Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 №9 «27» августа 2020 г. 2020 г. Рассмотрено на заседании педсовета Протокол №1 «27» августа 2020 г. «Утверждено» директор школы -интернат Приказ №82от «31» августа Рабочая программа Финансовая грамотность 2-4 класс Авторы: Учителя начальной школы Логинова О.В., Алексеева О.Л., Поединщикова Н.С. Г. Верхняя Салда 2020 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе основной программы начального общего образования, программы авторского курса «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова— М.: ВИТА-ПРЕСС в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа) для учащихся 2-3 классов, 0,5 часа (17 часов) для учащихся 4 класса. Плананируемые результаты Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты изучения курса: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. Ученик научится: -Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельноделать выбор, какой поступок совершить. Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему Учиться планировать учебную деятельность на занятии. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг Содержание курса 2 класс Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. 3 класс Тема 5. Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Тема 6. На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Компетенции • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции • Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере. Тема 8. Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений. 4 класс 1. Что такое деньги и какими они бывают Тема 1. Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. Основные понятия Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. Компетенции • Объяснять выгоды обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. • Описывать ситуации, в которых используются деньги. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами. Тема 2. История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Основные понятия Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать устройство монеты. • Приводить примеры первых монет. • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 3. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Основные понятия Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились бумажные деньги. • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. • Приводить примеры первых бумажных денег. • Описывать первые российские бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 4. Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. Основные понятия Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Компетенции • Сравнивать виды денег. • Объяснять роль банков. • Объяснять условия вкладов и кредитов. • Рассчитывать проценты на простых примерах*. • Объяснять принцип работы пластиковой карты. Тема 5. Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Основные понятия Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. Компетенции • Приводить примеры валют. • Объяснять, что такое резервная валюта. • Объяснять понятие валютного курса. • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса. 2. Из чего складываются доходы в семье Тема 6. Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Основные понятия Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать Тема 7. На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Компетенции • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Составлять собственный план расходов. 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты. Основные понятия Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Компетенции • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять последствия образования долгов. • Составлять семейный бюджет на условных примерах. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся 2 класс Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. 1 Что такое деньги 1 Беседа 2-3 Как появились Появление товарами. деньги. 2 обмена Беседа 4 Проблемы обмена. 5 Появление первых денег 1 — товаров с высокой ликвидностью. Беседа 6 Свойства металлов. Беседа, наблюдение 7 Появление первых монет. товарного 1 драгоценных 1 1 Беседа, выполнение практических заданий упражнение Беседа анализ рассказа 8 Первые монеты разных 1 государств Беседа 9 Обобщение по теме «Что 1 такое деньги и откуда они взялись.» Разгадывание кроссвордов, задач решение Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. 10 Устройство монеты. 1112 Изобретение денег 13 Защита монет от подделок. 1 бумажных 2 1 Беседа Наблюдение Работа с монетами Дата проведения 14 Современные монеты. 1 Беседа анализ рассказа 1516 Способы подделок денег. защиты от 2 бумажных 17 Обобщение по теме 1 «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.» Работа с банкнотами Выполнение практических заданий Тема 3. Какие деньги были раньше в России. 1819 Древнерусские товарные 2 деньги. Беседа 2021 Происхождение «деньги», Беседа слов 2 анализ рассказа «рубль», «копейка». 22 Первые русские монеты. 23 Обобщение по «Какие деньги раньше в России.» 1 теме 1 были Беседа Викторина по теме «Первые деньги в России» Тема 4. Современные деньги России и других стран. 24 Современные России. деньги 1 Беседа 2526 Современные мира. деньги 2 Беседа 2728 Появление денег. безналичных 2 Беседа 29 Безналичные деньги как 1 информация на банковских счетах Беседа 30 Проведение безналичных 1 расчётов. Беседа 31 Функции банкоматов. Беседа 32 Обобщение по теме 1 «Современные деньги России и других стран.» Разгадывание кроссвордов 3334 Обобщающее повторение 2 за курс 2 класса Урок-игра 3 класс Тема 5. Откуда в семье деньги. анализ рассказа 1 1-2 Откуда деньги в семье? 2 Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. Беседа 3-4 Основной дохода человека источник 2 современного Беседа, схемы 5 Отчего зависит размер 1 заработной платы. Беседа 6-7 Пенсия. Пособие. Беседа 8-9 Денежный займ. 2 Беседа 10 Мошенничество. 1 Беседа 1112 Обобщение теме«Откуда деньги.» Стипендия. 2 в по 2 семье составление анализ рассказа Выполнение практических заданий Тема 6. На что тратятся деньги. 13 Обмен денег на товары и 1 услуги. Беседа 14 Обязательные и 1 необязательные расходы. Беседа 15 Сбережения. 1 Беседа 16 Долги. 1 Беседа 1718 Обобщение по теме «На 2 что тратятся деньги.» анализ рассказа Выполнение практических заданий Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. 19 Бюджет – план доходов и 1 расходов. Беседа 20 Учёт доходов и расходов Беседа 1 анализ рассказа 21 Сравниваем расходы. доходы и 1 22 Способы экономии. 2324 Обобщение по теме «Как 2 умно управлять своими деньгами.» 1 Составление плана доходов и расходов и работа с ним Беседа Выполнение практических заданий Тема 8. Как делать сбережения. 25- Превышение доходов над 2 Беседа 26 расходами. Сбережения. 2728 Вложения в банк или 2 ценные бумаги. Беседа 2930 Сравниваем разные виды 2 сбережений. Сравнительный анализ 3132 Обобщение по теме «Как 2 делать сбережения.» Проведение игры 3334 Обобщающее повторение 2 за курс 3 класса Выполнение практических заданий анализ рассказа 4 класс 1. Что такое деньги и какими они бывают 1 Как появились деньги. 1 Беседа 2 История монет. Первые 1 монеты на Руси. Устройство монет. Беседа 3 Бумажные деньги. 1 Товарные деньги. Беседа 4 Защита бумажных денег 1 от подделок. Работа с банкнотами 5 Безналичные деньги. 1 Беседа 6 Принцип работы 1 пластиковой карты. Беседа 7 Валюты. Валютный курс. 1 Резервная валюта. Беседа 8 Проведение простых 1 расчетов с использованием валютного курса. Решение задач Викторина «Деньги». Проведение викторины 9 по теме 1 упражнение упражнение 2. Из чего складываются доходы в семье. 10 Откуда в семье берутся 1 деньги. Беседа 11 Минимальный оплаты труда. Беседа 12 Дополнительные доходы. размер 1 1 Беседа схемы , составление 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 13 На что семьи тратят 1 деньги. Расходы. Классификация расходов Беседа, таблиц 14 Воздействие рекламы на 1 принятие решений о покупке. Беседа Составление собственного расходов. Практическая работа 15 1 составление упражнение плана 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 16 17 Как планировать бюджет. правильно 1 семейный Итоговая работа 1 Беседа упражнение Выполнение практических заданий Система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия. В соответствии с запланированными результатами освоения учащимися содержания программы учащиеся в конце освоения курса выполняют итоговое тестирование. Формы контроля: - тест, кроссворд, анаграмма - графическая работа, кейс - доклад, сообщение - коллаж, постер - мини-исследование - итоговое тестирование (зачет) Методическая литература и средства обучения: 1.Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2.Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014 2-4 классы 3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014 4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014 5.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.