ГМО психологов

25.05.2022

Деятельность педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС

Педагог-психолог Сивкова А.П.

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Как изменяется роль педагога-психолога образования в решении задач реализации ФГОС?

ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, а также к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Новый ФГОС выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

В связи с этим перед педагогами-психологами образования возникают новые задачи:

     разработать систему оценки качества образования, соответствующую новому стандарту.

     в совместном сотрудничестве с учителем оценивать уровень формирования компетенций.

     вместе с учителем отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге - уровень их социализации.

     совместно с педагогом и другими взрослыми обеспечивать контроль за развитием учащихся, давать оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Новые образовательные Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса: психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя. Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог получает новые обязанности:

     отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;

     отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. в том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании;

     владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса).

Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства в условиях реализации ФГОС предполагают и расширение перечня используемых психолого-педагогических технологий, а именно:

     моделирование и проектирование (образовательного пространства, образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий развития);  

     экспертиза (оценка соответствия образовательной среды – образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов – поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности);  Хочу такой сайт

     мониторинг (исследование развивающего характера и безопасности образовательной среды; психологический анализ урока; преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, в том числе диагностика сформированности ууд); 

     консилиум (как совместная педагогическая рефлексия решения задач индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, определение конкретных путей их решения в условиях специализированного обучения и т.д.); 

     тьюторство (проектирование зоны ближайшего развития, работа с личным интересом – потребностью – учащегося, формирование творческих компетентностей и т.д.);

     адресность (определение характера проблемы; поиск специалиста, способного решить проблему; содействие в установлении контакта со специалистом; подготовка сопроводительной документации; отслеживание результатов взаимодействия); 

     информационные технологии (сетевое взаимодействие, веб-сайт ОУ, интерактивные системы информирования, мультимедийные презентации в просветительской и консультативной деятельности, компьютерная психодиагностика).

Критериями эффективности деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС являются:

1. Динамика уровня развития и воспитанности обучающихся.

2.Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.

3.Рост психологической компетентности педагогов, рост профессионального уровня коллектива, повышение эффективности форм работы с детьми и родителями.

4.Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах.

5. Рост профессионального мастерства учителей, изменение характера их затруднений, уменьшение количества затруднений в элементарных психологических вопросах.

6. Сотрудничество, сотворчество всех участников образовательного процесса, демократизм действий с опорой на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.

Важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разъяснительная и информационная работа.

В новой парадигме психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку (от развития одаренности детей до сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На фоне интеграции/инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Стандарт является основой для разработки и реализации всех видов образовательных программ: Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы.

     
Ярмарка мастеров 2022.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».