Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 9» Согласовано на заседании МСШ Протокол №1 «27» августа 2020 г. Рассмотрено на заседании «Утверждено» педсовета директор Протокол №1 школы-интернат №9 «27» августа 2020 г. Приказ №82от «31» августа 2020 г. Рабочая программа Профориентация 10-11 класс Автор: Учитель математики Федотова Е.С. Г. Верхняя Салда 2020 г. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с использованием материалов авторского учебно-методического комплекса Человек и профессия. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/ авт. сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина и др. Учебно –методическое пособие Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»:программа предпрофильной подготовки», Базовый уровень. 10-11 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Курс «Профориентация» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор уже в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Главной же целью профориентационного образования стоит формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии; расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей; обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях; обучить планированию профессиональной карьеры. Данная программа рассчитана на два года обучения (34 часа из расчета 0,5 часа в неделю) — в 10-11 классах. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса 1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии; 2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии; 3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения; 4. создание условий для повышения готовности подростков к социальнопрофессиональному самоопределению. Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения; требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. 5. Содержание учебного курса 10 класс Перечень разделов Введение. Образ «Я». Предмет и задачи курса. Самооопределение. Тест Ошибки при выборе профессии Основные изучаемые темы (вопросы в разделе) Цели и задачи курса. Важность выбора профессии. Формулировка основных проблем при выборе профессии. Распространенные ошибки при выборе профессии, выработка навыка выявления «положительных» и «отрицательных» сторон различных профессий. Мотивы и ценностные ориентации их роль в смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная профессиональном самоопределении. сфера личности. Потребности. Виды потребностей Внутренний мир человека и система Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. представлений о себе. Самооценка Многообразие личностных особенностей. Конструирование своего образа «Я», формула самооценки. Определение уровня самооценки Понятие и построение профессионального плана личного и Построение личного профессионального плана. Основные элементы структуры ЛПП. Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, Что я знаю о своих возможностях. воспроизведение. Виды памяти. Память. Виды памяти. Особенности памяти, приёмы и методы Основные приемы и методы запоминания (группировка, опорные запоминания.. пункты, план, классификация) Внимание. Качество и виды внимания. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, Определение особенностей своего распределение, избирательность). Наблюдательность как внимания. профессионально важное качество. Условия развития внимания. Ощущение. Восприятие. Представление. Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, Воображение восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий Мышление. Типы мышления. Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. Формы и сущность логического мышления. Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) Типы нервной системы. Типы Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. темперамента Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. Основные характеристики типов темперамента. Темперамент и выбор профессии Определение типов темперамента (методика Резапкиной). Влияние темперамента на профессию. Тепинг-тест. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Характер. Черты характера и их проявление Характер. Виды черт характера. Анализ различных черт характера. в профессиональной деятельности. Волевые качества личности. Сила воли. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Чувства и эмоции. Понятие «чувства» и «эмоции». Способы проявления эмоций. Типы агрессивного поведения. Эмоциональность личности и выбор профессии. Практические задания/упражнения на проявление и узнавание эмоций. Тест эмоций. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов . Способы разрешения конфликтов. Человеческие ресурсы. Обобщающий урок. Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Конфликт. Виды конфликтов Определение способов выхода из конфликта. Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации». Мир профессий. Формула профессии. Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Понятия профессии, специальности, Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», специализации, квалификации. «квалификация» Классификация профессий. Признаки Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по профессии. орудиям труда, по условиям труда. Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет труда в профессиональной деятельности. Определение типа будущей профессии Цели труда в профессиональной деятельности. Средства труда в профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса. Понятие «предмет труда».Группы предметов труда. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Качества профессионала Условия профессионального труда Понятие профессиограммы. Анализ профессии Формула профессии Уровни самостоятельности труда. Виды ответственности труда. Ключевые компетенции. Профессионально-важные качества Обобщение. Что я знаю о профессиях Понятие «цели труда».Гностические, преобразующие, изыскательские профессии. Понятие «средства труда».Группы средств труда. Степени проблемности труда. Специфика Особенности деловых контактов в труде. организации труда. Виды условий труда. Анализ профессионального труда. Знакомство с профессиограммами. Составление формулы профессии. Обсуждение профессий. Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессий. Самостоятельная работа. Работа с таблицей Е.А.Климова. Определение профессионально важных качеств (черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы) по типам профессий для успешной деятельности. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. 11 класс Тема Мир профессий Повторение .Типы профессий. Матрица выбора профессий Характеристика профессий типа «человекчеловек» Характеристика профессий типа «человектехника». Характеристика профессий типа «человек знаковая система». Характеристика профессий типа «человекприрода». Характеристика профессий типа «человекхудожественный образ ». Основные изучаемые темы (вопросы в разделе) Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Обобщающий урок . Способности, интересы и профессиональная пригодность Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности и офисным видам деятельности Способности к профессиям социального типа. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности Профпригодность. Уровни профпригодности. Профессия и здоровье. Технологии основных сфер профессиональной деятельности. Понятие карьеры. Виды карьеры. Должность Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Арт-технологии. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». Обобщение изученных типов профессий, их ПВК. Мини –проектная работа « Моя будущая профессия» Понятие задатков, способностей, выявление технических способностей. Понятия «склонности», «интересы». Талант, задатки, способности. Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности. Анализ собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор Определение направленности к интеллектуальным видам деятельности (социально–экономическая направленность, филология, физико–математический цикл, естественнонаучный цикл). Выявление способностей к офисным видам деятельности (тест “Интеллектуальная лабильность” (модификация)). Выявление предрасположенности к конфликтному поведению (тест Томаса), способы разрешения конфликтов, разбор стратегий поведения в предложенных ситуациях. Определение уровня развития профессионально важных качеств руководителя и предпринимателя, определение доминирующей стратегии поведения в обществе. Оценка уровней развития артистических способностей. Одаренность, талант. Обобщение информации: оценка сформированности выявленных способностей, психологический кроссворд. Понятия «специальные способности, профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность Понятие «профессиональное здоровье». Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Возможные воздействия профессиональной деятельности на здоровье, факторы профессионального риска возникновения заболеваний. Противопоказания по отдельным группам профессий, ограничения профпригодности. Проблема профилактики психоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности. Тест «Образ жизни Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры Знакомство с технологиями индустриального производства. Профессии индустриального производства Сфера агропромышленного комплекса. Технология агропромышленного производства. Отрасли земледелия и животноводства. Структура легкой и пищевой промышленности. Профессии в сфере лёгкой и пищевой промышленности. Профессии в сфере общественного питания. Торговля. Профессии в сфере торговли. Торговля, универсам, торговый комплекс, складмагазин, ресторан, кафе, столовая, закусочные. Понятие «арт-технологии». Технологии искусства. Профессии в сфере арт-технологии. Понятие «перспективные технологии». Профессии новых перспективных сфер. Перспективные технологии, лазерная, электронно-лучевая технология, вычислительная техника. Структура социальной сферы профессиональной деятельности. Социальная сфера, социальные потребности, социальная политика. Предпринимательство в системе рыночной экономики. Формы предпринимательской деятельности. Профессии предпринимательства. Предпринимательская деятельность, предприниматель, индивидуальны и коллективное Технологии управленческой деятельности. Необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования. Технология основных сфер профессиональной деятельности. Планирование профессиональной карьеры. Современный рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. Что ожидает молодого специалиста на рынке труда? Участие в собеседовании. Внешность и поведение. Навыки самопрезентации Составление резюме. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» Пути получения профессии. Обобщающий урок. Творческий проект «Моя будущая профессия» Защита проекта предпринимательство, устав, договор, контракт. Структура управленческого процесса. Функции управленческой деятельности. Методы управления. Профессии в управленческой деятельности. Управление, менеджмент, менеджер, принципы управления, методы управления Совершенствование человека в труде. Труд и профессионализм. Повторение и систематизация знаний о многообразии основных сфер профессиональной деятельности, необходимых качествах для той или иной профессии Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Формирование предложения и спроса на современном рынке труда (актуальные рабочие места, спрос и предложение на современном рынке труда). Выявление наиболее востребованных профессий Понятия резюме и автобиография, различия и сходство. Требования, предъявляемые к резюме. Рассмотрение вариантов. Создание собственного резюме. Отличительные особенности заявления о приеме на работу, автобиографии и резюме. Типы резюме. План, структура и цели резюме. Требования к резюме. Составление собственного резюме. Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») Варианты профессионального образования. Виды учебных учреждений, форм обучения, их отличительные особенности. Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Подготовка и защита профориентационных проектов . Презентация профессии , составление развернутой профессиограммы. Перечень практических и проектных работ № Название работы 10 класс 1 2 3 4 5 6 Практическая работа «Самоопределение» Практическая работа «Составление личного профессионального плана» Практическая работа « Определение типа темперамента и формулы темперамента» Практическая работа «Способы разрешения конфликтов» Творческий проект «Определение профессии, специальности, должности»» Практическая работа «Анализ профессии» 7 Проектная работа «Что я знаю о профессиях» 1 2 3 4 5 11 класс Проектная работа «Характеристика профессии» Практическая работа «Определение индекса здоровья » Практическая работа «Составление резюме » Практическая работа « Составление ЛПП. Сравнительный анализ » Проектная работа «Моя будущая профессия» 3. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Введение. Образ «Я». Предмет и задачи курса. Самооопределение. Тест Ко лво час ов 3 Мотивы и ценностные ориентации их роль в профессиональном самоопределении. 1 смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей Понятие и построение личного и профессионального плана 1 Построение личного профессионального плана. Основные элементы структуры ЛПП. Что я знаю о своих возможностях. Память. Виды памяти. Особенности 8 Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды 1 1 Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля Цели и задачи курса. Важность выбора профессии. Знать: роль профессионального самоопределения в жизни человека; основные разделы программы курса; Уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека Знать: сущность понятий «мотивы и потребности»,классификацию мотивов, цели и потребности человека, основные потребности человека (по А. Маслоу), Уметь: выявлять свои преобладающие мотивы выбора профессии. выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений Знать: понятие личного и профессионального плана , основные элементы структуры ЛПП. Уметь: определять свои цели, обосновывать их выбор, составлять личного и профессионального плана как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека ,выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности Знать: определение понятия «память; виды памяти, основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание Тест Беседа Практическа я работа контроль памяти, приёмы и методы запоминания. памяти. Основные приемы и методы запоминания (группировка, опорные пункты, план, классификация) 5 Внимание. Качество и виды внимания. Определение особенностей своего внимания. 1 Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. 6 Мышление. мышления. 1 7 Темперамент выбор профессии и 1 Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. Определение типов темперамента (методика Резапкиной). Влияние темперамента на профессию. Тепинг-тест. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. 8 Характер. Черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. 1 Характер. Виды черт характера. Анализ различных черт характера. 9 Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. 1 Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. 10 Способы разрешения конфликтов. 1 Конфликт. Виды конфликтов. Определение способов выхода из конфликта. Типы и воспроизведение), роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Уметь: объяснять различие видов памяти; определять особенности своей памяти, условия развития памяти. Знать: определение понятия «внимание»; виды внимания. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность), наблюдательность как профессионально важное качество, условия развития внимания. Уметь: объяснять различие качеств и видов внимания; определять особенности своего внимания Знать: понятие «мышление»,типы мышления, основные качества мышления Уметь: выявлять свой преобладающий тип мышления Знать: понятие «темперамент», характеристику темпераментов,различия в типах темперамента Уметь: выявлять свой ведущий тип темперамента, составлять формулу темперамента, анализировать особенность поведения людей, имеющих разные типы темперамента в конкретных ситуациях. Знать: определение понятия «характер»;виды черт характера. Уметь: определять наиболее типичные черты своего характера,соотносить поведение человека с его чертами характера Знать: определение понятия «общение»; признаки делового общения. Уметь: формулировать признаки делового общения, определять уровень собственной общительности с помощью специальных методик; использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях Знать: определение понятия «конфликт»; виды конфликтов; способы разрешения конфликтов. Уметь: определять свой уровень Контроль и самоконтро ль Беседа. самоконтро ль Практическа я работа самоконтро ль Беседа Работа в группе Человеческие ресурсы. Обобщающий урок. 1 Мир профессий. Формула профессии. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Классификация профессий. Признаки профессии. 6 13 Предмет труда в профессиональной деятельности. Определение типа будущей профессии 1 Понятие «предмет труда».Группы предметов труда. 14 Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Качества 1 Степени проблемности труда. Специфика организации труда. Особенности деловых контактов в труде. Уровни самостоятельности труда. Виды ответственности труда. Ключевые 11 12 1 Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации». Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» конфликтности с помощью диагностических тестов, объяснить особенности различных способов разрешения конфликтов. Уметь: обобщать ,анализировать полученную информацию, формировать адекватное представление о себе и своих возможностях на основе самодиагностики и знания условий развития личностного потенциала. Знать: определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», характеристика труда: характер процесс и условия труда различных профессий, признаки классификации профессий Уметь: объяснять различия и устанавливать взаимосвязь между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией; видеть отличия в понятиях, аргументировать необходимость классификации профессий, объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» Знать: определение понятия «предмет труда», ведущий предмет труда каждой профессии; определение понятия «тип профессии». Уметь: выделять обобщенные признаки ,выявлять тип своей будущей профессии с помощью методики Е.А.Климова, приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий Знать: степени проблемности и специфику организации труда, уровни самостоятельности в профессиональной деятельности; степени ответственности труда, понятие «ключевые компетенции». Уметь: определять ,приводить примеры по степени проблемности и специфики Практическа я работа. самоконтро ль Беседа. Работа в парах Практическа я работа Работа в паре, самоконтро ль. профессионала компетенции. 15 Условия профессионального труда. Понятие профессиограммы. Анализ профессии 1 16 Формула профессии. Профессиональноважные качества 1 17 Обобщение. Что я знаю о профессиях 1 Знакомство профессиограммами. с Составление формулы профессии. Обсуждение профессий. Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессий. Самостоятельная работа. Работа с таблицей Е.А.Климова. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Професс иональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. организации труда, определять, приводить примеры уровней самостоятельности в профессиональной деятельности; распределять профессии по степени ответственности ,давать характеристику современному специалисту. Знать: условия профессионального труда, виды условий, понятие «профессиограмма» Уметь: систематизировать полученную информацию, давать характеристику профессии, анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. Уметь: составлять формулу профессии, пользуясь профессиограммой, анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков, Практическа я работа Самоконтро ль Уметь: составлять модель будущей профессии, анализировать свои личные профессиональные планы Проектная работа Результаты Вид контроля 11 класс № Тема Ко лво час ов Основные изучаемые темы (вопросы в разделе) Мир профессий 4 Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально 1 Матрица выбора профессий 1 2 Характеристика профессий типа «человек-техника». Характеристика профессий типа «человек-человек». 1 Знать: основные типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий Уметь: определять профессии, наиболее близкие своим интересам с помощью матрицы. Самоконтро ль Знать: характеристику профессий типа «ч-ч», подтипы профессий типа «Ч-Ч», ПВК профессий, характеристику профессий типа «ч-т», подтипы профессий типа «Ч-т» ПВК профессий, Самоконтро ль Характеристика профессий типа «человек - знаковая система». 3 Характеристика профессий типа «человек-природа». Характеристика профессий типа «человек художественный образ». 1 4 Обобщающий урок. 1 важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек человек» Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система» Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». Обобщение изученных типов профессий, их ПВК. Мини –проектная работа « Моя будущая профессия» характеристику профессий типа «ч-з», подтипы профессий типа «Ч-з» ПВК профессий Уметь: аргументировать свое отношение к профессиям данного типа, приводить примеры и указывать отличия в характере, процессах и условиях труда в профессиях разного типа «ч-ч» аргументировать свое отношение к профессиям данного типа, приводить примеры и указывать отличия в характере, процессах и условиях труда в профессиях разного типа «ч-т», аргументировать свое отношение к профессиям данного типа, приводить примеры и указывать отличия в характере, процессах и условиях труда в профессиях разного типа «ч-з» Знать: характеристику профессий типа «ч-п», подтипы профессий типа «Ч-п» ПВК профессий, характеристику профессий типа «ч-х», подтипы профессий типа «Ч-х» ПВК профессий Уметь: аргументировать свое отношение к профессиям данного типа, приводить примеры и указывать отличия в характере, процессах и условиях труда в профессиях разного типа «ч-п», аргументировать свое отношение к профессиям данного типа, приводить примеры и указывать отличия в характере, процессах и условиях труда в профессиях разного типа «ч-х» Самоконтро ль Знать: сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Уметь: выявлять особенности своих интересов и склонностей; соотносить области своих интересов и склонностей с требованиями различных Проектная работа 5 Способности, интересы и профессиональная пригодность 3 1 Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 6 7 Способности к интеллектуальным видам деятельности и офисным видам деятельности Способности к профессиям социального типа. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности 1 Профпригодность. Уровни профпригодности. 1 Понятие задатков, способностей, выявление технических способностей. Понятия «склонности», «интересы». Талант, задатки, способности. Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности. Анализ собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор Определение направленности к интеллектуальным видам деятельности (социально– экономическая направленность, филология, физико– математический цикл, естественнонаучный цикл). Выявление способностей к офисным видам деятельности (тест “Интеллектуальная лабильность” (модификация)). Выявление предрасположенности к конфликтному поведению (тест Томаса), способы разрешения конфликтов, разбор стратегий поведения в предложенных ситуациях. Определение уровня развития профессионально важных качеств руководителя и предпринимателя, определение доминирующей стратегии поведения в обществе. Оценка уровней развития артистических способностей. Одаренность, талант. Обобщение информации: оценка сформированности выявленных способностей, психологический кроссворд. Понятия «специальные способности, профессий Знать: понятие «способности»,виды способностей,их характеристику. Уметь: называть основные виды способностей, объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей. Тестировани е. Взаимоконт роль. Практическа я работа. Знать: виды специальных способностей, понятие «компенсация способностей» Уметь: выявлять свои специальные способности; соотносить свои желания (хочу)со своими способностями(могу) и возможностями, оценивать степень развития своих способностей. Знать: понятия «профпригодность» ,степени профпригодности. Уметь: формулировать требования профессии к человеку, классифицировать профессии по признаку профпригодности ,делать вывод о своей готовности к осознанному выводу будущей Работа в группе Практическа я работа 8 Технологии основных сфер профессиональной деятельности. 6 1 Понятие карьеры. Виды карьеры. Должность профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры профессии. Знать: отличительные признаки различных видов карьеры, цели своей будущей карьеры, понятия «карьера», «должность» Уметь: проектировать варианты своей будущей карьеры ,соотносить свою самооценку с поставленной целью беседа Знать: виды индустриального профессионального производства, профессии тяжелой индустрии,характерные особенности современных технологий индустриального производства, сферы агропромышленного комплекса, профессии в сфере АПК, содержание труда и ПВК работников данных профессий Уметь: приводить примеры наиболее распространённых современных технологий в различных отраслях индустриального производства, эфективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции Знать: структуру легкой и пищевой промышленности, их значение; предприятия сферы легкой промышленности, профессии пищевой промышленности, виды профессий в сфере торговли и общественного питания, требования к ним, содержание труда отдельных видов профессий. предприятия, занимающиеся торговой деятельностью Уметь: соотносить свои качества с ПВК профессии беседа Знать: основные виды современных перспективных технологий;определения понятий “информационные технологии”; “нанотехнологии”; основные сферы применения современных перспективных технологий. Уметь:приводить примеры применения современных Самоконтро ь 9 Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства. 1 Знакомство с технологиями индустриального производства. Профессии индустриального производства. Сфера агропромышленного комплекса. Технология агропромышленного производства. Отрасли земледелия и животноводства. 10 Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. 1 11 Универсальные перспективные технологии. 1 Структура легкой и пищевой промышленности. Профессии в сфере лёгкой и пищевой промышленности. Профессии в сфере общественного питания. Торговля. Профессии в сфере торговли. Торговля, универсам, торговый комплекс, склад-магазин, ресторан, кафе, столовая, закусочные. Понятие «перспективные технологии». Профессии новых перспективных сфер. Перспективные технологии, лазерная, электронно-лучевая технология, вычислительная техника. Взаимоконт роль 12 13 14 Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Технологии управленческой деятельности. 1 Технология основных сфер профессиональной деятельности. 1 Планирование профессиональной карьеры. 4 Современный рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. 1 Предпринимательство в системе рыночной экономики. Формы предпринимательской деятельности. Профессии предпринимательства. Предпринимательская деятельность, предприниматель, индивидуальны и коллективное предпринимательство, устав, договор, контракт. Структура управленческого процесса. Функции управленческой деятельности. Методы управления. Профессии в управленческой деятельности. Управление, менеджмент, менеджер, принципы управления, методы управления Повторение и систематизация знаний о многообразии основных сфер профессиональной деятельности, необходимых качествах для той или иной профессии Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Формирование предложения и спроса на современном рынке труда (актуальные рабочие места, спрос и предложение на современном рынке труда). Выявление наиболее востребованных профессий перспективных технологий во всех сферах жизни общества Знать: роль предпринимательства в системе рыночной экономики, основные формы и моральные принципы деятельности, структуру управленческого процесса, его организацию и стили управления Уметь сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии Знать: сферы и отрасли современного производства; виды массовых профессий сферы производства и обслуживания; содержание труда отдельных профессий. Уметь: сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; находить информацию о профессиях и учреждениях профессионального образования Знать: понятия «социальный заказ ,рынок труда, работник, работодатель». Уметь: аргументировать причины выбора профессии с учетом состояния рынка труда. Практическа я работа Оперативны й. Кроссворд. Текущий. Беседа 15 Что ожидает молодого специалиста на рынке труда? Участие в собеседовании. Внешность и поведение. Навыки самопрезентации. Составление резюме. 1 16 Пути получения профессии. 1 17 Обобщающий урок. 1 Понятия резюме и автобиография, различия и сходство. Требования, предъявляемые к резюме. Рассмотрение вариантов. Создание собственного резюме. Отличительные особенности заявления о приеме на работу, автобиографии и резюме. Типы резюме. План, структура и цели резюме. Требования к резюме. Составление собственного резюме. Варианты профессионального образования. Виды учебных учреждений, форм обучения, их отличительные особенности. Система профессиональнотехнического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Знать: основами самопрезентации , Текущий. понятие имиджа и его беседа составляющих, понятие резюме, требования к оформлению современного резюме, его роль при поиске работы Уметь: преподнести себя , продемонстрировать работодателю свои лучшие качества , нализировать особенности своего поведения, представить себя, составить анкету, моделировать свое профессиональное будущее. Знать: виды профессионального образования; формы получения профессионального образования; источники информации о рынке образовательных услуг. Уметь: объяснять особенности различных форм обучения при получении профессионального образования; доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий; находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями. Текущий. работа в группах Уметь: анализировать свои возможности достижения цели, провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и в конце изучения курса, делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. Итоговый. Практическа я работа ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ http://www.kto-kem.ru Азбука профессий http://www.moeobrazovanie.ru Интернет-портал для абитуриентов http://www.vyborprofessia.ru Популярные профессии с профессиограммой http://education.superinform.ru Информационно-поисковый портал для родителей http://www.ucheba.ru Образовательный портал http://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию» http://www.proforientator.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm Портал «Российское образование» http://www.planetaedu.ru Планета образования http://moscollege.umcpo.ru «Выбери профессию» (государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования) http://www.proekt-pro.ru Коммерческий проект «Пропуск в профессию» http://www.sami-forum.ru Международный молодежный форум по самоопределению "Мы сами!" www.metodkabi.net.ru - "Методический кабинет профориентации" психологапрофконсультанта Галины Резапкиной www.profor.ru - Персональный сайт психолога Юрия Тюшева "Профориентация для всех" www.profedu.ru - портал профессионального образования Москвы. Адресован старшеклассникам и выпускникам школ. www.proftime.edu.ru - сайт "Время выбрать профессию" Московского психологосоциального института. www.psykonvoy.ru - сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации "Гагаринский" Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающихся профориентационной работой, подросткам и их родителям. www.shkolniky.ru - сайт Столичного центра профориентации "Разумный выбор". Адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. www.profvibor.ru - сайт "Электронный музей профессий". Адресован прежде всего учащимся 8-11 классов. www.profcenter.mosuzedu.ru - сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации "Ясенево" Юго-западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям. www.urc.ac.ru/abiturient/index.html - общероссийская информационно-справочная система "Абитуриент". Предназначена для поступающих в вузы и школы России. www.start4you.ru - сайт "Образование карьера". Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. www.ucheba.ru - крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома "Всё для Вас". Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам.