Положение о библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ

о библиотеке
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Общеобразовательная школа – интернат №9»
1.Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Закона «О библиотечном деле», на основании
Приказа от 1 марта 2004 г. № 2/2 «Об основных направлениях
совершенствования образования РФ», в соответствии с ФГОС, СанПиН,
Устава образовательного учреждения; на основании Федерального закона №
114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии
со статьей 13 Закона о запрещении массового распространения
экстремистской литературы; Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ
(ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию".
1. 2. Библиотека общеобразовательного учреждения, участвует в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.3. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании общеобразовательного
учреждения.
1.4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с
целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,

постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего
органа
управления
образованием,
уставом
общеобразовательного
учреждения,
положением
о
библиотеке,
утвержденном директором общеобразовательного учреждения.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке
общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.
1.8. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность
и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотеки:
а) формирует
фонд
библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами

и банками данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном
учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного
учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю общеобразовательного учреждения;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся
(просмотр
видеофильмов,
CD-дисков,
презентации
развивающих
компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного
дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их
наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в

области педагогических инноваций и новых технологий;
•
содействует
профессиональной
компетенции,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства
общеобразовательного
учреждения
по
вопросам
управления
образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области
создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц
и т.п.);
•
способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной культуры; является базой для проведения практических
занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит
с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном
учреждении
обязательно.
Частичная
централизация
библиотечнобиблиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях
проводится по приказу органов управления образованием.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из
бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материальнотехнической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности
имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом
учреждения.
4.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного
учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры
Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и уставом общеобразовательного учреждения.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель общеобразовательного учреждения.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и
руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными

обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
5.4. Библиотекарь назначается руководителем общеобразовательного
учреждения,
может
являться членом педагогического коллектива и
входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления образованием, учреждения системы переподготовки и
повышения квалификации, регионального информационного центра.
5.6.
Библиотекарь
разрабатывает
и
представляет
руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б)структуру
и
штатное
расписание
библиотеки,
которые
разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением
о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с
использованием «Межотраслевых норм времени на процессы,
выполняемые в библиотеках»
в) планово-отчетную документацию;
г) технологическую документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного
учреждения регламентируется его уставом.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
5.10.Работник
библиотеки
может
осуществлять
педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе.
5.11.Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного
учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работник библиотеки имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
общеобразовательного
учреждения
и
положении
о
библиотеке
общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
общеобразовательного
учреждения,
утвержденными
руководителем
общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским
комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного
учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок,
доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу,
не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в
порядке, определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работник библиотеки обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых
библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем
общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в
библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по
паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1
месяц;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
36. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале;
7.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к
ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».