Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, авторской программы Критской Е.Д. «Музыка». –М.: Просвещение, 2011.
Общие цели и задачи курса.
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в
многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей
и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие
музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно –
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности:
пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально
- пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Предмет музыка в 1-4 классе начальной школы имеет целью введение детей в
многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей
и задач:
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических
чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения
учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха
на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших
образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование
опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого
голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического
пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального
искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет
функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми
содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления
детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных
трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных
сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности
музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления
детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы
общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в
составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены
нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урокэкскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический,
итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной
работы, тестирования.
Описание места учебного предмета «Музыка»
На изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч.
В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели)
Во 2—4 классах на уроки музыки отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в
каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического
пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального
искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет
функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми
содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления
детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных
трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных
сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности
музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления
детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы
общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в
составлении программы итогового концерта.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, культур. народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных
стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные
способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с щелями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные
программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации,
работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и
стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально
откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах
деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового
и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира
2. Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народ-нос творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, се выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и
др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие
представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы
(хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для
общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С.
Шмагиной: • Музыка. 1 класс*, «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
3. Тематическое планирование
1 КЛАСС
ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ
РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК
ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
Форма
урока
Планируемые результаты
Музыка вокруг нас - (16ч)
1
И муза вечная со мной!
1
ВУ
Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий
«Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки,
соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками.
Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное
произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике.
2
Хоровод муз.
1
ОНЗ
Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение
музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему
признаку. Давать определения общего характера музыки.
3
Повсюду музыка слышна.
1
ОНЗ
Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать
участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
4
Душа музыки – мелодия.
1
РУ
Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на
характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.Определять и сравнивать
характер, настроение в музыкальных произведениях.
5
Музыка осени.
1
РУ
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном
6
Сочини мелодию.
1
РУ
Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять
упражнения.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений,
эмоциональную отзывчивость.
7
Азбука, азбука каждому нужна…
Музыкальная азбука.
1
РУ
Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма,
изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать
мелодию песни.
8
Музыкальные
инструменты
(дудочка, рожок, гусли, свирель)
1
ОНЗ
Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять
отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать
настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего
характера музыки.
9
Музыка вокруг нас (обобщение).
1
РУ
10
«Садко» (из русского былинного
сказа).
1
ОНЗ
Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.
Создавать собственные интерпретации.
Исполнять знакомые песни.
Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности
музыки в прозвучавших литературных фрагментах.
Определять на слух звучание народных инструментов.
11
Музыкальные
(флейта, арфа).
инструменты
1
РУ
Распознавать духовые и струнные инструменты.
Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов.
Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.
Находить сходства и различия в инструментах разных народов.
12
Звучащие картины.
1
РУ
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Узнавать музыкальные инструменты по изображениям.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать
паузы, понимать дирижерские жесты.
13
Разыграй песню.
1
РУ
Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять
исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии
стихотворного текста.
Находить нужный характер звучания.
Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
14
Пришло Рождество, начинается
торжество.
1
РУ
Соблюдать при пении
товарищей.
певческую установку, петь выразительно, слышать себя и
Вовремя начинать и заканчивать пение.
Понимать дирижерские жесты.
15
Родной обычай старины. Добрый
праздник среди зимы.
1
РУ
Узнавать освоенные музыкальные произведения.
Давать определения общего характера музыки.
Принимать участие в играх, танцах, песнях.
16
Музыка вокруг нас (обобщение).
1
РУ
Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.
Создавать собственные интерпретации.
Исполнять знакомые песни.
1
ОНЗ
Музыка и ты – (17ч)
17
Край, в котором ты живешь.
Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине.
Различать выразительные возможности – скрипки.
18
Поэт, художник, композитор.
1
ОНЗ
Воспринимать художественные образы классической музыки.
Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.
Давать определения общего характера музыки.
Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
19
Музыка утра. Музыка вечера.
1
РУ
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться
чувством сопереживания природе.
Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать,
различные жанры музыки.
20
Музыкальные портреты.
1
РУ
Вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
На слух определять характер и настроение музыки.
Соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
21
Разыграй сказку (Баба-Яга.
Русская сказка).
1
РУ
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального
сочинения: изобразительные и выразительные.
22
У каждого свой музыкальный
инструмент.
1
РУ
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального
сочинения.
Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
23
Музы не молчали.
1
РУ
Определять характер музыки и передавать ее настроение.
Описывать образ русских воинов.
Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать.
24
Мамин праздник.
1
РУ
Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру
песни, импровизировать.
.
25
Музыкальные инструменты.
1
РУ
Сравнивать звучание музыкальных инструментов.
Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.
Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
26
Чудесная лютня (по алжирской
сказке).
1
РУ
Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее
воздействия.
Обобщать характеристику музыкальных произведений.
Воспринимать художественные образы классической музыки.
Расширять словарный запас.
Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.
27
Звучащие картины. Обобщение
материала.
1
РУ
Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям,
сочинениям.
Создавать собственные исполнительские интерпретации.
28
Музыка в цирке.
1
РУ
.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом
движении.
29
Дом, который звучит.
1
РУ
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального
сочинения.
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике.
30
Опера-сказка.
1
ОНЗ
Называть понравившееся произведение, давая его характеристику.
Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
31
Ничего на свете лучше нету…
1
ОНЗ
Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
32
Афиша. Программа. Твой
музыкальный словарик.
1
РУ
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного
праздника
33
Музыка и ты. Обобщение
материала.
1
ИУ
Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям,
сочинениям.
Создавать собственные исполнительские интерпретации.
2 КЛАСС
ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ
РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК
ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
Форма
урока
Планируемые результаты
Россия — Родина моя (3ч)
1
2
3
Мелодия
Здравствуй, Родина моя!
Моя Россия. Музыкальные
образцы родного края
Гимн России
1
ОНЗ
1
РУ
1
РУ
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова отражав
шие содержание музыкаль
ных произведений
Воплощать характер и настроение песен о Роди
не в своем исполнении на уроках и школьных празд
Воплощать художествен
но-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке
Исполнять Гимн России.
Закреплять основные термины и понятия музы
кального искусства.
испонять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
День, полный событий (6ч)
1
ОНЗ
Знать: значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист
5
Музыкальный инструмент фортепиано
Природа и музыка. Прогулка
1
РУ
6
Танцы, танцы, танцы...
1
РУ
7
Эти разные марши
1
РУ
8
«Расскажи
сказку».Колы
бельные
1
РУ
Знать понятия: песен
ность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр. Уметь характеризовать их
выразительностьные возможности
Знать разнообраз
ные танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный
эстрадный)
Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь:
определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера
Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление, темп, динамика, фраза;
отличительные черты колыбельной песни. Уметь называть фамилии композиторов:
П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев
4
9
Великий колокольный звон
1
РУ
Знать: колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; понятие
голоса - тембры
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
10-11
Святые земли Русской
2
ОНЗ
Знать понятия: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные
песнопения. Уметь называть имена святых
12-13
Молитва
2
РУ
14-16
Рождество Христово
3
РУ
Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки;
характеризовать произведения П. И. Чайковского
Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки.
Уметь выразительно исполнять рождественские песнопения
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)
17
Русские народные инструменты
1
ОНЗ
18
Плясовые наигрыши.
Разыграй песню
Музыка в народном стиле.
Сочини песенку
1
РУ
1
РУ
Знать понятие музыка в народном стиле.
Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; импровизировать в
Обряды и праздники русского
народа
Сказка будет впереди. Детский
музыкальный театр
1
РУ
1
РУ
Знать историю и содержание народных праздников.
Уметь выразительно исполнять обрядовые песни
Знать понятия: опера, музыкальный театр
19
Знать понятие вариации. Уметь: определять на слух русские народные инструменты; импровизировать
в игре на народных инструментах
Знать понятие фольклор. Уметь: выразительно разыгрывать народные песни
игре на народных инструментах
20
21
В музыкальном театре (4ч)
22
Опера. Балет. Театр оперы и
балета
1
ОНЗ
23
Волшебная палочка
1
РУ
24-25
Опера М. И.Глинки «Руслан и
Людмила»
2
РУ
Симфоничес
кая сказка.
С. Прокофьев «Петя и волк»
1
26
Знать понятия: балет, театр, опера, оркестр, дирижер, увертюра, финал, солист, дуэт,
трио, хор, балерина, танцор, кордебалет; знаменитые театры оперы и балета всего
мира
Знать понятия: оркестр, дирижер.
Уметь«элементарно» дирижировать музыкой
Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь
проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов
В концертном зале (3ч)
ОНЗ
Знать понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; назва
ния инструментов симфонического оркестра. Уметь различать на слух инструменты
27
28
Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальные
впечатления
Звучит нестареющий Моцарт!
Увертюра к Симфонии №40
1
РУ
1
РУ
симфонического оркестра
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; называть полное имя
М.П.Мусоргского; выделять изобразительность и выразительность в музыке
Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.
Уметь сравнивать музыкальные произведения
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)
29
Волшебный цветик-семицветик
1
ОНЗ
Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент.
Уметь отличать на слух тембр органа
30
«И всё это - И.-С.Бах!»(Орган)
1
ОНЗ
Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент.
Уметь отличать на слух тембр органа
31
Всё в движении
1
РУ
32
Музыка учит людей понимать
друг друга
Два лада. Природа и музыка
1
РУ
1
РУ
Мир композитора. П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев
Могут ли иссякнуть мелодии?
1
РУ
1
ИУ
33
34
35
Знать понятия: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст.
Уметь анализировать произведения
Знать понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель
Знать понятие музыкальный лад. Уметь: на слух определять мажор и минор;
называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности
Знать понятия: консерватория, концертный зал, конкурс
Знать понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка,
театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал,
партитура, лад. Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор, минор)
3 КЛАСС
ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ
РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК
ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
Форма
урока
Планируемые результаты
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
1
Мелодия - душа музыки
1
ОНЗ
Уважительное отношение к культуре; эстетические потребности, ценности и
чувства; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие
этических чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
2
Природа и музыка.
1
РУ
Уважительное отношение к культуре; эстетические потребности, ценности и
чувства; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие
этических чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей
1
РУ
Будут знать и понимать что такое выразительность и изобразительность
музыкальной интонации, названия изученных жанров (романс), смысл понятий:
солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Названия изученных жанров (кант),
смысл понятий: песенность, маршевость. Названия изученных произведений и их
авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая
сцена, певец, солист, ария.
Звучащие картины.
3
«Виват, Россия!»
«Наша слава – русская держава».
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное
восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
4
Кантата «Александр Невский».
1
РУ
Будут знать и понимать что такое выразительность и изобразительность
музыкальной интонации, названия изученных жанров (романс), смысл понятий:
солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Названия изученных жанров (кант),
смысл понятий: песенность, маршевость. Названия изученных произведений и их
авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая
сцена, певец, солист, ария.
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное
восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
5
Опера «Иван Сусанин».
1
РУ
Будут знать и понимать что такое выразительность и изобразительность
музыкальной интонации, названия изученных жанров (романс), смысл понятий:
солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Названия изученных жанров (кант),
смысл понятий: песенность, маршевость. Названия изученных произведений и их
авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая
сцена, певец, солист, ария.
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное
восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.)
6
Утро.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл
понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная
живопись
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных
видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств
7
Портрет в музыке.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл
понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная
живопись
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных
видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств
8
В детской! Игры и игрушки. На
прогулке.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл
понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная
живопись
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных
видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств
9
Вечер. Обобщающий урок.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл
понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная
живопись
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных
видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств
Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
10
Радуйся, Мария! «Богородице
Дево, радуйся!»
1
РУ
Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности в музыкальных произведениях.
11
Вербное воскресенье. Вербочки.
1
РУ
Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности в музыкальных произведениях.
12
Древнейшая песнь материнства.
1
РУ
Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности в музыкальных произведениях.
13
Святые земли Русской (княгиня
Ольга и князь Владимир).
1
РУ
Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности в музыкальных произведениях.
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
14
«Настрою гусли на старинный
лад». Былина о Садко и
Морском царе.
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
15
Певцы русской старины (Баян.
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
Садко).
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
16
Певцы русской старины (Лель).
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
17
Звучащие картины. «Прощание с
Масленицей». (обобщение).
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Раздел 5: «В музыкальном театре» (6 ч.)
18
Опера «Руслан и Людмила»
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
19
Опера «Орфей и Эвридика»
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
20
Опера «Снегурочка».
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
21
Океан – море синее.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
22
Балет «Спящая красавица».
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
23
В современных ритмах.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Раздел 6: «В концертном зале» (6 ч.)
24
Музыкальное состязание.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
25
Музыкальные инструменты
(флейта). Звучащие картины.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
26
Музыкальные инструменты
(скрипка)
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
27
Сюита «Пер Гюнт». Странствия
Пера Гюнта.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
28
«Героическая». Призыв к
мужеству. 2 часть симфонии.
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
29
Мир Бетховена
1
РУ
Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо),
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)
30
«Чудо-музыка». Острый ритм –
джаза звуки.
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
31
«Люблю я грусть твоих
просторов».
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
32
Мир Прокофьева
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
33
Певцы родной природы.
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
34
Прославим радость на земле
1
РУ
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
4 КЛАСС
ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ
РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК
ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
Форма
урока
Планируемые результаты
Россия — Родина моя (3ч)
1
1
Мелодия. «Ты запой мне ту
песню…»
ОНЗ
Будут знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и
изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие
голоса,
демонстрировать личностно-окрашенное эмоциионально-образное восприятие
музыки,
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое
впечатление в пении.
2
3
«Что не выразишь словами,
звуком на душу навей…»
1
Как сложили песню. Звучащие
картины.
1
РУ
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
-составлять рассказ по рисунку;
РУ
определять жанры народных песен;
исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным
произведениям различных видов искусства.
День, полный событий (6 ч.)
4
Жанры народных песен.
1
ОНЗ
узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и
музыкального фольклора России.
Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
5
«Я пойду по полю белому…»
1
РУ
определять на слух изученные произведения и авторов, выразительность и
изобразительность музыкальной интонации.
6
«На великий праздник собралась
Русь!»
1
РУ
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов.
7
Святые земли Русской. Илья
Муромец.
1
РУ
понимать слова: житие, стихира;
8
«Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья …»
1
РУ
понимать значение лирики в поэзии и музыке, определять названия изученных
произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
9
«Что за прелесть эти сказки!»
1
РУ
понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность
музыкальной интонации;
Проводить интонационно- образный анализ
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в
музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных музыкальных
инструментах
О России петь — что стремиться в храм (4 ч.)
10
Музыка ярмарочных гуляний.
1
РУ
Научатся: сравнивать характер, настроение и средства выразительности в
музыкальных произведениях.
11
Святогорский монастырь.
1
РУ
Научатся: показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
12
«Приют, сияньем муз одетый…»
1
РУ
Научатся: выполнять творческие задания в творческой тетради;
составлять рассказ по рисунку; понимать определение романс, названия изученных
произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
13
Композитор- имя ему народ.
1
РУ
Научатся: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и
музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных
стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 Ч.)
14
Оркестр русских народных
инструментов.
1
РУ
Научатся: определять на слух названия музыкальных инструментов, изучат состав
оркестра русских народных инструментов.
15
«Музыкант-чародей»
белорусская народная сказка.
1
РУ
Научатся: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений,
эмоционально откликаться на музыкальное произведение.выражать свои
впечатления в пении, игре или пластике;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров
16
Музыкальные инструменты
(скрипка, виолончель). Вариации
на тему рококо.
1
РУ
Научатся: Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки; определять
на слух звучание скрипки и виолончели;
демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.
В музыкальном театре (6 Ч.)
17
Старый замок.
1
РУ
Научатся: оперировать названиями изученных жанров и форм музыки: (песня,
романс, вокализ, сюита).
18
«Не смолкнет сердце чуткое
Шопена…»
1
РУ
Научатся: названиями изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс,
песня, трехчастная форма, куплетная форма).
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений.
19
Патетическая соната»
1
РУ
Научатся: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных
инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать
свои впечатления.
Л. Бетховена. Годы странствий.
20
«Царит гармония оркестра…»
1
РУ
Научатся: оперировать названиями групп симфонического оркестра; выучат
музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.
21
Зимнее утро. Зимний вечер.
1
РУ
Научатся: проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.
22
Опера М.И. Глинки «Иван
Сусанин».
1
РУ
Научатся: определять на слух главных героев оперы.
Познакомятся с историей создания оперы и творчеством
М.И. Глинки.
В концертном зале (5 Ч.)
23
«Исходила младёшенька…»
1
РУ
Научатся:
проводить интонационно- образный анализ музыки.
24
Русский Восток. Восточные
мотивы.
1
РУ
Научатся:
определять мелодико - ритмическое своеобразие восточной музыки.
25
Балет И. Ф. Стравинского
1
РУ
Научатся: понятию- музыка в народном стиле.
«Петрушка».
26
Театр музыкальной комедии.
1
РУ
Научатся: оперировать названиями изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл.
Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального
спектакля.
27
Прелюдия. Исповедь души.
Революционный этюд.
1
РУ
Научатся:оперировать названиями изученных жанров музыки.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 Ч.)
28
Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты
(гитара).
1
РУ
Научатся: различать на слух тембры гитары, скрипки; узнают историю этого
инструмента.
29
«Праздников праздник,
торжество из торжеств».
1
РУ
Научатся: понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и
обряды), религиозные традиции.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и
музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
30
31
Родной обычай старины.
Светлый праздник.
1
Народные праздники. Троица.
1
РУ
Научатся:
Углубят знания о празднике - Пасха.
РУ
Научатся:
Познакомятся с праздником Троица.
32
В каждой интонации спрятан
человек.
1
РУ
Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
33
Музыкальный сказочник.
1
РУ
Научатся:
Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ услышанных муз.
произведений.
34
Рассвет на Москве-реке.
1
РУ
Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их
авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах.
35
Урок- концерт.
1
ИУ
Научатся:
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокальнохоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук