

30

31

Страхование
гражданской
ответственности,
обязательное
и
добровольное
страхование гражданской
ответственности, третье
лицо, ОСАГО, ДСАГО,
страхование гражданской
ответственности владельцев жилых помещений.

Выяснить
структуру
и
особенности
страхового
рынка в России. Определять
основных
участников
страховых отношений и
алгоритм
действий
при
наступлении
страховых
случаев, пони-мать основные
идеи
страхования
как
способа
возмещения
финансовых
потерь
от
неблагоприятных событий,
определять
жизненные
ситуации,
при
которых
страхование может дать
положительный
эффект.
Характеризо-вать принципы
организации
страховых
отношений,
функции и
обязанности их основных
участников, порядок действий
страхователя
при
наступлении
страхового
случая.
Определять
основания
отказа страховщиком в страховых
выплатах;
необходимость стра-хования
как
способа
снижения
нагруз-ки
на
семейный
бюджет.
Оценивать
соответствие
условий
страхования
кон-кретным
потребностям страхователя.
различать виды страхования
иму-щества. Осуществлять
поиск
информа-ции
на
сайтах страховых компаний
о предлагаемых страховых
продуктах.
Понимать суть страхования
граждан-ской
ответственности
и
его
возмож-ности;
характеризовать
организацию
страхования
гражданской
ответственности в России, перечень
страховых
случаев
по
договору
страхования
гражданской
ответственности. Выяс-нить
особенности осуществления
стра-ховой
выплаты
по
договору
страхо-вания
ответственности; основания
отказа в страховых выплатах.
Произво-дить
примерный
расчёт стоимости до-говора
страхования
гражданской
ответ-ственности.
гражданской
ответственности.

Опрос,
анализ
данных о
страховых
компаниях

Опрос,
анализ
страхо-вых
полисов

Доверяй,
но
проверяй:
несколько
советов
по
выбору
страховщика

1

Комбиниро
ванный

Критерии
выбора
страховой
компании,
лицензия на ведение
стра-ховой деятельности,
страховой
портфель,
надёжность
страховой
компании, обоснованный
и необоснованный отказ
в страховой выплате.
знание
основ
правильного
выбора
страховой компании посредством оценки ряда
параметров
её
деятельности.

Страхование

1

Обобщение
и контроль
знаний

Основные
раздела

положения

Итоговое
обобщение
курса
10
класса

1

Обобщение
знаний
курса

Основные
курса

положения

32

33

34

Понимать
необходимость
выбора
надёжного
страховщика в целях сохранения семейного бюджета.
Характери-зовать показатели
надёжности
страхо-вой
компании,
источники
информации для проведения
оценки
надёжности
страховой
компании;
обоснованность
и
необоснованность отказа в
страховой
выплате.
Определять алгоритм действий
страхователя
при
необоснованном отказе в
страховой
выплате.
Находить информацию для
проведения
оценки
надёжности
страховой
компании.
определять
надёжность
страховой
компании;
критически
относиться
к
активной
рекламе страховых продуктов, принимать решения о
страховании
на
основе
анализа ситуации.
Создавать и реализовывать
само-стоятельные проекты;
проводить само-стоятельное
исследование; генери-ровать
идеи, создавать научнопублицистические
тексты;
находить
актуальную
информацию
в
сети
Интернет
для
решения
финансовых задач.

Памятка по
выбору
страховой
компании

Тестирован
ие, защита
индивидуал
ьных
и
групповых
проектов

Библиографический список
Основная литература
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–
11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению»).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: метод. реком. для
учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению»).
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.. (Дополнительное
образова-ние: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
Дополнительная литература
1. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
2. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).

3. Биткина И.К., Брехова Ю.В.Думай о пенсии смолоду. Волгоград: Изд-во Волгоградского
филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
4. Брехова Ю.В.Атлас «Финансовый путеводитель». Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала
РАНХиГС, 2016.
5. Брехова Ю.В.Как распознать финансовую пирамиду. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС,
2011.. (Простые финансы).
6. Брехова Ю.В.Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаём!: метод. пособие для
педагогов. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016.
7. Брехова Ю.В.Финансовые приключения друзей в стране под названием Гденьги: сборник
сценариев. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016.
8. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б.Как вернуть налоги в семейный бюджет. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
9. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б.Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Волгоград: Издво Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
10. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б.Электронный кошелёк для расчётов в Интернете. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. (Простые финансы).
11. Голева Е.В., Брехова Ю.В.Страховой полис: роскошь или необходимость. Волгоград: Изд-во
ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. (Простые финансы).
12. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих
профессионалов в сфере финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во
Волгоградского фи-лиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013.
13. Энциклопедия личных финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013.
Интернет-источники
1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнес-Консалтинг».
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых
исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития РФ
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли РФ
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ
13. www.minfin.ru — Министерство финансов РФ
14. www.cbr.ru — Центральный банк РФ.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю.рф
21. вашифинансы.рф
22. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
23. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
24. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
25. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
26. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
27. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ.
яз.)
28. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология.
Менеджмент»
29. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
30. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики

31. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
32. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».