Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ "Школе - интернат №9" специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе частично создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и слабовидящих детей. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• индивидуальное обучение на дому,
• дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья вМБОУ "Школе - интернат №9"рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организацииМБОУ "Школе - интернат №9"созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Школа расположена в одном здании общей площадью 3477,7 кв.м.. Для занятий учащихся специально оборудовано на 1 этаже 9 классов. Помещения оборудованы ростовой мебелью. Установлены кулеры для организации питьевого режима. Школа имеет 3 мобильных компьютерных (15 ноутбуков, 13 нетбуков, 20 планшетов). Оборудован кабинет музыки и изобразительного искусства.
В школе оборудована швейная мастерская и кабинет кулинарии, столярная и слесарная мастерские.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе оборудованы швейная мастерская и кабинет кулинарии , столярная и слесарная мастерская. В столярной и слесарной мастерской имеется парк станков : токарные по дереву, сверлильные , токарные по металлу, фрезерные, заточные. Мастерские оборудованы верстаками и всем необходимым ручным инструментом. Имеется запас сырья и заготовок для выполнения практических заданий.Школа имеет 3 мобильных компьютерных (15 ноутбуков, 13 нетбуков, 20 планшетов). Оборудован кабинет музыки и изобразительного искусства.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека оснащена компьютерным и множительным оборудованием.
Электронных приложений к учебникам - 69, в том числе ФГОС - 57.
Медиатека насчитывает 35 видеофильмов, 15 CD-приложений.
Общий фонд справочной литературы - 550 экз.
Обеспечен выход в Интернет всем участникам образовательного процесса.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для занятий физической культурой и спортом в школе оборудован спортивный зал с распашными дверями и широкими проемами.Спортивный зал имеет естественное и искусственное освещение , для искусственного освещения используются светодиодные светильники.Спортивный залоснащен механической приточно-вытяжной вентиляцией. Имеется возможность открытия верхних фрамуг оконных заполнений с помощью дистанционно управляемых электрических приводов. Покрытие полов в зале выполнено из специализированного спортивного ПВХ покрытия.
На территории школы имеется площадка для проведения практических занятий по отработке правил дорожного движения.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает современной материально-технической базой, включающей материальные объекты для организации образовательной деятельности, оснащенные:
- техническими средствами: сервер, компьютеры, моноблоки, информационно-телекоммуникационная сеть, мультимедийное оборудование, интерактивные доски, проекторы, экраны, принтеры, сканеры, ксероксы, лабораторное оборудование, спортивное оборудование и инвентарь, лингафонное оборудование, и т.п.;
- печатными, электронными и информационными образовательными ресурсами: печатные и электронные учебники и учебные пособия, периодические издания, базы данных, лицензионное программное обеспечение и т.п.
В школе созданасоциокультурная среда, обеспечивающая организацию воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступность входных путей:
- Нашкольной территории имеется парковка для подвоза детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- Кнопка вызова сотрудника;
- Пандус на входе в здание;
- Табличка с названием выполнена шрифтом Брайля;
- Навес над входом в здание;
- Отдельный турникет для инвалидов-колясочников;
- Доступные элементы здания идентифицированы символами доступности;
- В должностную инструкцию охранников включены должностные обязанности по оказанию необходимой технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Доступность перемещения внутри здания:
- Указатели и наименования кабинетов выполнены шрифтом Брайля;
- Пункт питания, библиотека, учебные аудитории (частично), интернат приспособлены для лиц с ОВЗ и инвалидов различной нозологии;
- Выделенное место отдыха и ожидания;
- Тактильные мнемосхемы этажей;
Доступность учебных помещений:
- Выделенные первые столы для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске - в первом ряду, в учебных помещениях, приспособленных для лиц с ОВЗ и инвалидов;
Специальные условия питания
Школьная столовая работает в режиме шестидневной рабочей недели. Обеденный зал, оборудован на 100 посадочных мест из них 10 мест для инвалидов и лиц с ОВЗ. Питание учащихся школа обеспечивает самостоятельно в соответствии с муниципальным контрактам на оказание услуг по организации питания. Для обеспечения питания учащихся разработано десятидневное цикличное меню, согласованное с Роспотребнадзором. Финансирование затрат на питание учащихся школы осуществляется за счет средств бюджета для всех учащихся. При организации обучения с использованием дистанционных технологий дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ получают компенсацию за питание.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения вшколеосуществляется на основе договора сГБУЗ«Верхнесалдинская ЦГБ». Вшколеработает фельдшер.Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения. В нашем учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. Вшколеорганизована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется оздоровление обучающихся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностямиобучения. В летний периодорганизовывается летнийоздоровительныйлагерь.
Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры с 1 по 11 класс. Особое внимание уделяется диспансеризации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения, опекаемым учащимся и детям из семей, попавших в трудную семейную ситуацию. При необходимости, ребята с ограниченными возможностями здоровья могут получить психологическуюи другую консультативную помощь в школе, а так же техническую помощь ассистента (помощника).
Составлены индивидуальные учебных планы для обучающихся инвалидов и лиц ограниченными возможностями, которые обучаются на дому.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В постоянном режиме функционирует компьютерный класс. Оснащены компьютерами все учебные кабинеты и кабинеты специалистов: библиотека, кабинеты администрации, психолога, логопеда, социального педагога, класс в интернате.
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется кабинет для подготовки учебных материалов
для осуществления дистанционной формы образования обучающихся с инвалидностью и
ОВЗ.
С учетом особых
потребностей инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья, школой
обеспечивается представление учебных материалов в электронном виде. Форма
проведения текущей и промежуточной аттестации для обучающихся с инвалидностью и
ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей
(устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и
т.п.). При необходимости учебные материалы предоставляется в печатных и
электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Перечень электронных ресурсов
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru/)
- Министерство просвещения Российской Федерации (https://edu.gov.ru/)
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (http://obrnadzor.gov.ru)
- Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
- Сайт ФИПИ (https://fipi.ru/)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наофициальномсайте присутствует раздел с версией для слабовидящих.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Вход в помещение интерната находиться на первом этаже, имеет распашные двери, медицинский кабинет и кубрики на 1 этаже. Доступ беспрепятственный.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество жилых помещений в интернате,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья: кубрики на 1 этаже, кабинеты специалистов на 1 этаже, комната отдыха, медицинский кабинет.