25.05.2022
Деятельность
педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС
Педагог-психолог Сивкова А.П.
Введение федерального государственного
образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое,
что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся,
учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и
личностного потенциала. Как
изменяется роль педагога-психолога образования в решении задач реализации ФГОС?
ФГОС меняет требования к результатам
освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и
содержанию, а также к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний
не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.
Новый ФГОС
выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции:
предметные, метапредметные и личностные.
Компетентностный
подход выдвигает на первое место не
информированность ученика, а
способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что
ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт,
контролировать эффективность собственных действий.
В связи с этим перед педагогами-психологами образования возникают новые
задачи:
— разработать систему оценки качества
образования, соответствующую новому стандарту.
— в совместном сотрудничестве с
учителем оценивать уровень формирования компетенций.
— вместе с учителем отслеживать
формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в
итоге - уровень их социализации.
— совместно с педагогом и другими
взрослыми обеспечивать контроль за развитием учащихся, давать оценку
комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.
Новые образовательные
Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников
образовательного процесса: психолог становится фигурой, равновеликой фигуре
учителя. Занимая одну из ключевых
позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог получает новые
обязанности:
— отвечает за измерение результатов обучения, то
есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;
— отвечает за учет особенностей развития каждого
ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным
возможностям. в том числе в условиях организации инклюзивных процессов в
образовании;
— владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных
образовательных траекторий, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между
различными участниками образовательного процесса).
Содержание и организация
психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства
в условиях реализации ФГОС предполагают и расширение перечня используемых
психолого-педагогических технологий, а именно:
— моделирование и проектирование (образовательного пространства,
образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий развития);
— экспертиза (оценка соответствия образовательной среды –
образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов –
поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности);
— мониторинг
(исследование развивающего характера и безопасности образовательной среды;
психологический анализ урока; преодоление психолого-педагогических проблем
участников образовательного процесса, в том числе диагностика
сформированности ууд);
— консилиум (как
совместная педагогическая рефлексия решения задач индивидуальной стратегии
сопровождения ребенка, определение конкретных путей их решения в условиях
специализированного обучения и т.д.);
— тьюторство
(проектирование зоны ближайшего развития, работа с личным интересом –
потребностью – учащегося, формирование творческих компетентностей и т.д.);
— адресность
(определение характера проблемы; поиск специалиста, способного решить проблему;
содействие в установлении контакта со специалистом; подготовка сопроводительной
документации; отслеживание результатов взаимодействия);
— информационные технологии (сетевое взаимодействие, веб-сайт ОУ, интерактивные системы
информирования, мультимедийные презентации в просветительской и консультативной
деятельности, компьютерная психодиагностика).
Критериями эффективности
деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС являются:
1. Динамика уровня
развития и воспитанности обучающихся.
2.Улучшение адаптационных
возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей
работы.
3.Рост психологической
компетентности педагогов, рост профессионального уровня коллектива, повышение
эффективности форм работы с детьми и родителями.
4.Улучшение
психологического климата в педагогическом и классных коллективах.
5. Рост профессионального
мастерства учителей, изменение характера их затруднений, уменьшение количества
затруднений в элементарных психологических вопросах.
6. Сотрудничество,
сотворчество всех участников образовательного процесса, демократизм действий с
опорой на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора
методов и средств обучения.
Важное место в
образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся,
индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной
и комфортной образовательной среды, разъяснительная и информационная работа.
В новой парадигме
психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку
(от развития одаренности детей до сопровождения
ребенка с ограниченными возможностями здоровья) в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации.
На фоне интеграции/инклюзии
части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой
нарушения развития, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее
время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения
специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования.
Стандарт является основой для разработки и реализации всех
видов образовательных программ: Основной образовательной программы; Адаптированной
образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы.