Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Критской Е.Д. «Музыка». –М.: Просвещение, 2011. Общие цели и задачи курса. Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предмет музыка в 1-4 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач: Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урокэкскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Описание места учебного предмета «Музыка» На изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели) Во 2—4 классах на уроки музыки отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка» Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур. народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с щелями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира 2. Содержание учебного предмета Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народ-нос творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, се выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: • Музыка. 1 класс*, «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс». 3. Тематическое планирование 1 КЛАСС ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК № п/п Содержание Кол-во часов Форма урока Планируемые результаты Музыка вокруг нас - (16ч) 1 И муза вечная со мной! 1 ВУ Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. 2 Хоровод муз. 1 ОНЗ Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. 3 Повсюду музыка слышна. 1 ОНЗ Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. 4 Душа музыки – мелодия. 1 РУ Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. 5 Музыка осени. 1 РУ Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном 6 Сочини мелодию. 1 РУ Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. 7 Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. 1 РУ Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. 8 Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель) 1 ОНЗ Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. 9 Музыка вокруг нас (обобщение). 1 РУ 10 «Садко» (из русского былинного сказа). 1 ОНЗ Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов. 11 Музыкальные (флейта, арфа). инструменты 1 РУ Распознавать духовые и струнные инструменты. Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. 12 Звучащие картины. 1 РУ Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. 13 Разыграй песню. 1 РУ Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. 14 Пришло Рождество, начинается торжество. 1 РУ Соблюдать при пении товарищей. певческую установку, петь выразительно, слышать себя и Вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты. 15 Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. 1 РУ Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях. 16 Музыка вокруг нас (обобщение). 1 РУ Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. 1 ОНЗ Музыка и ты – (17ч) 17 Край, в котором ты живешь. Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине. Различать выразительные возможности – скрипки. 18 Поэт, художник, композитор. 1 ОНЗ Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. 19 Музыка утра. Музыка вечера. 1 РУ По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. 20 Музыкальные портреты. 1 РУ Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. 21 Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). 1 РУ Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. 22 У каждого свой музыкальный инструмент. 1 РУ Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. 23 Музы не молчали. 1 РУ Определять характер музыки и передавать ее настроение. Описывать образ русских воинов. Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. 24 Мамин праздник. 1 РУ Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать. . 25 Музыкальные инструменты. 1 РУ Сравнивать звучание музыкальных инструментов. Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. 26 Чудесная лютня (по алжирской сказке). 1 РУ Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщать характеристику музыкальных произведений. Воспринимать художественные образы классической музыки. Расширять словарный запас. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. 27 Звучащие картины. Обобщение материала. 1 РУ Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. 28 Музыка в цирке. 1 РУ . Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. 29 Дом, который звучит. 1 РУ Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. 30 Опера-сказка. 1 ОНЗ Называть понравившееся произведение, давая его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. 31 Ничего на свете лучше нету… 1 ОНЗ Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. 32 Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. 1 РУ Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника 33 Музыка и ты. Обобщение материала. 1 ИУ Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. 2 КЛАСС ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК № п/п Содержание Кол-во часов Форма урока Планируемые результаты Россия — Родина моя (3ч) 1 2 3 Мелодия Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Музыкальные образцы родного края Гимн России 1 ОНЗ 1 РУ 1 РУ Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова отражав шие содержание музыкаль ных произведений Воплощать характер и настроение песен о Роди не в своем исполнении на уроках и школьных празд Воплощать художествен но-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке Исполнять Гимн России. Закреплять основные термины и понятия музы кального искусства. испонять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. День, полный событий (6ч) 1 ОНЗ Знать: значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист 5 Музыкальный инструмент фортепиано Природа и музыка. Прогулка 1 РУ 6 Танцы, танцы, танцы... 1 РУ 7 Эти разные марши 1 РУ 8 «Расскажи сказку».Колы бельные 1 РУ Знать понятия: песен ность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр. Уметь характеризовать их выразительностьные возможности Знать разнообраз ные танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный) Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь: определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление, темп, динамика, фраза; отличительные черты колыбельной песни. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев 4 9 Великий колокольный звон 1 РУ Знать: колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; понятие голоса - тембры «О России петь — что стремиться в храм» (7ч) 10-11 Святые земли Русской 2 ОНЗ Знать понятия: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения. Уметь называть имена святых 12-13 Молитва 2 РУ 14-16 Рождество Христово 3 РУ Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; характеризовать произведения П. И. Чайковского Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки. Уметь выразительно исполнять рождественские песнопения Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч) 17 Русские народные инструменты 1 ОНЗ 18 Плясовые наигрыши. Разыграй песню Музыка в народном стиле. Сочини песенку 1 РУ 1 РУ Знать понятие музыка в народном стиле. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; импровизировать в Обряды и праздники русского народа Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр 1 РУ 1 РУ Знать историю и содержание народных праздников. Уметь выразительно исполнять обрядовые песни Знать понятия: опера, музыкальный театр 19 Знать понятие вариации. Уметь: определять на слух русские народные инструменты; импровизировать в игре на народных инструментах Знать понятие фольклор. Уметь: выразительно разыгрывать народные песни игре на народных инструментах 20 21 В музыкальном театре (4ч) 22 Опера. Балет. Театр оперы и балета 1 ОНЗ 23 Волшебная палочка 1 РУ 24-25 Опера М. И.Глинки «Руслан и Людмила» 2 РУ Симфоничес кая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» 1 26 Знать понятия: балет, театр, опера, оркестр, дирижер, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор, балерина, танцор, кордебалет; знаменитые театры оперы и балета всего мира Знать понятия: оркестр, дирижер. Уметь«элементарно» дирижировать музыкой Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов В концертном зале (3ч) ОНЗ Знать понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; назва ния инструментов симфонического оркестра. Уметь различать на слух инструменты 27 28 Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальные впечатления Звучит нестареющий Моцарт! Увертюра к Симфонии №40 1 РУ 1 РУ симфонического оркестра Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; называть полное имя М.П.Мусоргского; выделять изобразительность и выразительность в музыке Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра. Уметь сравнивать музыкальные произведения «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч) 29 Волшебный цветик-семицветик 1 ОНЗ Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент. Уметь отличать на слух тембр органа 30 «И всё это - И.-С.Бах!»(Орган) 1 ОНЗ Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент. Уметь отличать на слух тембр органа 31 Всё в движении 1 РУ 32 Музыка учит людей понимать друг друга Два лада. Природа и музыка 1 РУ 1 РУ Мир композитора. П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев Могут ли иссякнуть мелодии? 1 РУ 1 ИУ 33 34 35 Знать понятия: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст. Уметь анализировать произведения Знать понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель Знать понятие музыкальный лад. Уметь: на слух определять мажор и минор; называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности Знать понятия: консерватория, концертный зал, конкурс Знать понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал, партитура, лад. Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор, минор) 3 КЛАСС ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК № п/п Содержание Кол-во часов Форма урока Планируемые результаты Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.) 1 Мелодия - душа музыки 1 ОНЗ Уважительное отношение к культуре; эстетические потребности, ценности и чувства; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие этических чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 2 Природа и музыка. 1 РУ Уважительное отношение к культуре; эстетические потребности, ценности и чувства; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие этических чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей 1 РУ Будут знать и понимать что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Звучащие картины. 3 «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; 4 Кантата «Александр Невский». 1 РУ Будут знать и понимать что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; 5 Опера «Иван Сусанин». 1 РУ Будут знать и понимать что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.) 6 Утро. 1 РУ Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная живопись Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств 7 Портрет в музыке. 1 РУ Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная живопись Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств 8 В детской! Игры и игрушки. На прогулке. 1 РУ Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная живопись Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств 9 Вечер. Обобщающий урок. 1 РУ Будут знать и понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. танцевальность, маршевость, музыкальная живопись Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) 10 Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» 1 РУ Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. 11 Вербное воскресенье. Вербочки. 1 РУ Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. 12 Древнейшая песнь материнства. 1 РУ Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. 13 Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир). 1 РУ Будут знать и понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) 14 «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации 15 Певцы русской старины (Баян. 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска Садко). средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации 16 Певцы русской старины (Лель). 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации 17 Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (обобщение). 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации Раздел 5: «В музыкальном театре» (6 ч.) 18 Опера «Руслан и Людмила» 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 19 Опера «Орфей и Эвридика» 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 20 Опера «Снегурочка». 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 21 Океан – море синее. 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 22 Балет «Спящая красавица». 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 23 В современных ритмах. 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Раздел 6: «В концертном зале» (6 ч.) 24 Музыкальное состязание. 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 25 Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 26 Музыкальные инструменты (скрипка) 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 27 Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 28 «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии. 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 29 Мир Бетховена 1 РУ Будут знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра, хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.) 30 «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 31 «Люблю я грусть твоих просторов». 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 32 Мир Прокофьева 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 33 Певцы родной природы. 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 34 Прославим радость на земле 1 РУ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 4 КЛАСС ОНЗ – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ РУ – УРОК РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ РР - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВУ – ВВОДНЫЙ УРОК ИУ - ИТОГОВЫЙ УРОК № п/п Содержание Кол-во часов Форма урока Планируемые результаты Россия — Родина моя (3ч) 1 1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» ОНЗ Будут знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса, демонстрировать личностно-окрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. 2 3 «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» 1 Как сложили песню. Звучащие картины. 1 РУ - выполнять творческие задания в творческой тетради; -составлять рассказ по рисунку; РУ определять жанры народных песен; исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. День, полный событий (6 ч.) 4 Жанры народных песен. 1 ОНЗ узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. 5 «Я пойду по полю белому…» 1 РУ определять на слух изученные произведения и авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 6 «На великий праздник собралась Русь!» 1 РУ участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. 7 Святые земли Русской. Илья Муромец. 1 РУ понимать слова: житие, стихира; 8 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья …» 1 РУ понимать значение лирики в поэзии и музыке, определять названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 9 «Что за прелесть эти сказки!» 1 РУ понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Проводить интонационно- образный анализ Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных музыкальных инструментах О России петь — что стремиться в храм (4 ч.) 10 Музыка ярмарочных гуляний. 1 РУ Научатся: сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. 11 Святогорский монастырь. 1 РУ Научатся: показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; 12 «Приют, сияньем муз одетый…» 1 РУ Научатся: выполнять творческие задания в творческой тетради; составлять рассказ по рисунку; понимать определение романс, названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 13 Композитор- имя ему народ. 1 РУ Научатся: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 Ч.) 14 Оркестр русских народных инструментов. 1 РУ Научатся: определять на слух названия музыкальных инструментов, изучат состав оркестра русских народных инструментов. 15 «Музыкант-чародей» белорусская народная сказка. 1 РУ Научатся: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров 16 Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. 1 РУ Научатся: Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки; определять на слух звучание скрипки и виолончели; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. В музыкальном театре (6 Ч.) 17 Старый замок. 1 РУ Научатся: оперировать названиями изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). 18 «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» 1 РУ Научатся: названиями изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. 19 Патетическая соната» 1 РУ Научатся: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. Л. Бетховена. Годы странствий. 20 «Царит гармония оркестра…» 1 РУ Научатся: оперировать названиями групп симфонического оркестра; выучат музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп. 21 Зимнее утро. Зимний вечер. 1 РУ Научатся: проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки. 22 Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». 1 РУ Научатся: определять на слух главных героев оперы. Познакомятся с историей создания оперы и творчеством М.И. Глинки. В концертном зале (5 Ч.) 23 «Исходила младёшенька…» 1 РУ Научатся: проводить интонационно- образный анализ музыки. 24 Русский Восток. Восточные мотивы. 1 РУ Научатся: определять мелодико - ритмическое своеобразие восточной музыки. 25 Балет И. Ф. Стравинского 1 РУ Научатся: понятию- музыка в народном стиле. «Петрушка». 26 Театр музыкальной комедии. 1 РУ Научатся: оперировать названиями изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. 27 Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. 1 РУ Научатся:оперировать названиями изученных жанров музыки. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 Ч.) 28 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 1 РУ Научатся: различать на слух тембры гитары, скрипки; узнают историю этого инструмента. 29 «Праздников праздник, торжество из торжеств». 1 РУ Научатся: понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. 30 31 Родной обычай старины. Светлый праздник. 1 Народные праздники. Троица. 1 РУ Научатся: Углубят знания о празднике - Пасха. РУ Научатся: Познакомятся с праздником Троица. 32 В каждой интонации спрятан человек. 1 РУ Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 33 Музыкальный сказочник. 1 РУ Научатся: Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ услышанных муз. произведений. 34 Рассвет на Москве-реке. 1 РУ Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. 35 Урок- концерт. 1 ИУ Научатся: Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокальнохоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук