Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17 мая 2012г. N 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"; образовательной программой; УМК по географии В.П. Максаковского. 10 — 11 классы (базовый уровень) Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения курса «География» в 10,11 классах. Место предмета Рабочая программа рассчитана на 68учебных часов из них 34 часа 10-м классе, 34 часа в 11 классе. (1 час в неделю). По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов. Изучение географии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. "География" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса географии отражают: 1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; 6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. Выпускник на базовом уровне научится: – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. 2. Содержание учебного предмета Базовый уровень Человек и окружающая среда Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Территориальная организация мирового сообщества Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Региональная география и страноведение Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы). Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. 3. Тематическое планирование № п/п 1 2 Учебная тема География как наука Источники географической информации Элементы минимума содержания Введение (3часа) География как наука Положение географии в системе наук. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Географическая карта особый источник Практическая часть Кол-во часов 1 Умение работать с различными информационными источниками и картами 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 информации Современные методы Использование географических традиционных и новых Современные методы исследований. методов для поиска географических Традиционные и новые географической 1 исследований. методы. информации Геоинформационные системы. Часть I. Общая характеристика мира (29 часов) Многообразие стран мира. Современная политическая карта мира 4 часа Многообразие стран мира, Анализ политической Политическая карта этапы формирования карты, карты (характеристика мира группировки, регионы мира. стран мира по плану) 1 Многообразие стран Современная политическая мира. карта мира. Разнообразие стран мира, Характеристика стран с социальные и экономические различным социальноТипология стран мира показатели (экономически экономическим уровнем 1 развитые и развивающиеся развития» страны Формы правления и Монархии, республики, Составление формы федерации и унитарные систематизирующей административногосударства таблицы 1 территориального «Государственный строй» деления Мировые очаги Выявление Очагов военных Работа с картами атласа и 1 сепаратизма и и межнациональных контурной картой конфликтов. конфликтов (4 часа) Природа и человек в современном мире. Природные ресурсы мира Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей Взаимодействие среды в прошлом и человечества и настоящем. Освоение 1 природы человеком Земли. «Обмен веществ между человеком и природой», ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы Роль минеральных ресурсов Анализ карт атласа и мира в жизни общества, их составление картосхемы: размещение и крупнейшие «Крупные месторождения 1 месторождения и минеральных ресурсов» территориальные сочетания Водные, земельные, Оценка обеспеченности Основные виды почвенные, стран основными видами природных ресурсов агроклиматические, лесные, ресурсов 1 мира биологические, их размещение Природопользование. Рациональное и Анализ карт атласа с Экологические нерациональное целью выявления районов 1 проблемы природопользование. острых геоэкологических ситуаций. География населения мира 6 часов Постоянный рост населения Анализ карт атласа Земли, его причины и Численность последствия. Теория 12 населения. Мальтуса. Понятие о 1 Воспроизводство воспроизводстве и типах воспроизводства, динамика численности Основные направления и Анализ карт и схем Миграции населения типы миграций в мире. населения. 13 1 Причины миграций. Трудовые миграции Половой, возрастной, Оценка основных этнический, религиозный показателей уровня и Состав и структура состав. Качество населения. качества жизни в 14 населения. География религий мира. различных странах мира 1 Религии мира Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Географические особенности Работа с картами размещения населения. населения. Особенности Формы расселения, размещение и городское и сельское 15 1 плотность населения расселение мира. Ареалы мира повышенной плотности, причины неравномерного размещения населения. Урбанизация как Уровни и темпы Сравнение уровней и всемирный процесс урбанизации в разных темпов урбанизации 16 1 регионах мира Городские разных стран мира агломерации, мегалополисы Демографическая Демографический взрыв, Определение политика. Основные кризис, направления демографической ситуации и 17 1 очаги сепаратизма демографической политики особенностей политики в разных регионах мира. разных стран мира География мирового хохяйства. НТР. Отраслевая и территориальная 15 часов структура хозяйства. Научно-техническая Черты, составные части, 18 революция пути развития, воздействие 1 НРТ на мировое хозяйство Мировое хозяйство, Анализ экономических карт основные этапы развития атласа мирового хозяйства, его 1 19 Мировое хозяйство структура. Крупнейшие промышленные центры и корпорации мира Отрасли международной Определение специализациирезультат международной МГРТ, интеграция, МГРТ, интеграционные специализации крупнейших 20международная отраслевые и региональные стран и регионов мира. 2 21 специализация стран союзы. Ведущие страныэкспортеры основных видов продукции. 22 23 24 25 Отраслевая территориальная структура хозяйства и Типа структуры: воздействие НТР на отраслевую структуру Сырьевой, топливный, транспортный, водный, Факторы размещения экологический, природноотраслей мирового ресурсный фактор, фактор хозяйства территории, концентрации и кооперирования. Технополис, технопарк География основных отраслей производственной География основных и непроизводственной сфер, отраслей регионов различной производственной и специализации. Состав ТЭК, непроизводственной ТЭБ, отрасли комплекса: сфер. ТЭК, его состав топливная промышленность, электроэнергетика, типы электростанций Состав отрасли, центры машиностроения. Влияние Машиностроение мира НТР на развитие отраслей машиностроения 29 Сельское хозяйство. Земледелие Животноводство рыболовство мира и Транспортная система мира 30 31 32 1 Особенности размещения отраслей топливной промышленности и электроэнергетики 1 Установление взаимосвязи между размещением населения и хозяйства (центров машиностроения) на конкретных территориях Металлургическая, Состав комплекса отраслей Характеристика одной из металлургических баз мира химическая, лесная, производящий 26легкая 27 промышленность мира 28 1 Всемирноэкономические отношения. Формы экономических отношений конструкционные материалы химикометаллургические базы мира С/Х мира. Зерновые культуры – основа сельского хозяйства, влияние НТР на сельское хозяйство. Зональная специализация сельского хозяйства, различные культуры Виды животноводства, зональность размещения. Районы рыболовства Основные международные магистрали и транспортные узлы. Формирование транспортной сети, структура, главные портовые города. Всемирно-экономические отношения. Свободная экономическая зона. Открытая экономика. ВТО. Мировая торговля, торговый баланс. География мировых валютнофинансовых отношений. Туризм. 1 2 Анализ экономических карт, Определение экспортеров основных видов продукции 1 1 Анализ карты - транспорт мира 1 1 Определение основных направлений международной торговли. Составить картосхему основных районов 1 международного туризма Часть II. Регионы и страны мира (30 часов) 10 часов Зарубежная Азия. Австралия Особенности географическое положение и природноресурсного потенциала региона Регионы, страны Азии и Австралии, оценка ресурсов, 33 типология, группировки, история открытия и освоения. Население и культура стран Азии и Австралии. Воспроизводство, структура 34 Население стран Азии и состав населения. Языки, народы, занятия людей, миграции, крупнейшие города и мегалополисы Хозяйство и современные проблемы стран Азии. Сферы, отрасли 35 Хозяйство стран Азии специализации, структура экономики, партнеры страны, экологические проблемы ЭГП, население, динамика численности и размещение 36- Япония населения, качество. 37 структура хозяйства, Уровень и качество жизни, экономические связи структура хозяйства Причины «японского чуда» ЭГП, население, динамика численности и размещение населения, качество. Уровень и качество жизни, 38 Китай структура хозяйства. Экономические преобразования. Неравномерность развития (экономические реформы) Новые индустриальные НИсы 1 и 2 поколения страны Юго-Восточной 39 Азии Оценка природноресурсного потенциала. 1 Анализ политической карты с целью определения специализации разных типов стран Азии и их участие в МГРТ. Составление экономикогеографической характеристика отдельных стран 1 1 Работа с картами атласа и статистическими данными 2 Составление экономикогеографической характеристики страны 1 Составление экономикогеографической характеристики 1 страны 40 Индия 41 Страны Востока Многонациональная страна мира, природные ресурсы и перспективы. Хозяйство Индии, 4 центра промышленности, страна контрастов Арабские страны, ресурсы стран, экспорт, Ближнего специализация стран региона, интеграция Составление экономикогеографической характеристики страны 1 1 Открытия и освоения. Австралия Природно-ресурсный 42 потенциал. Хозяйство, специализация Америка: Северная и Латинская Америка Особенности Особенности географического географического положения положения и природно- и природно-ресурсного 43 ресурсного потенциала потенциала. Открытия и региона освоение. Америка- территория от Арктики до Антарктиды Население, хозяйство. Анализ политической Америка-симбиоз культур, карты с целью Население, хозяйство промышленные районы и определения 44 Америки регионы. Современные специализации разных проблемы. типов стран Америки и их участие в МГРТ. ЭГП, население и культура Составление экономикодинамика численности и географической размещение населения, характеристики США качество жизни. страны 45- Хозяйство Языки, народы, занятия 47 Промышленные людей, миграции, районы крупнейшие мегалополисы. Макрорегионы Экономика США, партнеры. Внутренние различия страны, специализация США Сравнительная Сравнительная 48 характеристика Канады характеристика стран и Мексики региона Составление экономикоБразилия географической 49 характеристики страны Сравнительная 50 Андские страны ЛА характеристика стран региона Оценка природно51 Аргентина ресурсного потенциала страны Зарубежная Европа Особенности Особенности географического географического положения положения и природно- и природно-ресурсного ресурсного потенциала потенциала региона, история 52 региона, регионы открытия и освоения. Субрегионы, природные условия и ресурсы – предпосылки для развития хозяйства Темпы роста населения, 53 Население уровень урбанизации, 1 9 часов 1 1 3 1 1 1 1 7 часов 1 1 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 структура населения и культура. Структура хозяйства, секторы, отрасли, современные проблемы развития региона Анализ политической карты с целью Особенности хозяйства определения 1 специализации разных типов стран Европы и их участие в МГРТ. Внутренние различия в Промышленные районы, Анализ карт, таблиц 1 Зарубежной Европе «Центральная ось развития» Сравнительная Характеристика стран по Сравнительная характеристика плану, характеристика стран 1 Германия и отличия в специализации региона Великобритании Характеристика стран по Сравнительная Южной Европы плану характеристика стран 1 Специализация стран региона Характеристика по плану Сравнительная Восточная Европа Специализация стран характеристика стран 1 региона 4 часа Африка Особенности Оценка природногеографического положения ресурсного потенциала Африка самый и природно-ресурсного региона отсталый регион мира, потенциала региона, история «отцепной» вагон открытия и освоения. 1 мирового вагона Субрегионы, природные условия и ресурсы – предпосылки для развития хозяйства Динамика размещения Анализ политической населения, структура, образ карты с целью Население Африки жизни. Культура. определения Причины Структура африканского специализации разных 1 опустынивания хозяйства, преобладание типов стран Африки и их Хозяйство Африки аграрного сектора, участие в МГРТ. монокультуры. Современные проблемы региона. ЮАР – страна с ЮАР – страна с «двойной Составление экономикодвойной экономикой экономикой», особая роль географической 1 ЮАР в развитии региона характеристики страны Сравнительная характеристика Алжира 1 и Эфиопии Россия в современном мире (2 часа) Россия на политической Анализ и объяснение карте мира, в мировом особенностей Россия на хозяйстве и международном современного политической карте разделении труда и геополитического и 1 мира политических отношений, геоэкономического отрасли международной положения России. специализации. 64 Географические аспекты проблем России Географические Перспективы развития. аспекты проблем Участие России в России международных Перспективы развития организациях Внешнеэкономические связи Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. 1 Часть III. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа) Глобальные проблемы 4 часа Понятие о глобальных Составление таблицы проблемах, их типах и приоритетных глобальных взаимосвязях. проблем человечества. Географическое содержание Глобальные проблемы. глобальных проблем Демографическая человечества в прошлом и 65 1 проблема настоящем. Демографический кризис и взрыв, демографическая политика. Демография области мира Проблема отсталости Составление картосхемы развивающихся стран. Географические аспекты Проблема отсталости качества жизни Отсталость и 66 развивающихся стран. параметры отсталости, 1 внешняя задолженность. География отсталости, проблема отсталости: север-юг, пути решения. Продовольственная, Составление картосхемы, сырьевая, энергетическая и таблиц, схем, геоэкологическая проблемы, отражающих Продовольственная, пути их решения. географические сырьевая и Продовольственные ресурсы, взаимосвязи 67 1 энергетическая географическая среда, приоритетных глобальных проблемы география недоедания проблем человечества. Сущность энергетической проблемы, энергетика мира Глобальные прогнозы. Три Стратегия устойчивого компонента устойчивого 68 1 развития развитие. Международный Географический Союз УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекта) линии В. П. Максаковского с 10 по 11 класс: 1.В. П. Максаковский. «География. 10—11 классы» (учебник) 2.В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы» 3.В. П. Максаковский. «География. Рабочая тетрадь. 10—11 классы» 4.В. П. Максаковский. «География. Методические рекомендации. 10—11 классы» Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся. Обучающимся должны быть созданы необходимые условия для ведения самостоятельной познавательной, учебноисследовательской, а также индивидуальной и групповой проектной деятельности. Учащиеся должны иметь возможность размещать продукты собственной учебной деятельности в информационно-образовательной среде образовательной организации. Для обеспечения учебной деятельности школьникам должен быть обеспечен доступ к информационным ресурсам школьных библиотек и медиатек, а также к ресурсам Интернета. Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нём также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Кабинет географии должен иметь специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки практических работ. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя. Оборудование кабинета должно включать: • современное лабораторное и демонстрационное оборудование; • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения, включающих: — графопроектор; — аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видео-информации; — компьютер; — мультимедиапроектор; — интерактивную доску; — медиатеку; — широкополосный Интернет; — оборудование для спутниковой навигации; • комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии; • комплект портретов выдающихся географов и путешественников; • библиотеку учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литертуры; • картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.; • стенды для экспозиционных материалов. Карты: Австралия (социально-экономическая карта) Африка (политическая карта) Евразия (политическая карта) Зарубежная Европа (социально-экономическая карта) Политическая карта мира Северная Америка (социально-экономическая карта) Южная Америка (политическая карта)