ГМО психологов

25.05.2022

Деятельность педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС

Педагог-психолог Сивкова А.П.

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Как изменяется роль педагога-психолога образования в решении задач реализации ФГОС?

ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, а также к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Новый ФГОС выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

В связи с этим перед педагогами-психологами образования возникают новые задачи:

     разработать систему оценки качества образования, соответствующую новому стандарту.

     в совместном сотрудничестве с учителем оценивать уровень формирования компетенций.

     вместе с учителем отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге - уровень их социализации.

     совместно с педагогом и другими взрослыми обеспечивать контроль за развитием учащихся, давать оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Новые образовательные Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса: психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя. Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог получает новые обязанности:

     отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;

     отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. в том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании;

     владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса).

Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства в условиях реализации ФГОС предполагают и расширение перечня используемых психолого-педагогических технологий, а именно:

     моделирование и проектирование (образовательного пространства, образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий развития);  

     экспертиза (оценка соответствия образовательной среды – образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов – поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности);  Хочу такой сайт

     мониторинг (исследование развивающего характера и безопасности образовательной среды; психологический анализ урока; преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, в том числе диагностика сформированности ууд); 

     консилиум (как совместная педагогическая рефлексия решения задач индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, определение конкретных путей их решения в условиях специализированного обучения и т.д.); 

     тьюторство (проектирование зоны ближайшего развития, работа с личным интересом – потребностью – учащегося, формирование творческих компетентностей и т.д.);

     адресность (определение характера проблемы; поиск специалиста, способного решить проблему; содействие в установлении контакта со специалистом; подготовка сопроводительной документации; отслеживание результатов взаимодействия); 

     информационные технологии (сетевое взаимодействие, веб-сайт ОУ, интерактивные системы информирования, мультимедийные презентации в просветительской и консультативной деятельности, компьютерная психодиагностика).

Критериями эффективности деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС являются:

1. Динамика уровня развития и воспитанности обучающихся.

2.Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.

3.Рост психологической компетентности педагогов, рост профессионального уровня коллектива, повышение эффективности форм работы с детьми и родителями.

4.Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах.

5. Рост профессионального мастерства учителей, изменение характера их затруднений, уменьшение количества затруднений в элементарных психологических вопросах.

6. Сотрудничество, сотворчество всех участников образовательного процесса, демократизм действий с опорой на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.

Важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разъяснительная и информационная работа.

В новой парадигме психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку (от развития одаренности детей до сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На фоне интеграции/инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Стандарт является основой для разработки и реализации всех видов образовательных программ: Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы.

     
Ярмарка мастеров 2022.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».